» » » » Мирча Элиаде - Очерки сравнительного религиоведения


Авторские права

Мирча Элиаде - Очерки сравнительного религиоведения

Здесь можно скачать бесплатно "Мирча Элиаде - Очерки сравнительного религиоведения" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство Ладомир, год 1999. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Мирча Элиаде - Очерки сравнительного религиоведения
Рейтинг:
Название:
Очерки сравнительного религиоведения
Издательство:
Ладомир
Жанр:
Год:
1999
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Очерки сравнительного религиоведения"

Описание и краткое содержание "Очерки сравнительного религиоведения" читать бесплатно онлайн.



Фундаментальная монография Мирчи Элиаде по истории религий обобщает данные этнологии, сравнительного религиоведения и мифологии. От анализа конкретного материала, связанного с определенными нормами культа (неба, светил, земли, воды и т. п.), автор переходит к наиболее общим проблемам истории религий, функциям мифа и символическим структурам как универсальным способам ориентации человека в пространстве и времени.






119

Codrington R. H. The Melanesians. P. 155 и сл.

120

Pettazzoni R. Dio. P. 210 и сл.; Frazer J. The Worship… P. 130 и сл.

121

Ср.: Numazawa F.К. Die Weltanfänge in der japanischen Mythologie. Lucerne, 1946. S. 301 и сл.

122

Тангароа в мифах маори — сын Небесного Бога Ранги и Богини Земли Папа, бог морской стихии, рыб и пресмыкающихся (см. рус. перевод мифа: Сказки и мифы Океании. М., 1970. С. 561). — Прим. В. П.

123

Миф о близнецах — культурных героях и демиургах — действительно повсеместно распространен в Меланезии в едва ли может считаться вторичным, вытеснившим исходные представления о Верховном существе; см. рус. перевод мифов: Сказки и мифы Океании. С. 97 и сл. и предисловие Е. М. Мелетинского. — Прим. В. П.

124

Schmidt W. Der Ursprung… Vol. 2. S. 390.

125

Harris R. Boanerges. Cambridge, 1913. P. 13 и сл.; Schmidt W. Der Ursprung… Vol. 2. S. 44 и сл.; 266 и сл.; 299 и сл.

126

Pettazzmi R. Dio. P. 290.

127

Ср.: Usener. Kleine Schriften. Leipzig; В., 1912. Vol. 4. S. 478.

128

Eliade M. Metallurgy, Magic and Alchemy // CZ. P., 1938. Vol. 1. P. 3 и сл. У некоторых западноафриканских племен почитание различных камней входит в культ богов Неба. Так, например, племена кассуна и бура называют эти камни Be (по имени их Бога Неба); кассуна и фра поклоняются им и приносят им жертвы; хабе приносят жертвы менгирам, в которых, как они считают, заключено Небесное Божество Амма; еще кое–где в Африке поклоняются громовым стрелам (ср.: Frazer J. The Worship… P. 91 и сл.).

129

Исходя из конкретного материала первобытных верований, Элиаде признает непрочность своей посылки об исходном почитании небесного божества: соответственно и «бесспорность» утверждения о замене веры в Верховное существо «другими концепциями» также не может быть безусловной. — Прим. В. П.

130

Цагн в мифах бушменов — тотемный первопредок и демиург. Танец в его честь связан с его деянием, совершенным в мифологические времена, когда Цагн превратил людей, убивших его сына, в обезьян–бабуинов. По завершении творения он превращается в кузнечика–богомола (см. анализ мифов и тексты в кн.: Котляр Е. С. Миф и сказка Африки. М., 1975). — Прим. В. П.

131

Frazer J. The Worship… P. 190.

132

Ibid. P. 212 и сл.

133

Ibid. P. 248 и сл.

134

См. выше (примеч. 129) о малой обоснованности такого хода религиозной истории у Элиаде. — Прим. В. П.

135

Schmidt W. Der Unsprung… Vol. 3. S. 106.

136

Скорее, можно усматривать формальное сходство обрядов инициации с позднейшими мистериями, чем собственно с учениями о спасении — сотериологии: и те и другие предполагали временную смерть посвящаемых и воскресение их для истинной жизни, но целью возрастной инициации было не достижение спасения или блаженства, а переход в группу взрослых полноправных членов племени. — Прим. В. П.

137

Приведенные наиболее архаичные мифы (австралийцев, бушменов и др.) свидетельствуют, скорее, об обратном ходе действия: культурный герой и патрон инициации поднимается на Небо по завершении Творения. — Прим. В. П.

138

Pettazzoni R. Dio. P. 174.

139

Двуполые божества в архаичных и древних религиях наделяются особой творческой потенцией — они сами могут производить потомство (см.: Токарев С. А. Двуполые существа // Мифы народов мира. Т. 1. С. 358, 359). Очевидно, это действительно шаг к формированию образа единого Бога–Творца (см. о материнских чертах в образе библейского Бога: Аверинцев С. С. ΕΦΣΠΛΑΓΧΝΙΑ // Историко–филологические исследования. М., 1974. С. 161–171). — Прим. В. П.

140

Не следует, однако, забывать, что для первобытного общества бисексуальность была признаком божественности: она представляла собой формулу (приблизительную, как большинство мифологических формул) тотальности, совпадения противоположностей (coincidentia oppositorum — § 159).

141

Ср. концепцию В. Н. Топорова (О брахмане. К истокам концепции // Проблемы истории языков и культуры народов Индии. М., 1974. С. 20–74), согласно которой брахман первоначально представлял собой ритуальное сооружение, воплощавшее Мировое древо в жертвенных обрядах. Очевидно, что образ Высшего существа не был изначальным и в разных традициях мог иметь различные истоки. — Прим. В. П.

142

Стремление к следованию традиции (Элиаде использует для ее обозначения термин архетип, значение которого у этого исследователя не вполне совпадает с тем значением, которым наделяли архетип последователи психоаналитической школы К. — Г. Юнга), сохранению «чистых» истоков, «истинной» веры — свойственно не только традиционным обществам и политеистическим религиям, но и религиозному сознанию (самосознанию) вообще: ср. лозунги, под которыми боролись противоборствующие стороны в эпоху европейской Реформации или русского раскола. Противоречивость подхода Элиаде заключается в том, что он как бы отождествляет здесь позицию исследователя — внешнего наблюдателя — с позицией «объекта» исследования, принимая за «вечную» истину те представления об «архетипе», которые формировались исторически. — Прим. В. П.

143

Castren A. Reisen im Norden in denjahren 1838–1844. Leipzig, 1953. S. 231 и сл.

144

Schmidt W. Der Ursprung… Vol. 3. S. 357.

145

Batchelor J. The Ainu and their Folk‑lore. L., 1901. P. 248 и сл., 258 и сл.

146

Ср.: Schmidt W. Der Unsprung… Vol. 3. S. 345.

147

Иерархия высших богов и низших духов была характерна для обских угров (ханты и манси) и самодийцев, якутов и других тюркских народов, но отнюдь не для всех народов Севера. Более того, Творец и культурный герой у палеоазиатских народов (чукчей, коряков и др.) — Ворон — наделялся чертами трикстера, мифологического плута, деяния которого совершались не только во благо, но и во вред человеческому сообществу и заслуживали проклятий, но не культа (ср.; Токарев С. А. Религия в истории народов мира. М., 1976. С. 178, 179; Мелетинский Е. М. Палеоазиатский мифологический эпос. М., 1979). — Прим. В. П.

148

Gahs A. Kopf-, Schaedel- und Langknochenopfer bei Rentiervölkern // W. Schmidt‑Festschrift. Vienna, 1928. P. 231 и сл.

Так, самодийцы–юраки приносят в жертву своему Богу Неба Нуму оленя на вершине высокой горы, тунгусы (эвенки) точно такую же жертву приносят духу Неба Буге и т. д. У коряков, чукчей и эскимосов древний культ Бога Неба слился с элементами тотемизма, анимизма и матриархата, которые, по мнению Гахса, являются вторичными (P. 261).

149

Holmberg‑Harva U. Die religiösen Vorstellungen der altaischen Völker. Helsinki, 1939. S. 141 и сл.

150

Holmberg‑Harva U. Die Religion der Tscheremissen // FFC. Porvoo, 1926. №61. S. 63.

151

Karjalainen K. F. Die Religion der Jugra‑Völker // FFC. Porvoo; Helsinki, 1921. №44. Vol. 2. S. 250.

152

Кай Доннер пытается объяснить слово нум через согдийское нам — «закон» (ср. греч. nomos), термин, который мог быть занесен на Север народами Центральной Азии в период уйгурского владычества. Даже если бы этому нашлось доказательство (до сих пор не найденное, см. библиографию), подобный случай словообразования все равно мог бы рассматриваться лишь как заимствование слова для обозначения понятия, ибо идея Верховного бога исконно присуща всем религиям Арктики и Северной Азии.

153

Holmberg‑Harva U. Die religiösen Vorstellungen… S. 144.

154

Holmberg‑Harva U. Die religiösen Vorstellungen… S. 149.

155

Ibid. S. 154.

156

Karjalamen K. F Die Religion… Vol. 2. S. 250 и сл.

157

Holmberg‑Harva U. Die religiösen Vorstetlungen… S. 284.

158

Ср.: Karjalamen K. F. Die Religion… Vol. 2. S. 257.

159

Holmberg‑Harva U. Die religiösen Vorstellungen… S. 154.

160

Ibid. S. 156 и сл.

161

Ibid. S. 155 и сл.

162

Ibid. S. 152. — Прим. М. Э.

Миф о священном браке Неба и Земли ныне достаточно надежно реконструируется и у алтайских (Бог Ульгень и Мать–Земля Умай), и у уральских (Нуми–Торум и Богиня Калтащ–эква, «Земная мать») народов. См.: Сагалаев А. М. Урало–алтайская мифология. Символ и архетип. Новосибирск, 1991. С. 52 и сл. — Прим. В. П.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Очерки сравнительного религиоведения"

Книги похожие на "Очерки сравнительного религиоведения" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Мирча Элиаде

Мирча Элиаде - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Мирча Элиаде - Очерки сравнительного религиоведения"

Отзывы читателей о книге "Очерки сравнительного религиоведения", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.