» » » » Мирча Элиаде - Очерки сравнительного религиоведения


Авторские права

Мирча Элиаде - Очерки сравнительного религиоведения

Здесь можно скачать бесплатно "Мирча Элиаде - Очерки сравнительного религиоведения" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство Ладомир, год 1999. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Мирча Элиаде - Очерки сравнительного религиоведения
Рейтинг:
Название:
Очерки сравнительного религиоведения
Издательство:
Ладомир
Жанр:
Год:
1999
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Очерки сравнительного религиоведения"

Описание и краткое содержание "Очерки сравнительного религиоведения" читать бесплатно онлайн.



Фундаментальная монография Мирчи Элиаде по истории религий обобщает данные этнологии, сравнительного религиоведения и мифологии. От анализа конкретного материала, связанного с определенными нормами культа (неба, светил, земли, воды и т. п.), автор переходит к наиболее общим проблемам истории религий, функциям мифа и символическим структурам как универсальным способам ориентации человека в пространстве и времени.






546

RV. X, 37, 2.

547

RV. I, 115, 1; X, 37, 1.

548

RV. X, 90.

549

RV. VII, 63, 2.

550

RV. III, 45, 6; I, 50.

551

RV. VII, 77, 3.

552

RV. I, 191, 9.

553

RV. V, 47, 3.

554

RV. IV, 54, 2, etc.

555

RV. I, 110, 3.

556

Мы, разумеется, имеем в виду не «историческую» связь, а типологическую симметрию. В основе истории, развития, диффузии и изменений любой иерофании лежит ее базисная структура. К сожалению, мы располагаем столь малым количеством материала, что крайне затруднительно (впрочем, для наших целей и не слишком необходимо) точно определить, каким образом все члены того или иного общества изначально представляли себе эту структуру. Все, что нам требуется, — это указать, что та или иная иерофания могла (или не могла) означать. — Прим. М. Э.

Представление о Солнце как иерофании Верховного существа в первобытных обществах (начиная с австралийского) — явное преувеличение в концепции Элиаде, очевидно связанное с теорией прамонотеизма В. Шмидта. С. А.Токарев, учитывая разнородный характер отношения к Солнцу как к сверхъестественному существу в первобытных обществах, считал, что эти данные вообще не могут объединяться под одной «рубрикой»: культ Солнца не может выделяться как самостоятельная «форма религии», в отличие от тотемизма, культа предков и т. п. (см.: Ранние формы религии. М., 1990. С. 30–32). — Прим. В. П.

557

RV. I, 115, 5.

558

Амбивалентность солнечного божества в индийской традиции, как и во многих других, связана с противопоставлением дня и ночи, света и тьмы, Митры и Варуны, глазом которых является Сурья в цитируемом гимне «Ригведы»: дневной путь солнца — сфера Митры, ночной — Варуны (см. рус. издание: Ригведа. Мандалы I‑IV. С. 140, коммент. на с. 611). — Прим. В. П.

559

RV. II, 38, 4; V, 82, 8, etc.

560

RV. II, 38, 1–6, etc.

561

RV. IV, 53, б.

562

RV. VII, 45, l, etc.

563

Bergaigne A. La Religion vedique d’apres les hymnes du Rig Veda. Paris, 1878–1883. Vol. 3. P. 56 и сл.

564

RV. I, 35, 1.

565

Брихадараньяка упанишада I, 3, 1.

566

RV. I, 24, 8.

567

RV. VIII, 101, 12. — Прим. М. Э.

Мотив безногости Солнца в цитируемом гимне «Ригведы» свидетельствует скорее не о змеиной природе светила, а о его исходной неподвижности — Варуна создал путь для Солнца и приставил ему ноги (Ригведа. Мандалы I‑IV. С. 29). Соответственно, и представления о демонической природе Солнца, относимого к классу асура, преувеличены: при том, что в индийской традиции (как и в других политеистических традициях) природа всякого божества амбивалентна (и сам главный враг демонов Индра может включаться в класс асура), главной функцией солнечного божества остается устроение космического порядка (регулярная смена дня и ночи — ср. РВ II, 38) и противостояние силам Хаоса и мрака. Небеса Савитара противопоставлены небу Ямы — Бога загробного мира (РВ I, 35, 6). — Прим. В. П.

568

Джайминья–упанишада–брахмана. III, 10, 4.

569

См. его работу: The Sun‑Kiss // JAOS. Vol. 60. P. 50.

570

Физика II, 2.

571

Данте Алигьери. Божественная комедия. Рай. 22, 116.

572

Панчавимша–брахмана 21, 2, 1.

573

Миф о воссоединении прокомментирован в т. 1 наст. изд. — Прим. В. П.

574

Ср. исследование на данную тему: Rowland В. Buddha and the Sun God // CZ. 1938. Vol. 1.

575

См.: Eliade M. Cosmical Homology and Yoga // JISOA. 1937. Июнь — декабрь. P. 199–203.

576

Точно так же ритуальная лодка, на которую складывали трупы, была прототипом всех прочих лодок. Это очень важное замечание, ибо оно помогает лучше представить себе зарождение человеческого мастерства. То, что называется «покорение природы человеком», было не столько результатом непосредственных научных открытий, сколько плодом различных «ситуаций», в которых человек оказывался в этом мире, ситуаций, определяемых диалектикой иерофаний. Металлургия, земледелие, календарь и многое другое возникли в результате осознания человеком какой‑либо одной из подобных «ситуаций». Ниже мы коснемся этого подробнее. — Прим. М. Э.

Как уже отмечалось (прим. 15), стремление усмотреть в ритуальных предметах прототип бытовых свойственно концепции Элиаде: колесницы были важнейшим транспортным средством, способствовавшим миграциям и военным предприятиям индоевропейцев, что нашло отражение в лексике праиндоевропейского периода (см.: Гамкрелидзе Т. В., Иванов В. В. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Т. 2. С. 717–738). — Прим. В. П.

577

Солярные символы широко использовались при отправлении аграрных культов — ср., в частности, карнавальную колесницу, подробно исследованную в цитируемой работе О. Альмгрена, использование колеса в масленичных обрядах у славян; сравнительный индоевропейский материал приведен еще у А. Н. Афанасьева в кн. «Поэтические воззрения славян на природу». Т. 1. С. 207 и сл. — репринтное воспроизведение. М., 1994, и т. п. — Прим. В. П.

578

То есть «умерших»; Slawik A. Kultische Geheimbünde der Japaner und Germanen // WBKL. Salzburg; Lpz., 1936. Vol. 4. S. 730.

579

Graebner. Das Weltbild der Primitiven. Münich, 1924. S. 65.

580

Государство. 508 b, с.

581

Сатурналии. I. Гл. 17–23.

582

Furlani G. La Religione babillonese assira // Bologna, 1929. Vol. 1 P. 155.

583

О малой правдоподобности лунарной (и солярной) символики в палеолите см. выше, прим. 354. — Прим. В. П.

584

Напр., в Иркутске; ср.: Hentze С. Mythes et symbohs lunaires Antwerpen, 1932. P. 84 и сл. Рис. 59, 60.

585

Ср: Schröder. Sprachvergleichung und Urgeschichte, 2nd ed., Jena, 1883 S. 443 и сл.; Schultz W Zeitrechnung und Weltordnung // MB. Leipzig, 1924 №35. S. 12 и сл.

586

Tacitus. Germania. II.

587

Kuhn, приведено у Hentze С. Mythes… P. 248.

588

Ср.: Wilke. Die Religion der Indogermanen in archaologischer Betrachtung // MB. Leipzig, 1923. №31. S. 149. Рис. 163. — Прим. М. Э.

Имя ацтекского божества Теккистекатль буквально означает «находящийся в морской раковине»: согласно мифу, он испугался жара костра и не стал Богом Солнца, превратившись в Бога Луны — Мецтли (Кинжалов Р. В. Тонатиу // Мифы народов мира. Т. 2. С. 518). — Прим. В. П.

589

Лунный календарь определял жизнь человека и коллектива в архаических обществах: см. о славянских представлениях статьи С. М. Толстой «Луна» и «Лунное время» в словаре «Славянская мифология». М., 1995. С. 245–248. — Прим. В. П.

590

RV. I, 105, 1.

591

Aitareya‑Brakmana. VIII, 28, 15.

592

Цитируемый гимн «Ригведы» говорит о месяце, отраженном в воде колодца (ср. русский перевод: Ригведа. Мандалы I‑IV. С. 126), но связь представлений о луне с влагой и водами в целом характерна для архаичных верований. — Прим. В. П.

593

Сома — в древнеиндийской мифологии священный напиток и его божество, отождествляемое также с божеством Луны — покровителем растительности и т. п. — Прим. В. П.

594

Cuneiform Texts. 15–7; 16d.

595

Albright. Some Cmces of the Langdon Epic // JAOS. 1919. Vol. 39. P. 68.

596

Briffault R The Mothers. L., 1927. Vol. 2. P. 632 и сл.

597

Seler. Gesammelte Abhandlungen. Vol. IV. В., 1902. S. 129.

598

Krappe A. H. La Genese des mythes. P., 1938. P. 110.

599

Schmidt W. Ursprung… Vol. III. S. 496.

600

Hentze С. Mythes… P. 152 и сл.

601

Ibid. P. 24.

602

Van Gennep A. Mythes et legendes d’Australie. P., 1906. P. 84, 85.

603

Briffault R. The Mothers. Vol. II. L., 1927. P. 634, 635.

604


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Очерки сравнительного религиоведения"

Книги похожие на "Очерки сравнительного религиоведения" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Мирча Элиаде

Мирча Элиаде - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Мирча Элиаде - Очерки сравнительного религиоведения"

Отзывы читателей о книге "Очерки сравнительного религиоведения", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.