Мирча Элиаде - Очерки сравнительного религиоведения

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Очерки сравнительного религиоведения"
Описание и краткое содержание "Очерки сравнительного религиоведения" читать бесплатно онлайн.
Фундаментальная монография Мирчи Элиаде по истории религий обобщает данные этнологии, сравнительного религиоведения и мифологии. От анализа конкретного материала, связанного с определенными нормами культа (неба, светил, земли, воды и т. п.), автор переходит к наиболее общим проблемам истории религий, функциям мифа и символическим структурам как универсальным способам ориентации человека в пространстве и времени.
Ad. Aen. III. 75.
23
Ad. Iliadem. XXIII. 429.
24
Ср.: Harrison. Prolegomena to the Study of Greek Religion. 3rd ed. Cambridge, 1922. P. 59.
25
Ср.: Robertson S. The Religion of the Semites. 3rd ed. L., 1927. P. 446–454.
26
Ср.: Albright W. R. From the Stone Age to Christianity. 2nd ed. Baltimore, 1946. P. 321, n. 45.
27
Van Gennep A. Tabou et totémisme à Madagascar. P., 1904.
28
Ibid. P. 12.
29
Van Gennep A. Tabou… P. 23.
30
Ibid. P. 37.
31
Ibid. P. 36.
32
Ibid. P. 20 и сл. См. также кн.: Lekmann R. Die polynesischen Tabusitten. Leipzig, 1930. S. 101 и сл.; Webster H. Taboo… Stanford, 1942. P. 261 и сл.
33
Van Gennep A. Tabou… P. 194.
34
Ibid. P. 195 и сл.
35
Westermarck E. Pagan Survivals in Mahommedan Civilization. L., 1933. P. 125.
36
Ibid. P. 126
37
Ibid. P. 126.
38
Ландгманн Г., цит. в: Söderblom N. The Living God. Oxford, 1933. P. 15.
39
Söderblom N. The Living God. Oxford, 1933. P. 13 и сл.
40
Codrington R. H. The Melanesiam. Oxford, 1891. P. 118.
41
Ср.: Van der Leeuw G. Religion in Essence and Manifestation. L., 1938. P. 25.
42
Codrington R. H. The Melanesians. P. 119 и сл.
43
Ibid. P. 120.
44
Анимизм (от лат. anima — душа) — одухотворение всей живой и неживой природы — считался элементарной и начальной формой религиозных верований в построениях эволюционной школы Э. — Б. Тайлора (1832–1917) (см. рус. перевод основного сочинения: Тайлор Э. Первобытная культура. М, 1939). Р. — Р. Маррет настаивал на том, что первоначально это одухотворение не имело индивидуализированного характера — не отдельные духи, а некая безличная сила одухотворяла природу в воображении первобытных людей (эту начальную стадию первобытных верований Маррет назвал аниматизмом — см.: Токарев С. А. История зарубежной этнографии. М, 1978. С. 125–130). — Прим. В. П.
45
К тому же мана не является понятием общим для всех меланезийцев, поскольку оно неизвестно народам онтонг–ява (северо–восточная часть Соломоновых островов), вогао (Новая Гвинея) (Ian Hogbin Н. Mana // ОА. 1936. Vol. 6. P. 268 и сл.), вагавага, тубетубе и др. (Capell P. The word «mana» // ОА. 1938. Vol. 9. P. 92).
46
Schebesta P. Les Pÿgmées. P., 1940. P. 64.
47
Традиционное для сравнительного изучения религий стремление обнаружить универсальные формы и закономерности развития приводило нередко к игнорированию существенных различий в разных этнокультурных традициях: так, по принципу «безличности» сакральной силы объединялись понятия брахман (всеобъемлющая творческая сила в индийской традиции), хварэна (фарн) и империум (обозначение харизмы, силы и удачи, присущей сакральному правителю, царю, императору), древнескандинавское хамингья (воплощение индивидуальной удачи, судьбы). — Прим. В. П.
48
Hogbin H. I. Mana. P. 274.
49
Radin P. Religion of the North American Indians // JAF. 1914. Vol. 27. P. 349.
50
Кодрингтон — миссионер и этнолог, много лет проживший среди меланезийцев и впервые описавший представление о мане. — Прим. В. П.
51
Codnngton R. H. The Melanesians. P. 119, 121.
52
А. — М. Хокарт (1884–1939) — английский культурный антрополог, работавший в Океании, на Цейлоне и в Египте. См.; Иванов В. В. Артур Хокарт и сравнительный метод в этнографии // Природа, 1985. №13. С. 83–87. — Прим. В. П.
53
Hogbin H. I. Mana. P. 259.
54
Ibid. P. 264.
55
Ibid. P. 352.
56
Магия противопоставляется религии как более примитивная и, стало быть, начальная стадия первобытных верований в некоторых построениях эволюционной школы, связывающих религию со специализацией жреческого культа и представлениями об иерархии сверхъестественных существ, которые и требуют умилостивительного культа (ср.: Фрэзер Дж. Золотая ветвь. С. 61 и сл.) В живой «этнографической» реальности (как указывал и сам Фрэзер) магия неотделима от религиозных верований. Их соотношение К. Леви–Строс (Первобытное мышление. М., 1994, С. 287–288) описывает следующим образом: «Религия состоит в очеловечении природных законов, а магия — в натурализация человеческих действий […] Здесь речь не идет об альтернативе или об этапах эволюции. Антропоморфизм природы (в чем состоит религия) и физиоморфизм человека (как мы определили бы магию) образуют постоянные составляющие: меняется лишь их дозировка». — Прим. В. П.
57
Иконоборчество — движение, направленное против почитания икон в Византии в VIII — первой половине IX в. Элиаде употребляет этот термин в более широком смысле: ср. библейскую заповедь «не сотвори себе кумира» (ей и стремились следовать иконоборцы), запрет на изображение живых существ в исламе, уничтожение священных для католиков изображений святых в период Реформации и т. п. — Прим. В. П.
58
Аватара (др. — инд. «нисхождение») — в индуизме воплощение божества в смертное существо. Вишну — одно из главных божеств индуизма — обладал многочисленными аватарами. — Прим. В. П.
59
Frazer J. The Worship of Nature. L., 1926. P. 189.
60
Ibid. P. 312. Ср.: Radin P. Primitive Religion. L., 1938. P. 260 (цит. Зелигмана).
61
Пример термина джуок, или джок, распространенного у народов нилотской группы, свидетельствует, как и многочисленные упомянутые термины типа мана, о том, что они исходно относились к категории сверхъестественного, ко всему многообразию «иерофаний», но не к некоему конкретному Высшему существу. Африканский этнолог Окот п’Битек (Африканские традиционные религии. М-, 1979. С. 69 и сл.) отмечает, что джок — это родовое понятие, которым могут обозначать и духов предков, и силу колдуна: каждый сакральный объект имеет своего джока. Тот же исследователь специально занимается проблемой, вставшей перед миссионерами, которые должны были проповедовать у нилотов и искать термин, адекватно передающий христианское понятие бог — слово джок не вполне подходило для такой передачи (там же. С 60 и сл.). Вместе с тем эти проповеди и поиски соответствий между христианством и традиционными верованиями влияли и на отбор информации, которую миссионеры стремились получить от аборигенов, и собственно на представления самих носителей традиционных культов. О проблемах, связанных с представлениями о Высшем существе в первобытных верованиях, см. также вводную статью. — Прим. В. П.
62
Вайшнавы — поклонники Вишну в индуизме. — Прим. В. П.
63
Можно было бы попытаться «спасти» — в перспективе христианства — иерофании, предшествовавшие чуду Воплощения, показав их значение как ряда прообразов этого Воплощения. Соответственно, вместо того чтобы рассматривать «языческие» модальности сакрального (фетиши, идолов и т. п.) как ложные и вырожденные стадии человеческого религиозного чувства, извращенного грехом, можно было бы интерпретировать их как отчаянные попытки предвосхитить тайну Воплощения. Вся религиозная жизнь человечества — религиозная жизнь, выразившаяся в диалектике иерофании, — есть с этой точки зрения не что иное, как ожидание Христа.
64
Отличие первобытного мышления от современного — одна из вечных проблем культурной антропологии: ср. полемику Леви–Строса с концепцией примитивного дологического мышления Л. Леви–Брюля (Первобытное мышление. С. 111 и сл.). Безусловно, и первобытное мышление было системным, направленным на определение места индивида, коллектива и окружающих их феноменов в мире — на конструирование «модели мира». Поиски пути к спасению — сотериологии — характерны все же для обществ, преодолевших «первобытную» модель, определяющую место человека в мире и общине, но не дающую оснований для рефлексии по поводу этого места. — Прим. В. П.
65
Ф. Вильгельм Шмидт (1868–1954) — католический священник, миссионер, этнолог и лингвист, создатель венской этнологической школы. На основании собранного им огромного материала по первобытным верованиям (Der Ursprung der Gottesidee. In 12 Bd. Freiburg — Aschendorff, 1912–1952) создал теорию «прамонотеизма» — изначальной веры в единого Бога–Творца. Его взгляды повлияли на представления Элиаде о месте Высшего существа в первобытных верованиях. — Прим. В. П.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Очерки сравнительного религиоведения"
Книги похожие на "Очерки сравнительного религиоведения" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Мирча Элиаде - Очерки сравнительного религиоведения"
Отзывы читателей о книге "Очерки сравнительного религиоведения", комментарии и мнения людей о произведении.