Вадим Петров - Философия. Курс лекций

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Философия. Курс лекций"
Описание и краткое содержание "Философия. Курс лекций" читать бесплатно онлайн.
В книге рассмотрены базовые проблемы, определённые Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по философии.
Курс лекций профессора В. П. Петрова отличает новационность. Даны трактовки не только традиционных философских концепций, но и показаны особенности теоретических подходов, неизвестных ранее широкой читательской аудитории.
Содержание курса отличается предметностью и доступностью изложения основных позиций российской и зарубежной философских школ.
Учебник предназначен для студентов вузов.
• был изобретён печатный станок, приведший к сущностным изменениям в развитии информационного пространства мира.
Наука была тесно связана с философией, так как всё это требовало освобождения разума от схоластики и осмысления естественно-научной картины мира.
Выразителями естественно-научного взгляда на мир были крупнейшие мыслители эпохи Возрождения.
Кузанский Николай, настоящее имя Николай Кребс (Крипфс), сын мозельского крестьянина. Кузанским зовётся по месту рождения – местечко Куза на Мозеле (1401–1464 гг.) – немецкий философ, математик, механик, астроном, кардинал. Начальные знания приобретал в Голландии в Девентере общине «Братьев общей жизни», затем обучался в Гейдельбергском, Падуанском и Кёльнском университетах. Право изучал в Итальянском университете в Падуе, где познакомился с идеями гуманизма. В 1438 г. защитил диссертацию доктора теологии и вплотную занимался проблемами познания, в этом плане интересны его работы «О скрытом Боге», «О предпосылках». В 1448 г. становится кардиналом римско-католической церкви. Основная мировоззренческая проблема об отношениях Бога и мира им решается теоцентрично, но в тоже время и не так жёстко как трактует средневековое католическое богословие. Он пытается найти место человеческим чувствам и разуму в познании. Кузанский – тонкий логик, способный теологические установки коррелировать естественно-научными открытиями. Он – автор взглядов «о совпадении противоположностей», минимум и максимум при определённых условиях у него совпадают. Единое – не имеет противоположности. Для наглядности этой позиции он обращался к математике: при бесконечном увеличении радиуса круг превращается в прямую, тоже с прямоугольником – если одна из линий бесконечна, то и все остальные также. Для познания природы методологическое значение у него имеют математические понятия. Исходя из этих взглядов Кузанского, можно говорить об их начальных диалектикоматериалистических координатах. Кроме того Н. Кузанский составил географическую карту, предложил реформу юлианского календаря, выдвинул идею о бесконечности Вселенной. Среди друзей Николая Кузанского гуманисты Лоренцо Вала, Амброджио Траверсари, Пикколомини (будущий папа Пий II). Кузанский испытал сильное влияние неоплатонизма и немецкой мистики Мейстера Экхарта.
Коперник Николай (1473–1543 гг.), польский астроном, создатель гелиоцентрической картины мира. Родился в городе Торунь, где жил и работал в соборе Фромборка, исполняя обязанности каноника и одновременно занимаясь научными исследованиями. Его система совершила переворот в естествознании. Он отказался от принятого в течение многих веков учения о центральном положении Земли. В своём главном труде «Об обращении земных сфер», опубликованном с большими трудностями в самом конце жизни, Коперник объяснил видимые движения небесных светил вращением Земли вокруг оси и обращением планет, включая Землю, вокруг Солнца.
Браге Тихо (1546–1601 гг.) – датский астроном, реформатор практической астрономии. Составил уточнённый каталог 800 звёзд, открыл две новые неравномерности в движении Луны, измерил продолжительность года с погрешностью менее секунды, сделал первый, основанный не на наблюдениях, вывод о внеземной природе комет. Первый в истории человечества наблюдал взрыв сверхновой звезды. На основе данных Браге наблюдения Марса немецкий астроном И. Кеплер (1571–1630 гг.) вывел законы движения планет. В мае 1576 г. датско-норвежский король Фредерик II пожаловал Браге в пожизненное пользование остров Вен в проливе Эресунн, а также выделил деньги для строительства обсерватории, которую Тихо назвал Ураниборг – «Небесный замок». Однако новый король Дании Кристиан IV лишил его всех ранее полученных королевских благ. В итоге Браге вынуждено перебрался в Прагу, где стал придворным математиком и астрономом Рудольфа II – императора Священной Римской империи, но неожиданно умер. По приказу императора его похоронили с рыцарскими почестями в пражском Тынском соборе.
Телезио Бернардино (1509–1588 гг.), итальянский натурфилософ, деист. Основал в Неаполе академию для опытного изучения природы, в которой объяснял природу из неё самой, а на место первотолчка (Бога) ставил естественные природные силы. В качестве метода исследования действительности Телезио определил эмпирический подход. Он считал материю неуничтожимой, а движущим началом – присущее природе тепло, борющееся с холодом. В своём сочинении «О природе вещей согласно её собственным началам» возрождал традиции ранней греческой натурфилософии. «Жизненный дух» – причина жизни и сознания животных и человека. Отстаивая идею единства живого, Телезио при объяснении социальной природы человека, признавал сотворённую Богом «высшую» душу.
Бруно Джордано, в миру Филиппо (1548–1600 гг.). Родился в местечке Нола близ Неаполя, в обедневшей семье дворян. Обучался в монастырской школе доминиканского ордена, где получил сан священника и степень доктора философии. Разочаровавшись в теологической деятельности, покинул монастырь. Выступал с учением о единстве и материальности Вселенной. Подвергал критике религиозную картину мира и множественные христианские догматы. Отдавая дань пантеизму, отрицал наличие Бога, творца и управителя Мира. Развивал гелиоцентрическую систему Коперника, выдвинул положение о множественности обитаемых миров. Полностью отвергал представления о существовании загробной жизни. В религии Бруно видел силу, порождающую войны, раздоры и пороки в обществе. За свои выступления подвергся преследованиям инквизиции, вынужденно покинул Италию. Несколько лет жил в Швейцарии, Франции, Англии, Германии, занимался преподавательской деятельностью в ряде университетов. Возвратясь в Италию в 1592 г., был арестован, обвинён в ереси и свободомыслии, более семи лет провёл в тюрьме и 17 февраля 1600 г., не признав выдвинутых против него обвинений, был публично сожжён на костре. Основные сочинения: «О причине, начале и едином», «О бесконечности, Вселенной и мирах», «О героическом энтузиазме». Автор антиклерикальной поэмы «Ноев ковчег».
Вторая группа проблем
Её можно определить как гуманистическую. Человек рассматривается мыслителями эпохи Ренессанса как высшая ценность, а его благо, его счастье и развитие представлялись как высшая цель общества и государства. Ценность человека определялась тем, что он создан по образу и подобию Божию, а значит, обладает такими же универсальными свойствами, как Бог-творец. Эта мысль, в частности, раскрывается Пико делла Мирандолой во введении к трактату «900 тезисов» под названием «Речь о достоинствах человека». Наличие у человека свободы выбора делает его раскрепощённым, утверждая его творческую способность самоопределения.
Пико делла Мирандола Джованни (1463–1494 гг.), итальянский мыслитель, представитель раннего гуманизма. Учился в университетах Болоньи, Феррары, Падуи, где осваивал схоластическую теорию. Будучи молодым человеком попытался систематизировать высказывания великих мыслителей всей предшествующей эпохи, которые собирал по-крупицам. В 1486 г. опубликовал «900 тезисов», которые и прославили его. В них он обнародовал философские и теологические положения, сделав собственное введение «Речь о достоинствах человека». Папская курия осудила 13 тезисов этой работы Пико, а его подвергла аресту за несогласие изменить их. С 1488 г. он поселился во Флоренции, вошел в кружок Лоренцо Медичи и флорентийских неоплатоников, испытал воздействие Савонаролы – настоятеля монастыря доминиканцев во Флоренции. Выступал против правления королевского рода Медичи, призывал Церковь к аскетизму.
Умер Пико совсем молодым, не дожив до возраста Христа.
Гуманизм (лат. humanus – человечность) – центральное для Ренессанса философское и в целом культурное явление. Гуманизм – система взглядов, в основе которых сам человек, как главная ценность мира, с его правами на свободу, счастье, творчество, любовь. Гуманизм зарождался на кафедрах университетов, его представляли педагоги, художники, поэты, скульпторы, дипломаты, публицисты, риторы. Из кружков по интересам возникали сообщества единомышленников, озабоченных возрождением античной культуры, её обновлением и развитием. У истоков этого процесса стояли Данте Алигьери и Петрарка Франческо.
Данте А. в своей поэме «Комедия», названной потомками «Божественной», (тричасти – «Ад», «Чистилище» и «Рай» – написаны в период 1307–1321 гг. и в сотнях экземпляров распространены по всей Италии) ищет переход от божественного начала к стихиям «нижнего мира», его интересует человек во всём многообразии при жизни и то, что с ним происходит после смерти. В поэме он в художественной форме отображает присущие человеку и человечеству качества: от добродетельных до самых низменных. В зависимости от их проявления в земной жизни, человек после смерти попадает либо в ад и подвергается там вечным мукам, либо в чистилище, либо в рай.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Философия. Курс лекций"
Книги похожие на "Философия. Курс лекций" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Вадим Петров - Философия. Курс лекций"
Отзывы читателей о книге "Философия. Курс лекций", комментарии и мнения людей о произведении.