Иоанн Кронштадтский - Дневник. Том III. 1860-1861. Созерцательное богословие. Крупицы от трапезы Господней

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Дневник. Том III. 1860-1861. Созерцательное богословие. Крупицы от трапезы Господней"
Описание и краткое содержание "Дневник. Том III. 1860-1861. Созерцательное богословие. Крупицы от трапезы Господней" читать бесплатно онлайн.
Иоанн Кронштадтский. Дневник, том III. 1860-1861. Созерцательное богословие. Крупицы от трапезы Господней.
X Говорится часто в церкви: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу — для напоминания всем о том, что все небо и земля славит непрестанно Создателя и что люди также должны всю жизнь направлять к славе Создателя, для чего они и созданы, значит — должны жить по воле Божией и по закону Божию, и что жить не по воле Божией — значит уродовать себя и выключать себя из строя тварей и отчуждать себя от блаженства, которое вкушают твари, послушные воле Божией. Славословие напоминает еще и о сотворении всего от Бога, Который по тому самому, что Он Создатель всего из ничего, Един вечно славен и соделал все Себе ради.
Не прельщайся сладостями вкуса и не кушай их — от сластей легко рождается сладострастие плотское, и враг легко запинает во сне и наяву сладко вкушающих и пиющих. — С тех пор, как плоть стала воевать на дух (Ср.: Гал. 5, 17), ей с большою осторожностию нужно позволять сладости: иначе усилим грех, в нас живущий, сладострастие или похоть плоти.
Жизнь моя со мною присно, то есть Господь мой Триипостасный.
Твердо помни слова Церкви: раздробляется Агнец Божий, раздробляемый, и не разделяемый, все гда ядомый и никогдаже иждиваемыи [254], то есть что Агнец Божий, на сколь много и на сколь мелкие части ни раздроблялся бы, Он никогда не разделяется, но остается весь и один и тот же во всякой самомалейшей частичке. И если бы кому в голову пришла глупая и диавольская (ложная) мысль, что Господь не весь или нет Его в какой–либо частичке, то ложно допускал бы, что Божество, ничем не ограничиваемое, ограничивается веществом или же что Он не может быть весь везде.
Будь прост в мыслях, желаниях, словах и на деле. От этой блаженной простоты во всем и доверенности зависит внутренний наш покой и довольство и свобода от козней врага.
† Владычице и Госпоже моей Пресвятой Богородице восписую благодарственная [255] я, многогрешный: сегодня (Великий Четверток, 20 апреля), во время ранней обедни — при множестве причастников — два раза по молитве моей избавила Она сердце мое от богохульного сомнения в полном присутствии Господа в каждой частице Тела и Крови и от огня сатанинского, неразлучного со всяким грехом. Возвел я два раза к Ней очи сердца, когда согрешал сердцем моим и мучился во пламени, и избавила Она меня от сомнения моего, от огня во внутренностях моих, от смущения моего, от срама лица моего: во мне вдруг являлись твердость и спокойствие сердца и мыслей, душевная прохлада, дерзновение лица пред Богом и людьми Божиими. Слава Тебе, Пренепорочная Мати, единая усердная Заступница [256], что Ты окружаешь меня радостями избавления. Только я возведу к Тебе с молитвою в тесноте сомнения, маловерия и страстей сердечные очи мои и узрю Тебя верою: Ты тотчас же посылаешь мне спасение с небеси. О, как Ты близка к нам Заступница! С какою надеждою мы должны всегда призывать Тебя! Не лиши меня и нас всех наследия Христова и на будущее время помощи Твоей, но присно нас избавляй, когда в тесноте воззовем к Тебе, и не дай в обиду врагу всезлобному наследия Твоего, Безневестная Мати!
† МОЛЯЩЕМУСЯО хульных помыслах, беспокоящих людей Божиих, поговорить больше.
† МОЛЯЩЕМУСЯНадо избегать гордой фарисейской похвальбы себя самого в сердце своем во время молитвы и превозношения себя пред другими.
Много ли для христианина нужно? Немного. Мир Христов в сердце и уломок хлеба для желудка да воды стакан.
Когда покоришь волю свою воле Божией: какое спокойствие стяжешь во всей жизни своей?
Когда священники поучают в храме или на дому: тогда поучает един Бог, дающий всем уста, свет и разум (Ср.: 1 Ин. 5, 20). †
† Господь Иисус Христос есть Держава наша: потому что Он един держит нас в вере и добродетели, в благих мыслях, расположениях сердца, в непорочном житии, Сам же подавая все это нам благодатию Своею, и от всякого зла удерживает Он же един, именно: от страстей и самых начальных движений их, от худых мыслей, от сомнения, маловерия, неверия и разных страстей, или подает силу одолеть их и избавиться от них.
† Когда священник говорит проповедь или служит в храме, или совершает какое–либо таинство и молитву, тогда Дух Святый печатлеет, напаяет, возращает и утверждает в сердцах предстоящих сказываемое: слова раздаются в воздухе, а Он дает им силу и действие или совершение.
Молитвою часто называют то, что вовсе не есть молитва; сходил в церковь, постоял, посмотрел на иконы или прежде на людей, на их лица, наряды, говорит: помолился Богу; настоялся дома пред иконою, покивал головою, проговорил заученные слова без понимания и сочувствия, говорит: помолился Богу, хотя мыслями и сердцем вовсе не молился, а был где–либо в другом месте, с другими лицами и вещами, а не с Богом.
Молитва есть возношение ума и сердца к Богу; созерцание Бога, дерзновенная беседа твари с Творцом; благоговейное стояние души пред Ним, как пред Царем и Само–Животом, дающим всем живот; забвение для Него всего окружающего; нища души, воздух, свет, животворящая теплота ее, очищение грехов, благое иго Христово, легкое бремя Его (Ср.: Мф. 11, 30). Молитва — постоянное чувство своей немощи или нищеты духовной; освящение души, предвкушение будущего блаженства; блаженство ангельское; небесный дождь, освежающий, напаяющий и оплодотворяющий землю души; сила и крепость души и тела; очищение и освежение мысленного воздуха души; просвещение лица, веселие духа; златая связь, соединяющая тварь с Творцом; бодрость и мужество при всех скорбях и искушениях в жизни; светильник жизни, минование сетей врага; успех в делах; равноангельское достоинство, утверждение веры, надежды и любви. Молитва — сообщество с Ангелами и святыми, от века Богу угодившими [257]. Молитва — исправление жизни; мать сердечного сокрушения и слез; сильное побуждение к делам милосердия: меня милует без числа Господь: как мне не миловать других? Молитва — безопасность жизни, уничтожение страха смертного; пренебрежение земными сокровищами, желание небесных благ; ожидание всемирного Судии, общего воскресения, жизни будущаго века [258]; усильное старание избавиться от вечных мучений; непрестанное искание милости (помилования) у Владыки, хождение пред очами Божиими (Ср.: Быт. 24, 40); блаженное исчезание пред Всесоздавшим и Всеисполняющим Творцом; живая вода (Ср.: Иер. 2,13; 1 7, 13; Ин. 4, 10; 7, 38) души; вмещение в сердце всех людей любовию; низведение неба в душу, вмещение в сердце Пресвятой Троицы, по сказанному: к нему при идем и обитель у него сотворим (Ин. 14, 23).
† МОЛЯЩЕМУСЯ. ВЕЗДЕПРИСУТСТВИЕКак близка к тебе твоя мысль, как близка вера к твоему сердцу, так близок к тебе Бог, и чем живее и тверже мысль о Боге, чем живее вера и познание своей немощи и ничтожества и чувства нужды в Боге, тем Он ближе. Или: как близок воздух к телу и к внутренностям его, так близок Бог: ибо Бог есть, так сказать, мысленный воздух, которым дышат все Ангелы, души святых и души людей живущих, особенно благочестивых. Ты не можешь жить без Бога ни минуты и действительно каждую минуту живешь Им: о Немже бо живем и движемся и существуем (Деян. 17, 28).
Твое сомнение в присутствии Божием в каком–либо месте и в какое–либо время и происходящее от того мучение души доказывает то, что мы ни минуты и нив каком месте не можем быть без Бога и во всякое мгновение и на всяком месте Им Одним живем. Значит, сомнение отрицательным образом только утверждает истину присутствия Божия на всяком месте и невозможность нам, как и всякой твари, быть без Него иигде. И действительно, где бы ты ни был, если усумнишься в присутствии Божием, и у тебя будет теснота и огонь на сердце, только плюнь на сомнение, сочти его обаянием, мечтою диавольскою: и тотчас тебе будет легко. Помнить надо всегда, что Бог, как и наша душа, суть мысленное, духовное Существо: и мыслями и сердцами нашими мы или приближаемся к Богу, бываем один дух с Ним (Ср.: 1 Кор. 6, 1 7), или удаляемся от Него и делаемся один дух с диаволом и всей споспешной его силой.
Познай всякий христианин лесть диавольскую, лежащую на всем мирском и тленном, отвращающую тебя под разными благовидными предлогами от любви к ближнему якоже к себе самому.
Как молитва утверждает нас в надежде на будущую блаженную жизнь? — Призывание Владычицы; явная помощь от Ней — Препрославленной.
Чрезвычайно грешный, изумительно–странный, непостоянный и жалкий я человек: то я прельщаюсь красотою лица и одежд и пленяюсь плотскою любовию, то отвращаюсь безобразия и нищеты и чувствую какое–то озлобление к людям совершенно невинным, то жалею другим ничтожного дара, когда сам имею с преизбытком; то сребролюбствую, имея уже много сребра и считая себя бедным и нищим при множестве (воистину, бедная душа); то завидую безрассудно брату — в том, что он имеет, хотя и сам имею, или хотя знаю, что без того, что брат имеет, я могу жить счастливо и что брат, может быть, лучше меня и заслуживает от Бога больших дарований, или, наконец, что просто такова воля всеблагого Бога; то я воспламеняюсь злобою безо всякой причины на другого, то унываю без всякой уважительной причины; то расслабеваю смехом без всякой, хотя сколько–нибудь достаточной причины; унываю тогда, когда не следовало бы или когда следовало бы радоваться и веселиться; смеюсь тогда, когда нужно было бы плакать и скорбеть или сохранять степенную важность. Странный я, непостоянный, ветреный человек. И как я мало имею свободы или воли над самим собою во всех этих случаях: я увлекаюсь унынием, злобою, смехом, страстями, как бы бурным каким потоком или быстрою рекою (приидоша реки) (Мф. 7, 25, 27) и едва–едва могу удержаться, и то Божиею благодатию, призвав ее в помощь. Из бездны адской дышит на меня — то злоба, то зависть, то скупость и сребролюбие, то зависть, то лукавство, то смех, то сомнение и упорное неверие, то уныние, то ожесточение и бесчувствие.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Дневник. Том III. 1860-1861. Созерцательное богословие. Крупицы от трапезы Господней"
Книги похожие на "Дневник. Том III. 1860-1861. Созерцательное богословие. Крупицы от трапезы Господней" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Иоанн Кронштадтский - Дневник. Том III. 1860-1861. Созерцательное богословие. Крупицы от трапезы Господней"
Отзывы читателей о книге "Дневник. Том III. 1860-1861. Созерцательное богословие. Крупицы от трапезы Господней", комментарии и мнения людей о произведении.