Мирча Элиаде - Очерки сравнительного религиоведения

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Очерки сравнительного религиоведения"
Описание и краткое содержание "Очерки сравнительного религиоведения" читать бесплатно онлайн.
Фундаментальная монография Мирчи Элиаде по истории религий обобщает данные этнологии, сравнительного религиоведения и мифологии. От анализа конкретного материала, связанного с определенными нормами культа (неба, светил, земли, воды и т. п.), автор переходит к наиболее общим проблемам истории религий, функциям мифа и символическим структурам как универсальным способам ориентации человека в пространстве и времени.
1197
Vasna. IX, 3–5.
1198
Yasht XIX, 33, 34.
1199
Ср.: Christensen A. Le Premier Homme et le premier roi dans l’histoire légendaire des Iraniens. Uppsala, 1931. Vol. II. P. 13 и сл.
1200
Holmberg‑Harva U. Finno‑Ugric Mythology and Siberian Mythology Boston, 1927. P. 356 и сл.
1201
Carcopino. La Basilique pythagoricienne. P. 229.
1202
Herodotus. III, 116.
1203
Hartlaub. Arcana Aras. P. 294.
1204
Rātāyana. Yuddha Knāņda. 26, 6.
1205
Mahābhārata. I. 76, 33.
1206
Pliny. Hist. Nat. 25,5.
1207
О румынах Македонии см.: Candrea. Iarba Fiarelor. Bucureşti, 1928. P. 20.
1208
Wünsche Α. Die Sagen vom Lebensbaum und Lebenswasser. Altorientalischem Mythen // Ex Oriente Lux. Lpz., 1905. Vol. I. Прим. 2, 3. S. 13 и сл.
1209
Albiruni. The Chronology of the Ancient Nations. Trans. Sachau. L., 1879. P. 292.
1210
Wünsche A. Die Sagen… S. 39.
1211
Ср.: Graf A. Miti, leggende e superstizioni. P. 59 и сл. — Прим. М. Э.
Мотив Крестного древа характерен для многочисленных христианских апокрифов: ср., помимо перечисленных Элиаде, славянскую версию — Пресвитер Иеремия. Легенда о крестном древе // Родник златоструйный. Памятники болгарской литературы IX‑XVIII вв. М., 1990. С. 88–101. — Прим. В. П.
1212
Горы Фавор и Хорив — те возвышенности, которые библейская традиция связывает с эпифанией, явлением Божества: согласно Новому Завету, на горе Фавор произошло Преображение Христа, на горе же Хорив, согласно книге Исход (XVII, 6 и др.), Господь явился Моисею. — Прим. В. П.
1213
Ср.: Eliade M. Cosmologie si alchimie babiloniană. Bucureşti, 1937. P. 53.
1214
Wünsche A. Die Sagen… S. 13.
1215
Maternus F. De Errore Profanarum Religionum. 27. 1.
1216
Holmberg‑Harva U. Baum des Lebens. S. 133.
1217
Ср.: Cartojan N. Carole populare in literatura romanesca. Bucharest, 1929 Vol. L P. 123.
1218
Ср.: Satapatha‑Br. IV. 1, 5; и т. д.
1219
Ср.: Hopkins S. The Fountain of Youth // JAOS. 1905. Vol. XXVI. P. 19, 20 и Budge W. Alexander the Great. L., 1896. P. 93.
1220
«Письмо пресвитера Иоанна» — латиноязычное сочинение, списки которого распространились во второй половине XII — первой половине XIII в. Содержало легендарные сведения о географии дальних земель, приписанные пресвитеру Иоанну, правителю мифического христианского царства, расположенного где‑то в Центральной Азии (см.: Райт Дж. — К. Географические представления в эпоху крестовых походов. М., 1988. С. 253 и сл.). — Прим. В. П.
1221
Hopkins S. The Fountain… P. 19.
1222
Ibid. P. 24.
1223
Ibid. P. 19.
1224
Ohrt F. Herba, Gratia Plena // FFC. Helsinki, 1929. №28. S. 17.
1225
Ibid. S. 18.
1226
Ср.: Delatte A. Herbarius. Liege; P., 1938. P. 97. №3.
1227
AV. IV, 4; 1.
1228
Padm Purana, приведено в работе: Meyer J. J. Trilogie. Vol. I. P. 48.
1229
Delatte A. Herbarius. P. 100.
1230
В заговорах действительно обнаруживается взаимодействие книжной (ученой) и народной традиций, но последняя, безусловно, сохраняет весьма архаичные сюжеты, в том числе специально занимающие Элиаде космогонические мотивы, включающие Мировое древо и т. п.: см. из последних работ — Исследования в области балто–славянской духовной культуры. Заговор. М., 1993. — Прим. В. П.
1231
Delatte A. Herbarius. P. 102.
1232
Древние тексты, приведенные в работе: Delatte A. Herbarius. P. 102, 104.
1233
Ibid. P. 103.
1234
Ibid. P. 103.
1235
Holmberg‑Harva U. Baum des Lebens. S. 52.
1236
Eliade M. Le Chamanisme. P., 1951. P. 245 и сл.
1237
Holmberg‑Harva U. Finno‑Ugric Mythology. P. 338; Holmberg‑Harva U. Der Baum des Lebens. S. 26 и сл.; Eliade M. Le Chamanisme. P. 120 и cл.
1238
Мировое древо служит коновязью во многих традициях — ср. ритуальный столб, к которому привязывали коня при жертвоприношении во время древнеиндийской ашвамедхи и который отождествлялся с мировым древом (Иванов В. В. Опыт истолкования…) и т. п. Однако имя «Иггдрасиль» — букв.: «Конь Игга» (Одина) — связано не с этой традицией, а с мифом об Одине, который сам был пригвожден к Мировому древу как жертва, древо же было «носителем» — «конем» божества (см.: Мелетинский E. M. Иггдрасиль // Мифы народов мира. Т. 1. С. 478, 479). — Прим. В. П.
1239
Coomaraswamy A. Elements of Buddhist Iconography. Harvard, 1935. P. 831; Mus P. Barabudur. Hanoi; P., 1935. Vol. I. P. 117 и сл.
1240
Granet M. La Pensée, chinoise. P. 324.
1241
Hentze С Mythes et symboles… P. 158 и сл.
1242
Van Gennep A. Mythes et légendes d’Australie. P. 14.
1243
Matsumoto N. Essai sur la mythologie japonaise. P., 1929. P. 120 и сл.
1244
Rāmāyana. I, 38; Mahābhāärata. III, 106 и т. д.
1245
Mahābhāärata. I, 63, V. 2456 и сл.
1246
Ср также: Przyluski J. Les Empalés // Melanges chinois et bouddhiques. Brussels, 1936. Vol. IV. P. 18.
1247
Przyluski J. Un Ancien Peuple du Penjab: les Udumbara // JA. 1926. P. 36.
1248
Van Gennep A. Tabou et totémisme a Madagacar. P., 1904. P. 300.
1249
См. библиографию в: CZ. Vol. III. P. 21. — Прим. М. Э.
См.: Лелеков Л. А. Мартйа и Мартйанаг // Мифы народов мира. Т. 2. С. 121. — Прим. В. П.
1250
Eliade M. Ierburile de sub Cruce; Eliade M. La Mandragore et les mythes de la naissance miracaleuse // CZ. Vol. III.
1251
Eliade M. Ierburile de sub Cruce. P. 16.
1252
Spencer, Guien. Northern Tribes of Central Australia. L., 1904. P. 331.
1253
Ср.: Frazer J. The Magic Art. Vol. II. P. 50 и сл.
1254
Hartland E. S. Primitive Paternity. The Myth of Supernatural Birth in Relation to the History of the Family. L., 1909. Vol. I. P. 148.
1255
Santali Folk Tales. Oslo, 1929. Vol. II P. 297 и сл.
1256
Ср.: Eliade M. Ierburile. P. 15; Eliade M. La Mandragore. P. 34.
1257
Casquín E. Les Contes Indiens et l’Occident P., 1922. P. 845; Eliade M. La Mandragore. P. 34.
1258
Saineanu L. Basmele Românilor. Bucureşti, 1898. P. 307 и сл.
1259
Ibid. P. 308, 309.
1260
II, 8. — Прим. М.Э.
Древнеиндийская «Панчатантра» (санскрит. «Пятикнижие»), см. рус. перевод — М., 1959. — Прим. В. П.
1261
Fasti. V, 255.
1262
Van der Leeuw G. Religion in Essence and Manifestation. L., 1938. P. 56.
1263
Nyberg В. Kind und Erde. S. 77.
1264
Holmberg‑Harva U. Die religiösen Vors tellungen der altaischen Völker. Helsinki, 1939 // FFC. №125. P. 280, 281; Emsheimer. Schamanentrommel und Schamanenbaum // ES. 1946. №4. S. 168 и сл.
1265
Van der Leeuw G. Religion… P. 56.
1266
Hartland E. S. Primitiv… Vol. I. P. 43.
1267
Ibid. P. 44.
1268
Engelmahn. Die geburt bei àen Urvölkern. Vienna, 1884. P. 77 и сл.
1269
Nyberg В. Kind und Erde. S. 207 и сл.
1270
Ibid. S. 210 и сл.
1271
Ср.: Mannhardt W. Mythologische Forschungen. Strasbourg, 1884. S. 369; Dietrich A. Mutter Erde. S. 101–104.
1272
Hastings. Encycl. Rel. Ethics. Vol. II. P. 682.
1273
Frazer J. Spirits of the Corn. P. 5–11.
1274
Jeremías A. Handbuch der altorientalischen Geisteskultur. 2nd ed. В., 1929. P. 345; Allgemeine Religions — Geschichte. Münich, 1918. P. 219.
1275
Mannhardt W. Wald- und Feldkulte. В., 1904. Vol. I. S. 32 и сл.
1276
Nyberg В. Kind und Erde. S. 216. — Прим. М. Э.
См. о связи дерева с рождением — возрождением в славянских традициях: Агапкина Т. А. Южнославянские поверья и обряды, связанные с плодовыми деревьями, в общеславянской перспективе // Славянский и балканский фольклор. 1994. С. 86 и сл. — Прим. В. П.
1277
Быт. 30:14 и сл.
1278
Ср.: Frazer J. The Magic Art. Vol. II. P. 24 и сл.
1279
Boulnois J. Le Caducée. P., 1931. P. 8 и сл.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Очерки сравнительного религиоведения"
Книги похожие на "Очерки сравнительного религиоведения" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Мирча Элиаде - Очерки сравнительного религиоведения"
Отзывы читателей о книге "Очерки сравнительного религиоведения", комментарии и мнения людей о произведении.