Иоанн Кронштадтский - Дневник. Том III. 1860-1861. Созерцательное богословие. Крупицы от трапезы Господней

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Дневник. Том III. 1860-1861. Созерцательное богословие. Крупицы от трапезы Господней"
Описание и краткое содержание "Дневник. Том III. 1860-1861. Созерцательное богословие. Крупицы от трапезы Господней" читать бесплатно онлайн.
Иоанн Кронштадтский. Дневник, том III. 1860-1861. Созерцательное богословие. Крупицы от трапезы Господней.
Аз есмь путь и истина и живот (Ин. 14, 6), говорит Господь, в противоположение диаволу, который есть заблуждение, ложь (Ср.: Ин. 8, 44) и смерть. — Слово Христово или учение Христово, заповеди Его или учение Его Церкви — путь: несомненно иди этим путем, живи по этому учению, поступай по этим заповедям — они путь и истина, потому что приводят к жизни: Аз есмь путь и истина и живот. Всякое слово диавола, все его внушения, все его козни — заблуждение, ложь: и потому приводят не к жизни, а к смерти. Слова: истина и живот — тесно связаны между собою внутреннею связию: что истинно, то непременно есть и жизнь; мудрование Божие — живот и мир (Ср.: Рим. 8, 6). — Что ложно, то непременно есть и смерть для души: в существе истины — жизнь, и в понятии лжи — смерть: одна без другой немыслимы.
Когда враг будет прельщать тебя жалением тленной пищи: вспомни тогда, чем живут Ангелы и святые Божии человеки на небеси? Не пищею тленною, а Богом; значит, и твоя жизнь прежде всего непосредственно поддерживается Богом; потому и сказано: не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе исходящем изо уст Божиих (Втор. 8, 3;Мф. 4, 4).
То на тебя сам воюет враг, то людей к тебе подсылает для искушения.
† МОЛЯЩЕМУСЯМолитва — постоянное чувство своей духовной нищеты и немощи, созерцание в себе, в людях и в природе дел премудрости, благости и всемогущей силы Божией; молитва — постоянно благодарственное настроение души.
† Аз есмь лоза, говорит Господь, вы же рождие (Ин. 15, 5); вы же, то есть Церковь едина святая, Соборная и Апостольская [260]: потому–то как Свят Господь, так и свята Церковь, как Господь есть путь, истина и живот (Ин. 14, 6), таки Церковь: потому что Церковь одно и то же с Господом, есть тело Его от плоти Его и от костей Его (Еф. 5, 30), или рождие Его (Ср.: Ин. 15,5), внедренное в Него, Лозу Живую, питающееся от Него и возрастающее в Нем. — Церковь никогда не представляй отдельно от Господа: Иисуса Христа, от Отца и Святого Духа.
† КОЗНИ НА МОЛИТВЕКогда враг приразится к сердцу сомнением в каком–либо слове Спасителя и уязвит тебя, скажи ему внутренно: каждое слово Бога моего Иисуса Христа есть жизнь для меня, и яд сомнения извержется из сердца, и спокойно и легко будет на душе.
Когда же приразится сомнением в каком–либо слове или изречении церковном, в действии, в обряде, скажи ему опять внутренно слова Спасителя о Церкви: егда приидет Дух истины, Той наставит вы (апостолов и Церковь, ими насажденную и распространенную, особенно пастырей и учителей) на всяку истину (Ср.:Ин. 16,13), и верь твердо, что по обетованию Спасителя в Церкви пребывает во век Дух Святый и наставляет ее на всяку истину; значит, в ней все истинно и спасительно: оттого она и называется столпом и утверждением истины (1 Тим. 3, 15). В церковных книгах, в поучениях святых отцов и Учителей Церкви везде — дышит Дух Христов, Дух истины, любви, спасения.
† Отчего имя Спасителя производит чудеса? Оттого, что оно выражает собою целость Его Божеского, всемогущего естества и объемлет в нашей мысли вдруг Существо Его и прекрасно выражает разом простоту, единичность Его, как имя человека разом объединяет все многочисленные принадлежности и качества его, или имя дерева — свойственные ему качества и принадлежности, равно имя животного — свойственные ему принадлежности и свойства, или как фокус схватывает и отражает в себе разом весь предмет. То же сказать надобно и о именах святых. Во время молитвы пусть только отразится умный лик их в фокусе твоего сердца, особенно же — лик Владычицы Богородицы: проси во время этого отражения их лика в душе твоей, как ясновидящий — и помощь тебе готова. — Опыт.
Если бы можно было видеть человеческому оку всю душу человека, то я увидел бы ясно, что живу не я, а живет во мне Христос (Гал. 2, 20), что все доброе во мне от Христа, а я — ничто.
Дух так прост, что беспрепятственно может заключаться в малейшей инфузории и развивать ее члены, — в едва заметном простым глазом семени человека, в котором он прирожденною ему от Бога силою (данною также всем растениям и животным) живя, развивает свое семя, при Божием содействии, творит составные части или члены и наконец образует полный вид человека. — Если так прост дух сотворенный, то как прост Дух несозданный — Бог?
Господь заключил созданные Им духи в бесконечно малых и великих телах, показал тем, что Он и Сам может обитать в бесконечно малом и великом; ведь это как бы Он Сам, а они как ничтоже (Пс. 38, 6).
Глаголы, яже Аз глаголах вам, дух суть и живот суть (Ин. 6,63). Какие глаголы? Глаголы Его о Теле и Крови Своей, аще не снесте Плоти <Сына Человеческаго> ни пиете Крове <Его, живота не имате в себе>. Ядый Мою Плоть <и пияй Мою Кровь имать> живот вечный… Плоть Моя истинно есть брашно <и Кровь Моя истинно есть пиво>. Ядый Мою Плоть <и пияй Мою Кровь во Мне пребывает, и Аз> в нем. Яко же посла Мя живый Отец <… и ядый Мя, и той жив будет Мене ради> (Ин. 6, 53, 54, 55, 56, 57), то есть Плоть и Кровь Моя суть Дух Мой (Я живу в них нераздельно в каждой частице) и живот для вкушающих оные: ибо только Духу свойственно оживлять души человеческие. Дух есть, И же оживляет, плоть не пользует ничтоже (Ин. 6, 63), то есть сама по себе плоть, без Духа Спасова, не пользует души, она вся проникнута моим духом. Итак, приступая к причащению животворящих Таин, нимало не колеблясь, нимало не любопытствуя о том, как Плоть и Кровь Спасителя оживляют, скажи себе внутренно то, что испытываешь от них на душе постоянно: они — Дух Спасов и жизнь для меня. Без них я не имею живота. И этого довольно.
Многомилостивый Господь томит грешника грехами его всюду, где бы он ни был, представляя их постоянно душе его — для того, чтобы он раскаялся в них, обратился и был жив, по написанному: хотением не хощу смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему [261] (Ср.: Иез. 33, 11): это хотение самым делом выражается в обличении грешника, в постоянном представлении ему грехов его и в томлении ими души его. Этим Господь являет нам, что без Него мы жить не можем, то есть не исполняя святой воли Его, не предаваясь вполне — всем сердцем, без всякого усумнения, истине Его; что наши пути кривы и пагубны и их нужно непременно нам выпрямить, если хотим быть живы. Так, например, будь такой грех, что усумнишься во время причащения Святых Таин в том, в самом ли деле это истинная Плоть и Кровь Спасителя, ты будешь томиться душою и не вкусишь покоя дотоле, пока от всего сердца не признаешь сомнения своего глупым или безрассудным и в сердце своем скажешь с искренностию и твердостию: да, это самое Пречистое Тело Господа моего, и сия есть Честная Кровь Его, верую [262] без всякого сомнения и колебания. — И это потому, что живот наш только в Спасителе, в Его Теле и Крови, которые для того и даны, чтобы нас очищать от грехов, оживлять, освящать и спасать. Апреля 23. 1861 г. 1–й день Пасхи.
Великий пост и Светлое Христово Воскресение. Великий пост — как время воздержания от пищи и страстей, как время борьбы с плотию, миром и диаволом, означает настоящую жизнь христианина, которая вся должна быть подвигом для Царства Небесного, а Светлое Христово Воскресение и вся Пятидесятница изображают будущую нашу — славную, блаженную, в неприступном свете (1 Тим. 6,16) Лица Божия жизнь на небеси. — Как после печали поста и покаяния, после подвигов умерщвления плоти и мучительной борьбы с миром и духами злобы поднебесными (Еф. б, 12) обильно вдруг воссиявает радость светлого праздника Христова при обилии внешнего света со внутренним, сияющим от самого Воскресения; обильно подаются, при духовных, и вещественные дары благости Божией: так после печали сей временной жизни, после подвигов умерщвления плоти и борьбы с врагами обильно воссияет в определенное судьбами Божиими время радость общего, славного воскресения всех и присносущного радования и блаженства и созерцания во славе неприступной Трисиятельного Божества [263]. Настоящие времена и празднества церковные — предуказание будущего. Теперь мы все весело стекаемся к Воскресшему Спасителю, радуемся около Него и Им. Это указание на будущее. Так, по общем воскресении все праведники радостно соберутся к Нему, как овцы к Пастырю, и будут вечно радоваться с Ним в Царстве Отца Небесного. Теперь встречаем мы Его, воскресшего из мертвых, радостно, со светильниками; придет час, когда встретим Его гряду щаго на облацех небесных с силою и славою многою (Мф. 24, 30), будем восхищени на облацех в сретение Господне на воздусе, и тако всегда с Госпо дем будем (1 Фес. 4, 17).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Дневник. Том III. 1860-1861. Созерцательное богословие. Крупицы от трапезы Господней"
Книги похожие на "Дневник. Том III. 1860-1861. Созерцательное богословие. Крупицы от трапезы Господней" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Иоанн Кронштадтский - Дневник. Том III. 1860-1861. Созерцательное богословие. Крупицы от трапезы Господней"
Отзывы читателей о книге "Дневник. Том III. 1860-1861. Созерцательное богословие. Крупицы от трапезы Господней", комментарии и мнения людей о произведении.