Мирча Элиаде - Очерки сравнительного религиоведения

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Очерки сравнительного религиоведения"
Описание и краткое содержание "Очерки сравнительного религиоведения" читать бесплатно онлайн.
Фундаментальная монография Мирчи Элиаде по истории религий обобщает данные этнологии, сравнительного религиоведения и мифологии. От анализа конкретного материала, связанного с определенными нормами культа (неба, светил, земли, воды и т. п.), автор переходит к наиболее общим проблемам истории религий, функциям мифа и символическим структурам как универсальным способам ориентации человека в пространстве и времени.
163
Ibid. S. 155; Karjalamen К.F. Die Religion… Vol. 2. S. 262.
164
Karjalamen К F. Die Religion… Vol. 2. S. 254.
165
Ср.: Holmberg‑Harva U. Die religiösen Vorstellungen… S. 144.
166
Ibid. S. 150.
167
Granet M. La Religion des Chinois. P., 1922. P. 57.
168
«Шицзин» — «Книга песен» — древнейшее собрание китайских поэтических текстов (XI‑VI вв. до н. э.). См. рус. перевод: Шицзин. М, 1957. С. 389. — Прим. В. П.
169
Holmberg‑Harva U. Die religiösen Vorstellungen… S. 151.
170
О мотиве священного брака у урало–алтайских народов см. выше (примеч. 162). Функции громовержца в той или иной мере присущи небесным богам урало–алтайской традиции, прежде всего — тюркскому Ульгеню, эпитетами которого были «молниеносец», «громовержец». — Прим. В. П.
171
Ibid. S. 205 и сл.
172
Ср.: Numi tarem: Karjalainen K. F. Die Religion… Vol. 2. S. 255.
173
Karjalainen K. F. Die Religion… S. 280.
174
Ibid. S. 273.
175
Хоммель сопоставляет шумерское dingir («Бог», «сияние»), с тюрко–монгольским тэнгри — «Небо», «Бог». П. А.Бартон считает, что Бог Неба Ану был еще в доисторическое время заимствован месопотамцами из Центральной Азии (Semitic and Hamitic Origins. Philadelphia, 1934. P. 245, 369). Действительно, еще в четвертом тысячелетии до н. э. обнаруживаются определенные контакты между палеовосточными культурами (Элам) и «каспийской» и алтайской культурой (т. е. пратюрками; см. в библиографии работы М. Эбера, Г. Хермеса, В. Амшлера, В. Кейперса, Э. Эрцфельда). Но остается неясным, насколько велик был вклад этих цивилизаций в месопотамские. С другой стороны, можно проследить и влияние восточной культуры на территории вплоть до северной России еще в третьем тысячелетии до н. э. (ср. работы Талльгрена). В любом случае очевидно, что у древних пратюрков был Бог Неба, что он предельно напоминает индоевропейского бога Неба и что, в общем, структура религиозной жизни индоевропейцев из всех ближневосточных или средиземноморских народов больше всего похожа на пратюркскую. — Прим. М. Э.
Урало–алтайцы были соседями индоевропейцев в Евразии — взаимодействие их религиозно–мифологических систем может относиться к эпохе расселения (и разделения) индоиранцев во 2–м тыс. до н. э. (см.: Бонгард–Левин Г. М., Грантовский Э. А. От Скифии до Индии. М., 1983). Постоянным фактором, воздействующим на развитие религиозных представлений урало–алтайских народов, оставалось иранское влияние (см.: Топоров В. Об иранском влиянии в мифологии народов Сибири и Центральной Азии (1–2) // Кавказ и Средняя Азия в древности и средневековье. М., 1981. С. 146–162). — Прим. В. П.
176
Jastrow M. Die Religion Babyloniens zu Assyriens. Giessen, 1902. Vol. 1. S. 84.
177
Furlani G. La Religione Babilonese‑Assira. Bologna, 1928. Vol. 1. P. 110.
178
Ibid. P. 115.
179
Epic of Gilgamesh. XII, 155.
180
Dhorme E. Les Religions de Babylonie et d’Assyrie // MA. P., 1945. P. 67.
181
См.: Labat. Le Caractere religieux de la royaute assyrobabylonienne. P., 1939, особенно P. 30 и сл.
182
Законы Хаммурапи. 42, 413.
183
Ср.: Dhorme E. Les Religions de Babybnie… P. 46–47.
184
Ibid. P. 68.
185
Верховным божеством в реконструируемой мифологической системе индоевропейцев было воплощение дневного сияющего неба — *deiuo (см.: Иванов В. В., Топоров В. И. Индоевропейская мифология // Мифы народов мира. Т. 1. С. 528). — Прим. В. П.
186
Как, например, А. Неринг в «Studien zur indogermanischen Kultur- und Urheimat» // WBKL. Vol. 4. S. 195 и сл.
187
Hillebrandt A. Vedische Mythologie. Breslau, 1929. Vol. 3. S. 392.
188
RV. I, 160.
189
AV. I, 32, 4.
190
Интересно, что в Satapatha‑Brahmana, самой пространной из брахман — священного толкования Вед, Дьяус — Небо считается вторичным божеством, по сравнению с воплощением Земли — Притхиви. — Прим. В. П.
191
RV. VIII, 41, 3.
192
RV. VII, 86, 1.
193
RV. VII, 87, 2.
194
Hillebrandt A. Vedische Mythologie… Vol. 3. S. 1 и сл.
195
Ср. многочисленные ссылки в: Meyer J. J. Trilogie altindische Maechte und Feste der Vegetation. Vol. 3. Zürich; Leipzig, 1937. S. 206 и сл., 269 и сл.
196
AV. IV, 16, 2–7.
197
RV. I, 25, 7 и сл.
198
RV. VII, 61, 3.
199
RV. VII, 34, 10.
200
Ср.: Pettazzoni R. Le Corps parseme d’yeux // CZ I. P. 1 и сл.
201
RV. I, 23, 3.
202
RV. I, 79, 12.
203
RV. X, 90, 1.
204
Satapatha‑brahmana. II, 5, 2, 34; ср.: Maitri‑Upanishad. I, 6, 11.
205
См.: Der arische Weltkönig und Heiland. Halle, 1923. S. 97 и сл.
206
См.: Ouranos‑Varuna. P., 1934. P. 39 и сл.
207
RV. I, 25,1.
208
Ср.: Geiger B. Die Amesa Spentas. Vienna, 1916. S. 154, 157.
209
Ср.: RV. VII, 86; AV. IV, 16 и т. д.
210
RV. I, 24, 15.
211
RV. I, 24, 15.
212
С. 144.
213
Dumezil G. Ouranos‑Varuna. P. 49.
214
Ср.: Bergaigne A. La Religion vedique d’apres les hymnes du Rig Veda. P., 1878–1883. Vol. 3. P. 114; Levi S. La Doctrine du sacrifice dans les Brahmanas. P., 1898. P. 153 и сл.; Hopkins S. Epic Mythology. Strasbourg, 1920. P. 116 и сл.
215
См.: Dumezil G. Ouranos‑Varuna. P., 1934. P. 21. n. 1; ср.: Eliade M. Le «Dieu leur» et le symbolisme des nöuds // RHR. 1947–1948. Vol. 134. P. 5–36.
216
Ср.: Class A. Die Religion des Semnonenstammes // WBKL. Vol. 4. S. 625 и сл.
217
Der arische Weltkönig und Heiland. Halle, 1923. S. 120 и сл.
218
Dumezil G. Ouranos‑Varuna. P. 53 и сл.
219
Ibid. P. 42 и сл.
220
RV. VI, 68, 3.
221
RV. VII, 82, 2; Bergaigne A. La Religion vedique… Vol. 3. P. 140; Dumezil G. Ouranos‑Varuna. P. 40.
222
Варуна, как и другие божества, оказывающиеся центральными фигурами тех или иных ведийских гимнов и (соответственно) ритуалов, сосредоточивает функции Верховного божества, гарантирующего стабильность Космоса. Поэтому наряду с функциями божества водной стихии он наделяется и функциями Небесного Бога, но, как показал Ф. — Б. — Я. Кейпер (Труды по ведийской мифологии. М., 1986. С. 159, 160), — Бога ночного, перевернутого Неба, поддерживающего перевернутое Мировое древо // РВ I, 24 (рус. перевод — Ригведа. Мандалы I‑IV. М., 1989. С. 28, комментарий Т. Я. Елизаренковой. С. 557). — Прим. В. П.
223
I, 31.
224
Nyberg N. S. Die Religionen des alten Iran. Leipzig, 1928. S. 99.
225
Напр., Lommel H. Les Anciens Aryens P. 99 и сл.
226
Dumezil G. Naissances d’Archanges. P., 1945. P. 82.
227
Ср., Benveniste E., Renou L. Vrtra et Vrtraghna. P., 1935. P. 46.
228
Die Sonne und Mithra im Awesta. Leipzig, 1927. S. 174 и сл.
229
Nyberg N. S. Die Religionen… S. 99.
230
Wideengren G. Hochgottglaube im alten Iran. Uppsala, 1938. S. 94 и сл.
231
Двойные имена и парные божества в религиях индоиранцев действительно объединяют противоположности — воплощают целостность Космоса во всех его аспектах (благодетельный — опасный, дневной — ночной и т. д.). Ср.: Елизаренкова Т. Я. «Ригведа» — великое начало // Ригведа. Мандалы I‑IV. С 502. — Прим. В. П.
232
Ясна. 30, 5, ср.: Яшты. 13, 2, 3.
233
Видевдат. 5, 20.
234
Яшты. I, 12, 13.
235
Ibid. I,14.
236
Ibid. 12, 1.
237
Ясна. 45, 4.
238
Видевдат. 19, 20.
239
Ясна. 31, 13–14.
240
Яшты. 10, 1–2.
241
Ibid. 17, 16; ср.: Pettazzoni R. Le Corps parseme d’yeux. P. 9.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Очерки сравнительного религиоведения"
Книги похожие на "Очерки сравнительного религиоведения" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Мирча Элиаде - Очерки сравнительного религиоведения"
Отзывы читателей о книге "Очерки сравнительного религиоведения", комментарии и мнения людей о произведении.