Георг Кооп - На линейном крейсере Гебен

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "На линейном крейсере Гебен"
Описание и краткое содержание "На линейном крейсере Гебен" читать бесплатно онлайн.
Конечно, нельзя сказать, что во всех несчастьях Российской Империи повинны эти два немецких корабля, но волею Провидения они сделали для этого неизмеримо больше, чем можно было бы предполагать в самых невероятных прогнозах. Горы бумаги и моря чернил изведены журналистами, писателями, военно-морскими специалистами, политиками и историками для того, чтобы со всех сторон и на разные лады описать удивительный феномен “Гебена” и “Бреслау”, однако воспоминания, оставленные самими немецкими моряками, служившими в ту пору на этих кораблях, крайне скудны. В связи с этим предлагаемые вниманию читателя воспоминания немецкого старшины-радиста Георга Коппа, почти всю мировую войну прослужившего в составе экипажа линейного крейсера “Гебен”, представляют несомненный интерес для широких кругов интересующихся военно-морской историей читателей. Эти воспоминания пересказаны живым и доходчивым языком Гансом Малотке, “профессиональным филологом” из ведомства доктора Геббельса, а переведены на русский язык Ольгой Александровной Степановой и публикуются в нашей стране впервые.
Следует отметить, что Копп наблюдал все события, которые он живописует, из радиорубки и был военнослужащим срочной службы. Поэтому воспоминания его в чём-то подобны “Цусиме” А.С. Новикова-Прибоя – батальному полотну, обозреваемому из баталерки броненосца “Орёл”, которое, хотя и не может дать сколь- нибудь достоверного оперативно-тактического и военнотехнического отчёта о боевых действиях, но позволяет понять мироощущение и мотивацию действий широких слоёв матросских масс, вовлечённых волею судеб в эпохальные исторические события. Так что, не стоит предъявлять автору претензий за наивное представление замыслов и действий немецкого и русского командования, за перечисление неисчислимых потерь, которые, как он твёрдо верил, “Гебен” и “Бреслау” нанесли своему противнику. Гораздо интереснее в его описании то, чему он сам был непосредственным свидетелем и участником. А такого материала в книге немало.
11
11) Линейный корабль “Ростислав” повреждений не получил.
12
12) В составе русской черноморской эскадры в тот период состояло лишь 5 линкоров-додредноутов с массой бортового залпа артиллерии главного калибра 6200 кг при скорострельности от 0,5 до 1 выстрела в минуту, тогда как “Гебен” мог давать свои 3100-кг залпы через 20 секунд.
13
13) Русские линкоры “Императрица Мария”, “Императрица Екатерина II и “Император Александр III” не являлись “сверхдредноутами”, так как калибр их главной артиллерии не превосходил 305-мм. Масса бортового залпа артиллерии главного калибра – 5652 кг, скорость – до 21 узла. Первый корабль вошёл в строй 28 мая 1915 г., второй – 5 октября 1915 г. и третий – 15 июня 1917 г.
14
14) Следует оставить на совести автора рассказ о поведении русских пленных, взятых “Бреслау” с пароходов-брандеров “Атос” и “Олег”. Эти старые суда с грузом камней предназначались для затопления на фарватере турецкого порта Зунгулдак.
Вследствие срыва намечавшейся операции брандеры были затоплены по приказанию командования флота на глубоком месте.
15
15) 26 декабря 1914 г. при возвращении из операции в районе Трапезунда “Гебен”, имевший на борту генерал-фельдмаршала фон дер Гольца, подорвался на двух русских минах (масса заряда – около 100 кг тротила) на расстоянии 1 мили от входного Босфорского буя. Первая мина взорвалась с правого борта в носу, вторая, две минуты спустя, с левого борта у мидельшпангоута. Линейный крейсер принял 600 тонн воды, но главная продольная переборка подводной конструктивной защиты успешно выдержала взрывы. Мины были поставлены на глубинах в 180 м, что тогда считалось немцами невозможным. Корабль почти не получил крена в виду наличия пробоин на противоположных бортах. Пробоина с правого борта имела площадь в 50 м² , с левого- 64 м² . Для заделки пробоин были использованы кессоны из судостроительной стали. Пробоину левого борта заделали 19 марта 1915 г., после чего линейный крейсер выходил в море для участия в боевых действиях и развивал скорость до 20 узлов. Пробоина же правого борта была заделана лишь к 1 мая 1915 г.
16
16) 27 января 1915 г. русские крейсера “Кагул” и “Память Меркурия” с 8 ч. 30 м. по 14 ч. 50 м. преследовали германо-турецкие крейсера “Бреслау” и “Гамидие”, возвращавшиеся из района Синопа в Босфор. Из-за неудовлетворительного технического состояния своих главных механизмов русские крейсера не смогли настичь “Гамидие” и потому прекратили преследование. “Гебен” по запросу командира “Гамидие” в 15 часов вышел из Босфора и маневрировал перед входом в пролив для обеспечения возвращения “Бреслау” и “Гамидие” в базу. 28 января в 6 ч. 50 м. к “Гебену” подошёл “Гамидие”, а в 7 ч. 35 м. – и “Бреслау”.
17
17) Задачей этого отряда было всего лишь обстрелять Одесский порт.
18
18) “Меджидие” подорвался на русском минном заграждении в 15 милях от Одесского маяка.
19
19) “Меджидие” уже 26 мая был поднят специалистами спасательной партии русского флота и 31 мая поставлен в плавучий док в Одессе. Уже 2 февраля 1916 г. этот крейсер под названием “Прут” после ремонта и перевооружения 130-мм орудиями вступил в состав Черноморского флота.
20
20) 3 апреля 1915 г., во время операции по обстрелу Одессы, прерванной из-за гибели крейсера “Меджидие” , “Гебен” и “Бреслау” находились в районе Севастополя в качестве сил обеспечения. Они предполагали обозначить себя противнику на рассвете 3 апреля у мыса Херсонес. Сведения о гибели “Меджидие” были получены в 7 ч. 17 м., а уже в 8 ч. 15 м. показались дымы русских главных сил. Вскоре был обнаружен крейсер “Кагул”, на который “Гебен” и устремился со скоростью 20 узлов. Большей скорости он не мог развить вследствие наличия не заделанной минной пробоины по правому борту. Тут появились русские главные силы, и германские крейсера повернули в направлении на Босфор. Эта встреча предоставляла русскому флоту наилучшие возможности: “Гебен” не мог развить полного хода, но скорость русских линкоров не превышала 16 узлов и всё равно не позволяла успешно преследовать немецкий линейный крейсер. Расстояние от “Гебена” до головного русского линкора достигало 160 каб., между ними находился “Бреслау”. Около 13 ч. два русских линкора открыли огонь по “Бреслау” с дистанции в 80-90 каб., но вскоре его прекратили. Несколько осколков попало в палубу “Бреслау”. К 15 ч. русские линкоры скрылись из виду, лишь крейсера поддерживали соприкосновение. Дымы, при хорошей видимости, были видны на дистанции до 300 каб.
21
21) Ночью “Бреслау” подвергся атаке эсминцев, нашедших немецкие крейсера, несмотря на то что последние меняли ежечасно курс на 35-45° вправо. Атака была произведена в 20 ч. 41 м. с дистанции в 17-20 каб., но крейсер отбил её артиллерийским огнём, причём незначительные повреждения получил эсминец "Пронзительный”. Три русские торпеды прошли мимо германского крейсера. Потерь в личном составе обе стороны не имели. Немцы отмечали слабую подготовку русских эсминцев к ночным торпедным атакам.
22
22) Вся история с эсминцами, сближавшимися с “Гебеном” на 100 м, конечно же, плод воображения автора.
23
23) Бой у Босфора 10 мая 1915 г. В связи с обстрелом 9 мая русским флотом угольных копей у анатолийского побережья к Эрегли был послан ‘‘Гебен” с целью нанесения удара по противнику. В светлое время линейному крейсеру не удалось обнаружить русские корабли и он к рассвету занял позицию ожидания между Босфором и Эрегли. Однако русские линкоры за ночь успели подойти к Босфору, для обстрела турецких береговых укреплений и здесь утром были обнаружены. По получении этих сведений “Гебен” направился к Босфору.
Вначале “Гебен” обнаружил русские крейсера, а затем в 7 ч. 15 м. – 5 русских линкоров. “Гебен” пошёл на сближение полным ходом. В 7 ч. 50 м. противники легли на сходящиеся курсы и открыли огонь. “Гебен” продолжал бой на сближении, причем дистанция сократилась с 86 до 77 каб. “Гебен” получил 2 попадания 305-мм бронебойными снарядами. Один пробил палубу полубака в носовой части и проник в жилую палубу, но пожара не произвёл. Второй снаряд попал в броневой пояс ниже ватерлинии и разорвался у нижней кромки брони, вызвав течь в бортовом коридоре и заклинив 149,1 -мм орудие №2 левого борта. Артиллерийское превосходство русского флота было слишком велико, в виду чего командир “Гебена” решил увеличить ход до полного и отойти дальше в море, продолжая оттягивать противника от Босфора. Стрельба прекратилась в 8 ч. 12 м., в виду увеличения дистанции. Удерживаясь вне дальности огня противника, “Гебен” продолжал идти курсом на север.
В 12 ч. 35 м. русские линкоры отвернули на восток, и “Гебен” попытался охватить хвост колонны противника. Однако русские корабли повернули на юго-восток и пошли к Босфору. Тогда “Гебен” увеличил скорость до 26 узлов, чтобы обеспечить себе вход в Босфор, и в течение почти 2 часов удерживал до противника дистанцию в 97-107 каб., используя своё преимущество в скорости. Русские линкоры сделали ещё одну попытку сблизиться с “Гебеном”, повернув на него в 1 ч. 35 м., но, увидев бесперспективность этого маневра, легли в 2 ч. 10 м. на обратный курс и вышли из боя. Русские корабли каких-либо потерь и повреждений не имели.
24
24) Вдавленная в борт броневая плита (“вмятина в борту”) была, конечно же, следствием попадания 305-мм бронебойного снаряда с “Пантелеймона”, а не результатом “столкновения с русской подводной лодкой”.
25
25) Русская подводная лодка “Нерпа” успешно погрузилась под огнём “Гебена” и никаких повреждений не получила.
26
26) “Бреслау” в действительности никогда не доводилось топить неприятельских подводных лодок.
27
27) 18 июня 1915 г. при выходе из Босфора "Бреслау” подорвался на мине русского подводного минного заградителя “Краб”, взорвавшейся под четвертой кочегаркой, с правого борта. Крейсер принял 642 т воды и снова вошел в строй после ремонта лишь в начале 1917 г.
28
28) 11 июня в 2 часа “Бреслау” в районе Эрегли имел боевое столкновение с двумя русскими эсминцами. Огонь был открыт с дистанции в 9-10 каб. “Бреслау” получил 3 попадания. Повреждения, полученные им, оказались незначительными, но потери в личном составе – 7 убитых и 15 раненых. “Гневный” также получил попадание двумя 105-мм снарядами с повреждением главного паропровода. Вскоре после этого эсминец лишился хода и был приведён в Севастополь “Дерзким” на буксире.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "На линейном крейсере Гебен"
Книги похожие на "На линейном крейсере Гебен" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Георг Кооп - На линейном крейсере Гебен"
Отзывы читателей о книге "На линейном крейсере Гебен", комментарии и мнения людей о произведении.