Иоанн Кронштадтский - Дневник. Том V. 1863–1864. Все и во всем Бог. Возлюби ближнего твоего, как самого себя

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Дневник. Том V. 1863–1864. Все и во всем Бог. Возлюби ближнего твоего, как самого себя"
Описание и краткое содержание "Дневник. Том V. 1863–1864. Все и во всем Бог. Возлюби ближнего твоего, как самого себя" читать бесплатно онлайн.
ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ. ДНЕВНИК, том V. 1863-1864. Все и во всем Бог. Возлюби ближнего твоего, как самого себя.
Какой бы предлог плотской или духовный ни представлял сатана к злобе против ближнего, не поддавайся ему и будь решительно незлобив, говоря начинающемуся внутри действию всякой страсти: к чему быть бесом‑то? — Положим, что ближний погрешает против меня в том и в том, но к чему мне‑то быть бесом‑то? Например, ненавистником, сребролюбцем, жадным и скупым, раздражительным, смутным, гордым и прочее. — Прочь всякая лесть вражия. Непрестанный мир да водворяется в сердце моем, и десницу общения да дарую всем, ко мне приходящим.
Да раздаются в душе твоей чаще слова Владыки: мы оставляем должником нашим (Мф. 6, 12). Исполняй их сколь можно чаще и совершеннее. Кого любим, тому много прощаем. Господь Бог любит нас безмерно и потому прощает нам без числа; затем и сказано: в бездне греховней валялся, не наследную милосердия Твоего призываю бездну [243]. — А главное, смотри, помни слова Владыки: мы оставляем должником нашим. — Проси Господа укрепить тебя в этом благоделании.
Любы долготерпит и милосердствует (1 Кор. 13,4): вот первые плоды любви!
Сребролюбие есть бесовская ложь в действии: любишь деньги, полагаешь жизнь свою в деньгах, — тогда как надо любить только Бога и к Нему единому прилепляться как к единственному Источнику жизни. Обличая ложную надежду на деньги, Господь говорит в Евангелии: не внегда избыточествоваши кому. живот его есть от имения его (Лк. 12, 15).
Жадность к пище и питью и жаление их ближнему есть тоже бесовская ложь в действии: человек прилепляется сердцем к сладостям пищи и питья и полагает в них жизнь свою, — тогда как не хлеб один, не сладости многоразличные служат источником нашей жизни, а Сам Господь и Слово Его святое. Потому, обличая эту деятельную ложь, Господь говорит: не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем изо уст Божиих (Мф. 4, 4; Втор. 8, 3).
Господи! Избавь меня от помыслов гордости и самомнения. Враг борет меня десными и шуими. — Господи! Даруй мне искренно считать себя первым грешником и чувствовать это: ибо я действительно таков!
Чревоугодие воистину отвращает сердце от любви к Богу и к ближнемуу и делает камнем бесчувственным. — Опыт. Одебеле сердце людей сих (Деян. 28, 27). Отчего? — От чревоугодия и любостяжания. — Иуда — образчик.
Сладострастие или прельщение женскими лицами есть также ложь бесовская в действии: мы повинуемся прелести вражией — желая наслаждаться игрою и приятным раздражением плоти. Но всякое лицо человеческое, всякая плоть человеческая есть земля, вода, воздух и теплота: всякий человек чрез недолгое время обращается в землю и разлагается на те стихии, из коих составлен. Значит, всякое сладострастие греховное, всякая страсть к человеческим лицам есть прелесть вражия.
Чего и кого бояться священнику во время Богослужения и особенно Литургии, например, на большом входе? — Господь близ (Флп. 4, 5), Его единого надо бояться, на Него единого надеяться, а людей бояться нечего: ото — овцы твои, кто бы они ни были. Пастырю ли бояться овец?
Какая мать не заботится о благонравии своих детей? Кольми же паче Матерь Божия о нас, чадах Божииху? — И вот мы просим Ее: Благаго Царя Благая Мати… Твоими молитвами настави мя на деяния благая… [244]
Человеколюбие Господи Иисусе Христе, Всемогущая и Всеблагая, Пребыстрая Помоще моя! Благодарю Тя, яко в продолжение трех классов прекрасно мне помогал еси! Помози и во предняя! Аминь.
Радуйся, когда видишь, что гордый человек от действия твоих ласковых слов смягчается и смиряется, и не сожалей, по гордости и зависти своей, о том, что ты обласкал и почтил его, как скупой часто жалеет о том, что он богатыми яствами угостил гостей своих. Не подавай и малейшей причины к несогласию.
Вообрази святость Божией Матери и величие Ее: Она — честнее Херувимов и славнее, без сравнения, Серафимов [245]. — Изумляюсь величию Твоему, о Богомати! — Как Свят Сын, так Свята и Мати, подобно как Свят Сын, так Свят и Отец! Впрочем, у Пресвятой Богородицы святость тварная: потому что и Она есть творение!
Ты надымаешься [246] над шуринами и озлобляешься на них за их видимые, нетяжкие грехи, например за празднословие, смех, курение табаку, и считаешь себя в некотором праве сердиться на них и даже презирать их. Несчастный! Что ты делаешь? Ты в величайшем заблуждении сердца; ты сам — величайший грешник и первый из грешников; ты — диавол, ибо в тебе живет гордость и злоба. Братия твои согрешают внешними грехами, тогда как на сердце у них нет ни злобы, ни гордости, ни зависти, ни скупости, а ты согрешаешь внутренно, тяжко, дьявольски! Восетени [247] же, оплачь свое окаянство и скажи: Боже! Милостив буди мне, первому из грешников (Ср.: Лк. 18, 13), — и пред всеми будь смирен, кроток и незлобив, да помни, что если ты при всех своих добродетелях заражен гордостию и злобою или скупостию, тогда ничто все твои добродетели и ты как сам диавол — первый из грешников. Не суди никого, да не судим будет и (Ср.: Мф. 7, 1). Ты не знаешь ничьей внутренности, ничьего сердца — не знаешь, что в нем кроется: быть может, при всех внешних грехопадениях брата, в сердце его сокрыто смирение и незлобие; и если в твоем сердце гнездится гордость и злоба, то брат твой далеко, далеко выше тебя: потому что его смирение и незлобие покрывают множество его грехов и всегда могут привлечь к нему благодать Божию, спасающую смиренных и незлобивых. — Итак, внимай себе (1 Тим. 4, 16). Помыслил я так: и помиловал меня Господь.
Благодарю Тебя, Человеколюбие, яко премного утешил еси мя успехом преподавания Закона Твоего в классе. Мирно, величественно держался я о имени Господни. — Февраля 17 дня 1864 года. Понедельник.
Умерщвляй плоть свою со страстьми и похотьми (Гал. 5, 24), да убивая плоть, оживишь душу — чтобы, если и лишишься этой временной жизни, наследовать тебе вечную.
Уважай священнический сан, как имеющий Апостольское рукоположение.
Полно тебе из‑за жены, как Адаму из‑за Евы, чревоугодничать и оскорблять Господа! — Полюби воздержание и пищу скудную и суровую, а нс лакомую.
Дух бодр по природе, а плоть немощна (Мф. 26, 41); но дух должен торжествовать над плотию и не должен унывать от уныния и страданий плоти. —Помнить это надо и крениться, да мужаться в скорбях и тес нотах.
Стыд какой‑нибудь неблагообразной или грязной вещи, например своей одежды, книги, особенно священной, или другого — есть мечта бесовская: от того он и смущает так сильно душу. Аминь. Надо все плотское презирать и ни за что считать. Истинно. — (16 февраля 1864 года.) И злато, и сребро, и бархат, и шелк, и рубище грубое, и тряпица грязная, и прах земной — все земля и пепел (Быт. 18, 27; Иов. 30, 19), все — сор. — А между тем меня враг — увы! — смутил сегодня тем, во время Крещения, что у меня Требник был грязный. Этакая‑то мелочь меня тревожит! Мелочной же я человек! Человек возвышенного духа не обратил бы на это и внимания.
Не есть и не пить с жадностию и много после Причастия Святых Таин! Ради Бога, не будь чревоугодником. Смотри, как трудно тебе приходится разделываться в праздники с врагом за чревоугодие! — Адская тяжесть!
Что бы ни случилось с тобою неприятного от людей или от врага — во всем вини себя и свои грехи, а не восставай на Бога или на людей. Считай себя достойным всякого посрамления.
16 февраля (в воскресенье, Неделя блудного), при Венчании Турыгинского приказчика [248], враг жестоко посмеялся надо мною за мое чревоугодие и сластолюбие в тот день на Крестинах у Федорова. Я не мог говорить ни ектений, ни молитв — как конь стал и двинуть языком не мог. Становлюсь на дыбы, а читать не могу. Ел дома с жадностию телятину, суп…
Думаешь ли ты своей глупой головой, что ты враг Богу и Пречистой Богородице, Ангелам и святым за свое чревоугодие? — Да, ты враг Богу, если чревоугодничаешь.
Не огорчайся на то, что твои родственники на тебя слагают пропитание, проживание будущей родильницы [249] и уход за нею с издержками на это, — но, вспомнив, что мы все — дети Божьиу, что мы — не свои и что все — не наше, — Божья собственность, с радостию принеси жертву любви своей родственнице, благодаря Бога, удостаивающего тебя послужить Ему в лице ближнего. Это все устроение спасающего тебя Бога. Плотскому своему человеку не внимай.
Не замки да сундуки, а Бог спасает имущество.
Деньги, пища, питье, одежда — земля да вода. Пища — дрова; деньги — камни да тлен. Чем тут прельщаться? — К Богу да к человеку — вот к кому надо прилепляться.
Не крепости и не пушки, а Бог спасает города и государства.
Радоваться с радующимися и плакать с плачущими (Рим. 12, 15) — великое дело. Не многие ведут себя так. Большинству чужое горе — нипочем. От них и я, грешный.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Дневник. Том V. 1863–1864. Все и во всем Бог. Возлюби ближнего твоего, как самого себя"
Книги похожие на "Дневник. Том V. 1863–1864. Все и во всем Бог. Возлюби ближнего твоего, как самого себя" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Иоанн Кронштадтский - Дневник. Том V. 1863–1864. Все и во всем Бог. Возлюби ближнего твоего, как самого себя"
Отзывы читателей о книге "Дневник. Том V. 1863–1864. Все и во всем Бог. Возлюби ближнего твоего, как самого себя", комментарии и мнения людей о произведении.