» » » » Вадим Петров - Философия. Курс лекций


Авторские права

Вадим Петров - Философия. Курс лекций

Здесь можно купить и скачать "Вадим Петров - Философия. Курс лекций" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство Литагент «Владос»deb3a7bd-f934-11df-8c7e-ec5afce481d9, год 2012. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Вадим Петров - Философия. Курс лекций
Рейтинг:
Название:
Философия. Курс лекций
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2012
ISBN:
978-5-691-01858-9
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Философия. Курс лекций"

Описание и краткое содержание "Философия. Курс лекций" читать бесплатно онлайн.



В книге рассмотрены базовые проблемы, определённые Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по философии.

Курс лекций профессора В. П. Петрова отличает новационность. Даны трактовки не только традиционных философских концепций, но и показаны особенности теоретических подходов, неизвестных ранее широкой читательской аудитории.

Содержание курса отличается предметностью и доступностью изложения основных позиций российской и зарубежной философских школ.

Учебник предназначен для студентов вузов.






Учение о человеке представлено у Данте и в ряде трактатов (особо выделяется философский трактат «Пир»). Утверждается сила человеческого разума, сравнимого с божественным в оценке добра и зла, провозглашается право человека на личную свободу, свободу собственного выбора. Смертная и бессмертная природа человека обусловливает его двоякое предназначение, с одной стороны, проявление собственной добродетели в земной жизни, с другой, созерцание «божественного лика», достижимое лишь после смерти. При этом он отдаёт дань философии, считая её главной наукой, так как она предоставляет человеку возможность познания мира. Эта мысль Данте была весьма смелой, так как вплоть до XIV в. подлинная монополия в области философии была за богословами и философия отражала только церковные позиции.

Петрарка Ф. как поэт духовно принадлежал к зарождению эпохи гуманизма, эпохи Возрождения, когда взгляды средневекового мира начали постепенно меняться. Он уже не отвергал земной славы ради небесной. Забота о земной славе – долг человека, она недостижима без постоянного творческого труда. Любовь – тоже земное чувство, оно помогает человеку в поисках истины.

Гуманизм утверждал радость земного существования, воспевал человека в его добродетели, отстаивал право человеческого наслаждения результатами собственного труда, индивидуальной и совместной пользы от него. Такой гуманизм способствовал появлению гениев эпохи Возрождения.

Данте Алигьери (1265–1321 гг.), итальянский поэт и политический деятель, создатель итальянского литературного языка. Оценивая схоластическое учение и вырываясь за его пределы, он шёл к вершине своего творчества – своеобразной энциклопедии своего времени поэме «Комедия». В ней Данте в традиционном жанре повествовал о путешествии автора по девяти кругам ада, чистилищу и раю, предвосхитив многие идеи и образы культуры Нового времени. Активно участвовал в политической борьбе, в результате чего был вынужден бежать из родной Флоренции, проживание в которой ему было запрещено. Дважды приговаривался к смертной казни в 1302 и 1315 гг. (приговор 1315 г. был отменён папой Римским в 1966 г.). В процессе творчества Данте работал над трактатами «Пир» – первый образец философской прозы на народном итальянском языке; «О монархии», в котором предполагал всемирную монархию, как залог всечеловеческого единства и благоденствия; «О народной речи» – в ней он выступал с идеей родства романских языков.

Данте был женат, имел двух сыновей и дочку. Скончался Данте, находясь в изгнании. Он умер от болотной лихорадки, так и не получив разрешения на право жить на родине во Флоренции.

Петрарка Франческо (1304–1374 гг.), основоположник итальянской национальной поэзии, родоначальник гуманизма эпохи Возрождения. Выступал против средневековых авторитетов, схоластики, в том числе аверроизма, считал, что философия должна носить практический характер. Петрарка положил начало гуманистической культуре, в основе которой лежала возрожденная античность. Не отказываясь от веры в Бога, Петрарка отвергал христианскую аскетическую мораль, идею презрения к миру и ничтожества человека. В его «Книге песен» – сонеты, канцоны, секстины, баллады, мадригалы на жизнь и смерть Лауры (1339–1342 гг.), представлены классические лирические самовыражения, проникнутые противоречиями между аскетизмом Средних веков и новым гуманистическим мироощущением наступающего Нового времени, связанного с пониманием любви как земного чувства. В диалоге «Моя Тайна» Петрарка описывал простые радости земной жизни, стремление человека к земной славе. Поворот от теоцентризма к антропоцентризму, начатый Петраркой, способствовал формированию новой светской антропологии и этики.

Эразм Роттердамский. В зрелом возрасте много путешествовал по Западной Европе, познавая особенности бытия и мысли во Франции в Парижском университете, в Англии в беседах с Дж. Колетом и Т. Мором, в Италии в среде разночинных людей. Как философ он был близок к форме созерцания мира в его многообразии: всему он дивился, ничего не отрицал, размышлял о том, что всякая вещь создана ради человека. Его книга «Похвальное слово глупости» – философская сатира, пародийно-ироничную стилистику которой определяет двусторонность противоположных суждений («всеобщий парадокс бытия»), посвящённая Томасу Мору, с которым он познакомился в Англии и основательно подружился. Книга написана как монолог, произносимый самой Глупостью, захлёбывавшейся от восторга себе самой. Глупость, по Эразму, охватывает все проявления жизни, все классы и профессии, если бы не глупость, то человеческий род вымер бы. Легко быть королём в собственном воображении, чем на самом деле. Книга только при жизни Эразма переиздавалась 40 раз и серьёзно поссорила его с богословами, хотя церковные каноны он ценил и оставался до конца дней своих выразителем католических взглядов.

Эразм Роттердамский, латинизированное имя Дезидерий, настоящие имя и фамилия – Герхард Герхарде (1469–1536 гг.), гуманист эпохи Возрождения (глава «северных гуманистов»), филолог, писатель, богослов. Родился в Нидерландах в Роттердаме в семье священника, но был незаконнорожденным. Его родители рано умерли и опекуны уговорили Эразма поступить монахом в Штейровский монастырь, о чём он впоследствии весьма сожалел. В 1493 г. он стал секретарём епископа Камбрэ, который был президентом Ордена Золотого руна. Это дало Эразму возможность оставить монастырь и отправиться путешествовать: Франция, Англия, Италия. Он хорошо знал греческий язык и в совершенстве владел латинским, переводил на него, в частности, перевёл греческий оригинал Нового Завета с комментариями; нравственные поучения; диалоги «Домашние беседы» и «Разговоры запросто»; трактаты «О свободе воли», «Против М. Лютера». Сыграл большую роль в подготовке Реформации, но не принял её. После Реформации Эразм жил сначала в Лувене, придерживавшемся католической ортодоксии, затем в Базеле, который стал протестантским городом. По словам современников слава Эразма гремела от Англии до Италии и от Польши до Венгрии. После Эразма аналогичный пример научного почитания и популярности имел только Вольтер. Эразма называли «оракулом Европы», к нему за советом обращались и учёные, и политические деятели. Один из главных философских трудов «Кинжал христианского воина» (1501 г.), в котором он давал наставления и разъяснения необразованным солдатам по обязательному чтению Библии, а также работ Платона, Амвросия, Иеронима и Августина.

Умер Эразм 12 июля 1536 г. в Базеле, где и был похоронен.

Большое внимание деятели Ренессанса уделяли художественному творчеству человека, месту и роли искусства в жизни людей. Они не только практически создавали шедевры искусства, обладающие непреходящей ценностью, но и философски осмысливали эту сферу творческой деятельности – Леонардо да Винчи (1452–1519 гг.) – живописец, скульптор, архитектор, учёный, изобретатель, инженер: «Тайная вечеря», написана им в трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие в Милане, портрет Моны Лизы («Джоконда»); Микеланджело Буонарроти (1475–1564 гг.) – живописец, скульптор, архитектор, поэт: роспись свода Сикстинской капеллы в Ватикане, статуя «Моисей», полотно «Оплакивание Христа», картон «Битва при Кашине», руководил строительством собора Святого Петра, созданием ансамбля площади Капитолий в Риме.

Третья группа проблем

Мыслителями эпохи Возрождения предполагалось, что для формирования совершенного человека необходимо совершенное (идеальное) устройство государства и общественной жизни людей. Поэтому в их работах значительное место занимали вопросы управления, власти, государственного устройства. Макиавелли Никколо (Макьявелли) [Machiavelli] (1469–1527 гг.) – итальянский мыслитель с ярко выраженным политическим пристрастием к процессам своего времени.

В течение 14 лет он занимал важную должность секретаря Коллегии иностранных и военных дел Флорентийской республики. После её падения был заподозрен в заговоре против нового правительства и выслан из Флоренции в своё поместье, где и написал большую часть своих произведений. Предметом анализа Макиавелли была политика государства в целом и механизм её реализации, а также персона, личность правителя. Основную причину потрясений в Италии, на основе своего анализа, он видел в политической раздробленности страны, преодолеть которую способна лишь сильная государственная власть. Ради упрочения государства, в его благо он признавал допустимым использование самых разнообразных средств. Но средства не должны нивелировать цель. Основное произведение – «Государь», посвящено правлению Чезаре Борджа с анализом причин его удач и поражений (правитель Италии 1499–1507 гг., жесткий сторонник централизованного государства). Макиавелли считал сильную государственную власть необходимой. Эта книга стала знаковым пособием для многих политиков и правителей, в том числе короля Фридриха Прусского, хотя он и посвятил ей книгу «Анти-Макьявелли»; пользовался ею и Иосиф Сталин.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Философия. Курс лекций"

Книги похожие на "Философия. Курс лекций" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Вадим Петров

Вадим Петров - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Вадим Петров - Философия. Курс лекций"

Отзывы читателей о книге "Философия. Курс лекций", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.