Мирча Элиаде - Очерки сравнительного религиоведения

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Очерки сравнительного религиоведения"
Описание и краткое содержание "Очерки сравнительного религиоведения" читать бесплатно онлайн.
Фундаментальная монография Мирчи Элиаде по истории религий обобщает данные этнологии, сравнительного религиоведения и мифологии. От анализа конкретного материала, связанного с определенными нормами культа (неба, светил, земли, воды и т. п.), автор переходит к наиболее общим проблемам истории религий, функциям мифа и символическим структурам как универсальным способам ориентации человека в пространстве и времени.
237
Ясна. 45, 4.
238
Видевдат. 19, 20.
239
Ясна. 31, 13–14.
240
Яшты. 10, 1–2.
241
Ibid. 17, 16; ср.: Pettazzoni R. Le Corps parseme d’yeux. P. 9.
242
Яшты. 10, 7.
243
См., Widengren G. Hochgottglaube… S. 260 и сл.
244
Widengren G. Hochgottglaube… S. 253.
245
Ibid. S. 386.
246
Ibid S. 251.
247
Ср.: Nyberg N. S Die Religionen… S. 105; Widengren G. Hochgottglaube… S. 374.
248
Яшты. 44, 7.
249
Гесиод. Теогония. 126 и сл.
250
В изложении Гесиода Урана порождает Земля (Гея) — пережиток хтоннческой религии доэллинского периода.
251
RV. IV, 17, 4.
252
Ср.: RV. I 106, 3; 159, 1; 185, 4; IV, 56, 2 и т. д.
253
В своем «Ouranos‑Varuna».
254
Аполлодор. Библиотека. I, 1.
255
Диодор Сикул. 3, 57.
256
Jaiminya‑Br. I, 44; Lent S. Doctrine. P. 100 и сл.; Dumezil G. Ouranos‑Vanina. P. 55.
257
Аполлодор. I, 1, 2.
258
Nauck. Фрагмент 44.
259
Ср.: RV. I, 160, 3; V, 6, 5; V, 58, 6 и т. д.
260
Coll. Bude. 1928. P. 28 и сл.
261
Сюжет о хтонических существах, порождениях Неба и Земли, заключенных в недрах матери, свойствен архаическим мифологиям: ср. упомянутый полинезийский миф о богах — детях Неба и Земли, — которые не могли разомкнуть брачных объятий родителей, пока этот подвиг не совершил Бог леса — Тане. А. Ф.Лосев выделял хтоническую стадию в развитии античной мифологии, на смену которой пришла героическая, когда Зевс своими подвигами смирил хтонических чудовищ и учредил космический порядок (Лосев А. Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957). — Прим. В. П.
262
Macrobius. Saturnalia. I, 15, 14; ср.: Cook А. В. Zeus. Cambridge, 1914–1940. Vol. I. P. 1 и сл.
263
Ср.: Гесиод. Труды и дни. V, 465.
264
Ср.: Nilsson M. P. Geschichte der griechischen Religion. Münich, 1941. Vol. I. S. 371 и сл.
265
Ср.: Ibid. S. 369.
266
Невий. Фрагмент 15.
267
Плавт. Амфитрион, 44 и сл.
268
Акций Клитемнестра. Фрагмент 3.
269
Dumezil G. Mitra‑Varuna. P., 1940. P. 33; Dumtzil G. Jupiter, Mars, Quirinus. P., 1941, P. 81.
270
Плутарх. Ромул, 18; Ливий. I, 12.
271
Германия, 39.
272
Ср.: Closs A. Die Religion des Semnonenstammes — по всей работе.
273
Тивац (Tiwaz, TivvaR) — древнегерманская форма имени небесного божества: ср. ниже Тунарц (Thunraz) — древнегерманское имя громовника. — Прим. В. П.
274
См., напр.: Hommel. Die Hauptgottheiten der Germanen bei Tacitus // AFRW. Vol. XXXVII.
275
Mythes et dieux des Gennains. P., 1939. P. 19 и сл.
276
Такое же двойное представление мы находим и в вавилонской мифологии. Эа, божество воды и мудрости, не сражается «героически» с изначальными чудовищами Апсу и Мумму, а «сковывает» их магическими заклинаниями и убивает (Энума Элиш. I, 60–74). Мардук, которого собрание богов наделило правом на верховное владычество (до тех пор принадлежавшее Богу Неба Ану, IV, 4 и 7), принял от них скипетр, трон и палу (IV, 29) и отправился на битву с морским чудовищем Тиамат. Это уже настоящая «героическая» борьба. Главное оружие Мардука — это всегда «сеть», «подарок его отца Ану» (IV, 49; в I, 83 Мардук называется сыном Эа; однако вне зависимости от того, чьим сыном он является, именно его отец представляет для него источник его магической силы). Мардук «связывает» Тиамат (IV, 95), «сковывает» ее и убивает (IV, 104). Тем же самым образом он сковывает всех богов и демонов, которые помогали Тиамат, и бросает их в темницы и подземелья (IV, 111–114, 117, 120). Право на верховное владычество Мардук завоевывает своими героическими подвигами; однако он также сохраняет право на магическое владычество. — Прим. М.Э.
В скандинавской мифологии, прежде всего в песнях «Старшей Эдды», относящихся к заключительному этапу развития германо–скандинавской языческой религии (эпоха викингов, IX‑XI вв.), именно Один почитается как предводитель героев — воинов, павших в битвах; Тор воплощает вооруженный «народ», защищает мир людей и богов от чудовищ Хаоса. В позднейших работах («Верховные боги индоевропейцев», 1977, рус. перев. 1986) Дюмезиль наделял Одина высшей «магико–юридической» функцией, Тор был носителем «второй функции» — воплощением силы и изобилия; видимо, Один со своим специализированным воинским культом вытеснил на второй план первоначального главу германо–скандинавского пантеона Бога Неба Тюра, также наделявшегося у воинственных германцев функциями Бога войны (в античных источниках сопоставлялся с Марсом). — Прим. В. П.
277
Ср.: Closs А. P. 665 и n. 62.
278
Havamal P. 139–141.
279
Один как глава пантеона наделялся функциями божества, связующего все сферы древнескандинавской картины мира, в том числе способностью к шаманскому проникновению во все миры, превращениям и т. п. (см: Мелетинский Е. М. О семантике мифологических сюжетов в древнескандинавской (эддической) поэзии и прозе // Скандинавский сборник XVIII. Таллинн, 1973. С. 145–156). Поэзия скальдов была тесно связана с его воинским культом. Однако хтонические черты этого божества были периферийными — Один считался владыкой Вальхаллы, небесного чертога, где он принимал павших в бою воинов, мертвецы преисподней были враждебны царству Одина. — Прим. В. П.
280
Krappe A. H. Les Peleiades // FAR. 1932. Vol. 36.
281
Ср.: Harrison J. Themis. Cambridge, 1937. P. 94 и сл. — Прим. М. Э.
Из последних работ, посвященных индоевропейским именам громовников, см.: Николаев С. Л., Страхов А. Б. К названию бога–громовержца в индоевропейских языках // Балто–славянские исследования. 1985. М., 1987. С. 149–163. — Прим. В. П.
282
Специализации функций 6ожества- $1суверена» и «подателя плодородия» посвящены многочисленные работы Ж. Дюмезиля («Верховные боги индоевропейцев» и др.). — Прим. В. П.
283
RV. VII, 102, 1.
284
AV. XII, 1, 12, 42.
285
RV. VII, 101, 2.
286
RV. V, 83; VII, 101, 102.
287
RV. V, 83, 1; VI, 52, 16; VII, 101, 1, 2.
288
RV. V, 83, 2.
289
RV. I, 61, 8, 9.
290
RV. I, 102, 8; III, 32, 11.
291
RV. I, 173, 6.
292
RV. VI, 17, 11.
293
RV. I, 23, 12.
294
RV. VII, 56, 9.
295
RV. V, 55, 9; VII, 56, 17 и т. д.
296
Ср.: Hopkins S. Indra as God of Fertility // JAOS. Vol. 36.
297
RV. VI, 46, 3, где его называют сахасрамушка — «с тысячью яичек».
298
АV. XII, 1, 6.
299
Ср.: Meyer J. J. Trilogie. Vol. 3. P. 154 и сл.
300
Хираньякешин–Грихьясутра. I, 6, 20, 2.
301
Ср.: Meyer J. J. Trilogie. Vol. 3. P. 164 и сл.
302
Подобное «сгущенное» присутствие иерофании в Индре, по крайней мере так, как оно предстает в мифологии, не исчерпывает его функций в индийской религии. Каждая из ее божественных ипостасей связана с бесчисленными ритуалами, которые мы не можем подробно описать в данной работе. (Важно, к примеру, помнить о том, что Индра со своей свитой, состоящей из Марутов, является архетипом индоарийских «человеческих обществ», ср.: Stig, Wikander. Der arische Männerbund. Lund, 1938. S. 75 и сл.) Это относится ко всем упоминаемым здесь божествам.
303
Ср. тексты, собранные X.Ольденбергом в его «Religion des Veda». 2nd ed. Berlin 1984. S. 74; Hillebrandt A. Vedische Mythologie. Breslau, 1929. Vol. 2. S. 148.
304
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Очерки сравнительного религиоведения"
Книги похожие на "Очерки сравнительного религиоведения" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Мирча Элиаде - Очерки сравнительного религиоведения"
Отзывы читателей о книге "Очерки сравнительного религиоведения", комментарии и мнения людей о произведении.