Мирча Элиаде - Очерки сравнительного религиоведения

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Очерки сравнительного религиоведения"
Описание и краткое содержание "Очерки сравнительного религиоведения" читать бесплатно онлайн.
Фундаментальная монография Мирчи Элиаде по истории религий обобщает данные этнологии, сравнительного религиоведения и мифологии. От анализа конкретного материала, связанного с определенными нормами культа (неба, светил, земли, воды и т. п.), автор переходит к наиболее общим проблемам истории религий, функциям мифа и символическим структурам как универсальным способам ориентации человека в пространстве и времени.
370
Guentert H. Arische Weltkönig. S. 315 и сл.; Christensen A. Le Premier Homme et le premier roi dans l’histoire legendaire des Iraniens. Uppsala, 1918. Vol. 1. P. 11 и сл.; Koppers W. Pferdeopfer. S. 320 и сл.
371
Видимо, Элиаде использовал авестийский эпитет экадат, «первозданный», как имя первобыка. Ср. имя ведийского первочеловека Пуруша: pu — «человек», ruşa — «бык», указывающее на связь человеческой первожертвы с быком (см. — Lincoln В. Priests, warriors and cattle. Berkeley, 1981. P. 69 и сл.). — Прим. В. П.
372
Ср.: Koppers W. S. 314 и сл.
373
Satapatha‑Brahmana. IV, 4, 1, 14; ср.: VI, 5, 2, 5, 17 и т. д.
374
Ашвины — др. — инд. Asvinau, «владеющие конями» или «рожденные от коней»: в их небесную колесницу, согласно «Ригведе» (ср.: Мандала I, 46 и 116), запрягаются разные животные — в том числе горбатые буйволы, кони, ослы и птицы. — Прим. В. П.
375
Ср.: Otto R. Gottheit d. Arier. S. 76 и сл.
376
Близнечный культ, повсеместно распространенный в архаичных религиях, отличался от культа умирающих и воскресающих богов растительности. Связь мифических близнецов с земным миром, смертными людьми, их функции культурных и генеалогических героев, основателей реальных традиций, городов, государств, династий и т. п. (ср. Ромула и Рема), свидетельствует, по А. М. Золотареву, о том, что их образы восходят к архаичным образам первопредков, воплощавших первобытную дуальную организацию — две фратрии, на которые делилось первобытное племя (Золотарев А. М. Родовой строй и первобытная мифология. М., 1964). В более поздней работе (1969) Элиаде вернулся к проблеме близнечества — культов дурного и доброго близнецов — как истока дуалистических религий (см. рус. перев.: Космос и история. М., 1987. С. 199 и сл.). — Прим. В. П.
377
Jeremias A. Handbuch der altorientalischen Geisteskultur. Berlin, 1929. S. 130.
378
Kirfel W. Die Kosmographie der Inder. Bonn; Leipzig, 1920. S. 15.
379
Это бурятское верование, см.: Holmberg‑Harva U. Der Baum des Lebens. Helsinki, 1923. S. 41.
380
Цит. по: Christensen A. Le Premier Homme. Vol. 2. P. 42.
381
Химинбьерг — название небесного чертога, в котором обитает Бог Хеймдалль (Старшая Эдда: Речи Гримнира, 13), Бивёрст — мост–радуга, ведущий на Небо: непосредственно в песнях «Эдды» эти мифологические локусы не соотносятся. — Прим. В. П.
382
Цит. по: Wensinck A. J. The Ideas of the Western Semites concerning the Navel of the Earth. Amsterdam, 1916. P. 15; остальное по: Burrows E. Some Cosmological Patterns in Babylonian Religion. — Hooke S. H. The Labyrinth. L., 1934. P. 54. — Прим. М. Э.
Имеется в виду средневековое толкование на книгу Бытия «Пирке де рабби Элиезер». — Прим. В. П.
383
Цит. по: Wensinck A. J. The Ideas… P. 15.
384
Dombart T. Der Sakralturm: I Teil: Ziqqurat. Münich, 1920. S. 34.
385
Sumerian and Akkadian Views of Beginnings // JAOS. 1917. Vol. 36. P. 289.
386
Борсиппа и Ур — древние месопотамские города, где обнаружены развалины зиккуратов. — Прим. В. П.
387
Боробудур (др. — инд. «бесчисленные Будды») — буддийский храм VIII в. на Яве. — Прим. В. П.
388
Вавилон — грецизированная форма западносемитского топонима Баб Эл — «Врата Бога». — Прим. В. П.
389
Dombart T. Der Sakralturm… S. 35.
390
Granet M. La Pensee chinoise. P., 1934. P. 324.
391
См. об этом: Van Gennep A. Mythes et legendes d’Australie. P., 1906 n. 17, 66 и примечания.
392
Zimmern. Zum babylonischen Neujahrsfest // Berichte über d. Verhandl. d. Kgl. Saechs Geell. d. Wiss. Leipzig, 1918. Vol. 70. №5; Vol. 2. S. 5, №2.
393
RV. X, 14, 1.
394
Eliade M. Le Chamanisme et les techniques archaiques de l’extase. P., 1951. P. 184 и сл.
395
Budge W. From Fetish to God in Ancient Egypt. Oxford, 1934. P. 346.
396
Weill R. Le Champ des roseaux et le champ des offrandes dans la religion funeraire et la religion generate. P., 1936. P. 52.
397
Ibid. P. 28.
398
Budge W. The Mummy. Cambridge, 1925. P. 324, 326.
399
Подробнее об этом см.: Eliade M. Le Chamanisme… P. 404 и сл.
400
Van Gennep A. Mythes… P. 32.
401
Ibid. P. 44.
402
Ibid. P. 49.
403
Grey L. H. Polynesian Mythology and Ancient Traditional History of the New Zealanders. Auckland, 1929. P. 42 и сл.
404
Chadunck H. M. and N. K. The Growth of literature. Cambridge, 1930. Vol. 3. P. 273.
405
Pettazzoni R. The Chain of Arrows // FRE. Vol. 35. P. 151 и сл. — Прим. М. Э.
Распространенный шаманский мотив восхождения на Небо по цепочке из стрел не связан с Океанией, для традиционной культуры которой лук и стрелы не характерны. — Прим. В. П.
406
Dixon R. B. Oceanic Mythology. Boston, 1916. P. 156 и сл.
407
Werner A. African Mythology. Boston, 1916. P. 135.
408
Alexander H. B. Latin‑American Mythology. Boston, 1925, P. 271.
409
Thompson S. Motif Index of Folk Literature. Helsinki, 1934. Vol. 3. P. 7.
410
Muller W. M. Egyptian Mythology. Boston, 1918. P. 176.
411
Werner A. African… P. 136.
412
Chadunck H. M. and N. K. The Growth… P. 481.
413
У даяков — Chadunck H. M. and N. K. The Growth… P. 486; у египтян — Muller W. M. Egyptian… P. 176; в Африке — Werner A. African… P. 136 и сл., и т. д.
414
Ср.: Thompson S. Motif… Vol. 3. P. 8–9.
415
VI. 6, 4, 2.
416
Ср.: Coomaraswamy A. Svayamatrnna (no всей работе).
417
Полиен. Стратегемата. VII, 22.
418
Ср.: Cook А. В. Zeus. Vol 2. P. 2, 124 и сл.
419
Radlov W. Aus Sibiren. Leipzig, 1884. Vol. 2. S. 19–51; Holmberg‑Harva U. Die religiösen Vorstellungen… S. 553 и сл.; М. Ehade. Le Chamamsme. P. 176 и сл. — Прим. М. Э.
Рус. перевод: Радлов В. В. Из Сибири. М, 1989. — Прим. В. П.
420
Holmberg‑Harua U. Baum des Lebens. S. 136.
421
Геродот. I, 98.
422
Holmberg‑Harva U. Baum… S. 25 и сл.
423
Ibid. S. 137 и схема 46.
424
Ibid. Baum… S. 30 и сл.
425
Eliade M. Chamanisme P. 116 и сл.
426
Holmberg‑Harva U. Die religiösen… P. 546 и сл.
427
Eliade M. Chamanisme. P. 291 и сл.
428
Czaplicka A. Aboriginal Siberia. Oxford, 1914. P. 238.
429
Kopruluzade M. F. Influence du chamanisme turco‑mongol sur les ordres mystiques musulmans. Istanbul, 1929. P. 17.
430
Chadwick H. M. and N. K. The Growth… Vol. 3. P. 204.
431
Ibid. P. 206.
432
Бытие. 28:12.
433
Asin Palacio. Escatologia musulmana. Madrid, 1942. P. 70.
434
Данте Алигьери. Божественная комедия: Рай. 21–22.
435
Плотин — греческий философ III в., основатель неоплатонизма. — Прим. В. П.
436
Жизнь Плотина, 23.
437
2 Кор. 12:2.
438
Ср.: Büsset. Die Himmelreise der Seele // AFRP. Vol. 4. S. 155 и сл.
439
RV. X, 156, 2–3.
440
Eliade M. Le Yoga: Immortalite et liberte. P., 1954. P. 397.
441
Ахура–Мазда, в отличие от ветхозаветного Яхве, не стал «знаменем» последовательного монотеизма: традиционный дуализм, противостояние Ахура–Мазды и связанных с ним «божественных сущностей» воплощению зла Ангро Майнью и демонам–дэвам, был всегда характерен для иранской мифологии (см. о современных концепциях: Лелеков Л. А. Авеста в современной науке. М., 1992). — Прим. В. П.
442
См. из последних работ по религии и мифологии австралийских аборигенов, изданных по–русски: Берндт Р. –М., Берндт К. –Х. Мир первых австралийцев. М., 1981; Макконнел У. Мифы мункан. М., 1981; Кудинов В. М., Кудинова М. В. Сумка кенгуру: мифы и легенды Австралии. М., 1987; Время сновидений: мифы и легенды аборигенов Австралии. М., 1987. — Прим. В. П.
443
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Очерки сравнительного религиоведения"
Книги похожие на "Очерки сравнительного религиоведения" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Мирча Элиаде - Очерки сравнительного религиоведения"
Отзывы читателей о книге "Очерки сравнительного религиоведения", комментарии и мнения людей о произведении.