» » » » Мирча Элиаде - Очерки сравнительного религиоведения


Авторские права

Мирча Элиаде - Очерки сравнительного религиоведения

Здесь можно скачать бесплатно "Мирча Элиаде - Очерки сравнительного религиоведения" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство Ладомир, год 1999. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Мирча Элиаде - Очерки сравнительного религиоведения
Рейтинг:
Название:
Очерки сравнительного религиоведения
Издательство:
Ладомир
Жанр:
Год:
1999
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Очерки сравнительного религиоведения"

Описание и краткое содержание "Очерки сравнительного религиоведения" читать бесплатно онлайн.



Фундаментальная монография Мирчи Элиаде по истории религий обобщает данные этнологии, сравнительного религиоведения и мифологии. От анализа конкретного материала, связанного с определенными нормами культа (неба, светил, земли, воды и т. п.), автор переходит к наиболее общим проблемам истории религий, функциям мифа и символическим структурам как универсальным способам ориентации человека в пространстве и времени.






163

Ibid. S. 155; Karjalamen К.F. Die Religion… Vol. 2. S. 262.

164

Karjalamen К F. Die Religion… Vol. 2. S. 254.

165

Ср.: Holmberg‑Harva U. Die religiösen Vorstellungen… S. 144.

166

Ibid. S. 150.

167

Granet M. La Religion des Chinois. P., 1922. P. 57.

168

«Шицзин» — «Книга песен» — древнейшее собрание китайских поэтических текстов (XI‑VI вв. до н. э.). См. рус. перевод: Шицзин. М, 1957. С. 389. — Прим. В. П.

169

Holmberg‑Harva U. Die religiösen Vorstellungen… S. 151.

170

О мотиве священного брака у урало–алтайских народов см. выше (примеч. 162). Функции громовержца в той или иной мере присущи небесным богам урало–алтайской традиции, прежде всего — тюркскому Ульгеню, эпитетами которого были «молниеносец», «громовержец». — Прим. В. П.

171

Ibid. S. 205 и сл.

172

Ср.: Numi tarem: Karjalainen K. F. Die Religion… Vol. 2. S. 255.

173

Karjalainen K. F. Die Religion… S. 280.

174

Ibid. S. 273.

175

Хоммель сопоставляет шумерское dingir («Бог», «сияние»), с тюрко–монгольским тэнгри — «Небо», «Бог». П. А.Бартон считает, что Бог Неба Ану был еще в доисторическое время заимствован месопотамцами из Центральной Азии (Semitic and Hamitic Origins. Philadelphia, 1934. P. 245, 369). Действительно, еще в четвертом тысячелетии до н. э. обнаруживаются определенные контакты между палеовосточными культурами (Элам) и «каспийской» и алтайской культурой (т. е. пратюрками; см. в библиографии работы М. Эбера, Г. Хермеса, В. Амшлера, В. Кейперса, Э. Эрцфельда). Но остается неясным, насколько велик был вклад этих цивилизаций в месопотамские. С другой стороны, можно проследить и влияние восточной культуры на территории вплоть до северной России еще в третьем тысячелетии до н. э. (ср. работы Талльгрена). В любом случае очевидно, что у древних пратюрков был Бог Неба, что он предельно напоминает индоевропейского бога Неба и что, в общем, структура религиозной жизни индоевропейцев из всех ближневосточных или средиземноморских народов больше всего похожа на пратюркскую. — Прим. М. Э.

Урало–алтайцы были соседями индоевропейцев в Евразии — взаимодействие их религиозно–мифологических систем может относиться к эпохе расселения (и разделения) индоиранцев во 2–м тыс. до н. э. (см.: Бонгард–Левин Г. М., Грантовский Э. А. От Скифии до Индии. М., 1983). Постоянным фактором, воздействующим на развитие религиозных представлений урало–алтайских народов, оставалось иранское влияние (см.: Топоров В. Об иранском влиянии в мифологии народов Сибири и Центральной Азии (1–2) // Кавказ и Средняя Азия в древности и средневековье. М., 1981. С. 146–162). — Прим. В. П.

176

Jastrow M. Die Religion Babyloniens zu Assyriens. Giessen, 1902. Vol. 1. S. 84.

177

Furlani G. La Religione Babilonese‑Assira. Bologna, 1928. Vol. 1. P. 110.

178

Ibid. P. 115.

179

Epic of Gilgamesh. XII, 155.

180

Dhorme E. Les Religions de Babylonie et d’Assyrie // MA. P., 1945. P. 67.

181

См.: Labat. Le Caractere religieux de la royaute assyrobabylonienne. P., 1939, особенно P. 30 и сл.

182

Законы Хаммурапи. 42, 413.

183

Ср.: Dhorme E. Les Religions de Babybnie… P. 46–47.

184

Ibid. P. 68.

185

Верховным божеством в реконструируемой мифологической системе индоевропейцев было воплощение дневного сияющего неба — *deiuo (см.: Иванов В. В., Топоров В. И. Индоевропейская мифология // Мифы народов мира. Т. 1. С. 528). — Прим. В. П.


186

Как, например, А. Неринг в «Studien zur indogermanischen Kultur- und Urheimat» // WBKL. Vol. 4. S. 195 и сл.

187

Hillebrandt A. Vedische Mythologie. Breslau, 1929. Vol. 3. S. 392.

188

RV. I, 160.

189

AV. I, 32, 4.

190

Интересно, что в Satapatha‑Brahmana, самой пространной из брахман — священного толкования Вед, Дьяус — Небо считается вторичным божеством, по сравнению с воплощением Земли — Притхиви. — Прим. В. П.

191

RV. VIII, 41, 3.

192

RV. VII, 86, 1.

193

RV. VII, 87, 2.

194

Hillebrandt A. Vedische Mythologie… Vol. 3. S. 1 и сл.

195

Ср. многочисленные ссылки в: Meyer J. J. Trilogie altindische Maechte und Feste der Vegetation. Vol. 3. Zürich; Leipzig, 1937. S. 206 и сл., 269 и сл.

196

AV. IV, 16, 2–7.

197

RV. I, 25, 7 и сл.

198

RV. VII, 61, 3.

199

RV. VII, 34, 10.

200

Ср.: Pettazzoni R. Le Corps parseme d’yeux // CZ I. P. 1 и сл.

201

RV. I, 23, 3.

202

RV. I, 79, 12.

203

RV. X, 90, 1.

204

Satapatha‑brahmana. II, 5, 2, 34; ср.: Maitri‑Upanishad. I, 6, 11.

205

См.: Der arische Weltkönig und Heiland. Halle, 1923. S. 97 и сл.

206

См.: Ouranos‑Varuna. P., 1934. P. 39 и сл.

207

RV. I, 25,1.

208

Ср.: Geiger B. Die Amesa Spentas. Vienna, 1916. S. 154, 157.

209

Ср.: RV. VII, 86; AV. IV, 16 и т. д.

210

RV. I, 24, 15.

211

RV. I, 24, 15.

212

С. 144.

213

Dumezil G. Ouranos‑Varuna. P. 49.

214

Ср.: Bergaigne A. La Religion vedique d’apres les hymnes du Rig Veda. P., 1878–1883. Vol. 3. P. 114; Levi S. La Doctrine du sacrifice dans les Brahmanas. P., 1898. P. 153 и сл.; Hopkins S. Epic Mythology. Strasbourg, 1920. P. 116 и сл.

215

См.: Dumezil G. Ouranos‑Varuna. P., 1934. P.  21. n. 1; ср.: Eliade M. Le «Dieu leur» et le symbolisme des nöuds // RHR. 1947–1948. Vol. 134. P. 5–36.

216

Ср.: Class A. Die Religion des Semnonenstammes // WBKL. Vol. 4. S. 625 и сл.

217

Der arische Weltkönig und Heiland. Halle, 1923. S. 120 и сл.

218

Dumezil G. Ouranos‑Varuna. P. 53 и сл.

219

Ibid. P. 42 и сл.

220

RV. VI, 68, 3.

221

RV. VII, 82, 2; Bergaigne A. La Religion vedique… Vol. 3. P. 140; Dumezil G. Ouranos‑Varuna. P. 40.

222

Варуна, как и другие божества, оказывающиеся центральными фигурами тех или иных ведийских гимнов и (соответственно) ритуалов, сосредоточивает функции Верховного божества, гарантирующего стабильность Космоса. Поэтому наряду с функциями божества водной стихии он наделяется и функциями Небесного Бога, но, как показал Ф. — Б. — Я. Кейпер (Труды по ведийской мифологии. М., 1986. С. 159, 160), — Бога ночного, перевернутого Неба, поддерживающего перевернутое Мировое древо // РВ I, 24 (рус. перевод — Ригведа. Мандалы I‑IV. М., 1989. С. 28, комментарий Т. Я. Елизаренковой. С. 557). — Прим. В. П.

223

I, 31.

224

Nyberg N. S. Die Religionen des alten Iran. Leipzig, 1928. S. 99.

225

Напр., Lommel H. Les Anciens Aryens P. 99 и сл.

226

Dumezil G. Naissances d’Archanges. P., 1945. P. 82.

227

Ср., Benveniste E., Renou L. Vrtra et Vrtraghna. P., 1935. P. 46.

228

Die Sonne und Mithra im Awesta. Leipzig, 1927. S. 174 и сл.

229

Nyberg N. S. Die Religionen… S. 99.

230

Wideengren G. Hochgottglaube im alten Iran. Uppsala, 1938. S. 94 и сл.

231

Двойные имена и парные божества в религиях индоиранцев действительно объединяют противоположности — воплощают целостность Космоса во всех его аспектах (благодетельный — опасный, дневной — ночной и т. д.). Ср.: Елизаренкова Т. Я. «Ригведа» — великое начало // Ригведа. Мандалы I‑IV. С 502. — Прим. В. П.

232

Ясна. 30, 5, ср.: Яшты. 13, 2, 3.

233

Видевдат. 5, 20.

234

Яшты. I, 12, 13.

235

Ibid. I,14.

236

Ibid. 12, 1.

237

Ясна. 45, 4.

238

Видевдат. 19, 20.

239

Ясна. 31, 13–14.

240

Яшты. 10, 1–2.

241

Ibid. 17, 16; ср.: Pettazzoni R. Le Corps parseme d’yeux. P. 9.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Очерки сравнительного религиоведения"

Книги похожие на "Очерки сравнительного религиоведения" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Мирча Элиаде

Мирча Элиаде - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Мирча Элиаде - Очерки сравнительного религиоведения"

Отзывы читателей о книге "Очерки сравнительного религиоведения", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.