Вадим Петров - Философия. Курс лекций

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Философия. Курс лекций"
Описание и краткое содержание "Философия. Курс лекций" читать бесплатно онлайн.
В книге рассмотрены базовые проблемы, определённые Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по философии.
Курс лекций профессора В. П. Петрова отличает новационность. Даны трактовки не только традиционных философских концепций, но и показаны особенности теоретических подходов, неизвестных ранее широкой читательской аудитории.
Содержание курса отличается предметностью и доступностью изложения основных позиций российской и зарубежной философских школ.
Учебник предназначен для студентов вузов.
Кант сам был блестящим генератором идей. Он представил собственную космогоническую теорию происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности. Полагал, что Вселенная постепенно из туманности, хаотического состояния приходит в упорядоченное состояние, чему способствуют силы притяжения. Планеты и небесные тела располагаются в определённой последовательности. Последовательность и упорядоченность в космосе, в природе Кант переносил на общество, обосновывая свой знаменитый нравственный императив: «Поступай по отношению к другим людям так, как ты хочешь, чтобы они поступали по отношению к тебе».
Своими естественнонаучными работами И. Кант пробил первую брешь в метафизическом объяснении природы: он сделал попытку приложить принципы современного ему естествознания не только к строению Вселенной, но и к истории её возникновения и развития. Он, кроме того, выдвинул идею распределения животных по порядку их возможного происхождения, а также идею о естественном происхождении человеческих рас.
Кант будто бы через века предвидел проблемы, над которыми будут трудиться его далёкие потомки, и предлагал пути их решения. В частности, в трактате «К вечному миру» он разработал проект существования человечества без войн, который и сегодня можно считать идеальным. Постоянное наращивание военной силы самоубийственно, считал он, и, если человечество желает выжить, то единственный выход – создать всемирный союз государств на основе соблюдения международного права. Для этого необходимо всемирное гражданство, превращение человека в гражданина мира, свободно избирающего место своей жизни и деятельности на планете.
Одной из идей философии Канта можно считать его стремление к примирению материализма и идеализма, веры и науки.
В целом кантовская философская система объединяет теорию познания, этику и эстетику и представлена в ряде его трудов, главными из которых являются так называемые «три критики»:
«Критика чистого разума», в которой раскрывается теория познания, как инструмент философского постижения мира;
«Критика практического разума», в которой представлено этическое учение, как практическая философия;
«Критика способности суждения», посвящённая эстетическим вопросам.
Остановимся на каждом из обозначенных философских разделов.
Гносеология. По Канту, существует три способности познания:
• чувственность;
• рассудок;
• разум.
«Трансцендентальная аналитика» исследует формы, возможности и условия рассудочного познания. Чувственное познание изучает – «трансцендентальная эстетика». Разумное познание исследуется – «трансцендентальной диалектикой». Аналитика и диалектика образуют вместе трансцендентальную логику. Заканчивается «Критика чистого разума» учением о методе.
Центральный вопрос теории познания у Канта – о возможности познания, о границах априорных (до опытных) суждений – всеобщих и необходимых.
Кант признавал объективное существование вещей, независимое от сознания, и воздействие внешних вещей на органы чувств человека: ощущения реальны в виде явлений, образов, то есть феноменов. Это – «вещи-для-нас». В этих рассуждениях Кант – материалист.
Но между идеальным образом вещи и самой вещью нет соответствия в содержании. Вещь сама по себе, без познающего её субъекта есть «вещь-в-себе» – ноумен. Она непознаваема. «Вещь-для-нас» есть явление – феномен. В этих суждениях виден явный разрыв между мышлением о вещи и самой вещью. Возникает вопрос: «А что я могу знать?» При ответе на него Кант – агностик. Он отказывает мышлению, нашему сознанию в возможности познания универсума (мира). Природа «вещей-в-себе», то есть существующих сами по себе, у него принципиально недоступна человеческому познанию. Познание возможно только по отношению «явлений», то есть способа, посредством которого вещи обнаруживаются в нашем опыте.
Теории познания И. Канта присущи антиномии и категории.
Антиномии – это суждения, которые взаимоисключают друг друга:
• мир имеет начало во времени и пространстве; мир во времени и пространстве безграничен;
• всё в мире состоит из простого; нет ничего простого, всё сложно;
• в мире существует свобода; никакой свободы нет, так как всё совершается по законам природы;
• Бог есть необходимость, безусловная сущность мира; Бога в мире нет.
Категории – это философские понятия:
• количество – единство, множество, всеобщность;
• качество – реальность, отрицание, ограничение;
• отношение – субстанция и акциденции (временное, несущественное свойство вещи), причина и действие, взаимодействие;
• модальность: возможность – невозможность, существование – несуществование, необходимость – случайность.
Этика. Категорический, нравственный императив у Канта – поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства. Это значит – не превращай другое разумное существо только в средство для реализации целей. Принцип удовольствия противоположен принципу морали. Поэтому, следуя категорическому императиву, надо мыслить реалистически и не думать, что человек может быть счастлив, получая только удовольствия. Идея этого императива была позаимствована Кантом у Конфуция, но представлена гораздо шире. В частности, учением Канта вполне объясняется нынешняя общественная аморальность. По его теории нравственность общества базируется на двух принципах: морали и праве. Поэтому не может быть общество моральным, если к нравственности не побуждает позитивное право, обязательное для всех членов общества. Это – система: пока правовая действительность несовершенна, она не способствует формированию нравственного общества; а пока общество несовершенно, из него не могут выйти нравственные слуги закона и правители… Кант искренне верил в лучшее в человеке, в то, что гуманность, мораль, нравственность – это его сущность, а разум поможет ему преодолеть «изначальное зло», животное начало.
Эстетика. С точки зрения количества, прекрасное нравится всем. Красота – это форма целесообразности, поскольку она воспринимается без представления цели. По Канту это значит, что эстетическое суждение связано со свободной игрой способностей человека.
Философия И. Канта не свободна от духовных компромиссов. Стремясь примирить науку и религию, он говорил, что должен был ограничить область знания, чтобы дать место вере.
Заложив основы философских взглядов немецких мыслителей XVIII в., Иммануил Кант открыл широкое поле познавательной деятельности целой плеяде других выдающихся философов, в частности, И. Фихте и Ф. Шеллингу.
Фихте Иоганн Готлиб (1762–1814 гг.), философ и общественный деятель, представитель немецкого классического идеализма. Родился в бедной фермерской семье в Рамменау. Зарабатывая первые деньги, пас гусей. Ему покровительствовал барон фон Милиц, который поражался усердием мальчика и его знанием всех молитв наизусть. При его поддержке Иоганн окончил гимназию Пфорту – закрытое дворянское заведение. Учился в университетах Йены (теологический факультет) и Лейпцига, в первый из которых позже по рекомендации И. Гёте был приглашён преподавать как преемник Рейнгольда, в качестве профессора (7874–7879 гг.), но был обвинён в атеизме в ходе полемики о Боге и его месте в мире и вынужден был оставить университет. В 1805 г. был приглашён в университет Эрлангена, но вскоре покинул и его, так как после Тильзитского мира Пруссия потеряла этот город. Выступал с критикой сословных привилегий, ратовал за объединение Германии и преодоление феодальной раздробленности страны. Подчёркивал значение «практической» философии – вопросов обоснования морали и государственно-правового устройства, однако свёл «практику» к деятельности лишь морального сознания. Предпосылкой «практической» философии считал научно разработанную теоретическую систему, а именно, науку о науке – наукоучение. В центре исследовательской работы – «Основы общего наукоучения» (1794 г.) лежала теория субъективного идеализма; свое «Наукоучение» Фихте постоянно дорабатывал, насчитывается 15 редакций. Интересны его работы: «Рассуждения о назначении учёного» (1794 г.), «Основы естественного права» (1796 г.), «Система учения о нравственности» (1798 г.), «Назначение человека» (1800 г.), «Основные черты настоящей эпохи» (1806 г.). Фихте считал, что примат духовных ценностей несомненно обеспечит немецкому народу восхождение к зениту славы. Его аргументы не остались без внимания власти и когда в 7870 г. был основан Берлинский университет сам король Пруссии Фридрих Вильгельм III пригласил Фихте к преподаванию в качестве профессора, а вскоре он был избран первым ректором этого университета.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Философия. Курс лекций"
Книги похожие на "Философия. Курс лекций" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Вадим Петров - Философия. Курс лекций"
Отзывы читателей о книге "Философия. Курс лекций", комментарии и мнения людей о произведении.