Сборник - Антология восточно–христианской богословской мысли, Том II

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Антология восточно–христианской богословской мысли, Том II"
Описание и краткое содержание "Антология восточно–христианской богословской мысли, Том II" читать бесплатно онлайн.
Антология представляет собой первое в России издание, в котором сведены под одну обложку сочинения православных и «еретиков», охватывающие почти полтора тысячелетия. Многие тексты, вошедшие в Антологию, на русский язык переведены впервые, а сопровождающие их статьи написаны с учетом последних достижений современной патрологической науки.
Во второй том вошли сочинения более чем тридцати авторов VI-XV вв. Проблематика тома охватывает богословско-философские системы, возникшие в данный период, восприятие христианскими авторами неоплатонизма и споры с языческой философией, полемику с монофизитством, тритеизмом, оригенизмом и монофелитством, споры об иконопочитании, полемику с латинянами и латиномудроствующими, споры об универсалиях, паламитские споры, некоторые вопросы евхаристического богословия и другие темы, ключевые для понимания мира восточно-христианского богословия, философии и культуры.
Антология восточно-христианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия. В 2-х т. / Под науч. ред. Г. И. Беневича и Д. С. Бирюкова; сост. Г. И. Беневич. – М., СПб.: «Никея»-РХГА, 2009. (Smaragdos Philocalias; Византийская философия: т. 4-5)
Исходный Djvu - http://mirknig.com
1479
Там же 2.7: 130.14–131.1 (Suchla), PG 3, 644D–645A.
1480
Там же 2.6: 130.12–13 (Suchla), PG 3, 644D. В 5 и 6 главах «О Божественных именах» Пс. — Дионисий говорит о различии в божественном, поскольку воплощение принадлежит только второй ипостаси, тогда как все три ипостаси едины, поскольку они в равной мере допускают причастность к себе. ήνωται και δια*€κριται — формула, введенная, скорее всего, учителем Прокла Сирианом (Комментарий на Метафизику 85.13). С ее помощью Сириан описывал единство и различие умопостигаемых «эйдосов», пребывающих в «це–локупном живом существе» «Тимея» (Тимей 30c2sqq.). У Прокла эта формула описывает отношение умопостигаемого и умопостигающего (Платоновская теология V 56.22), отношение производящего и производимого (Начала теологии 28sqq.), отношение между умопостигаемыми видами (Комментарий на Парменид 749.38–39: ήνωται άσυγχύτως καί 8ιακ€κριται άΒιαφέτως; также Комментарий на Кратил 110.43), единство и различие высших родов «Софиста» (Комментарий на Парменид 773.4; Комментарий на Тимей II 133.12 sqq.), умопостигаемых и умопостигающих богов (Комментарий на Парменид 968.29 sqq.).
1481
См.: Быт. 11, 1–9.
1482
Вольный пересказ Паламой текста Пс. — Дионисия, см.: Дионисий Ареопагит. Послание 9.1:197.9–14 (Heil, Ritter), PG3,1105D: i4AAo>s τε кай τοΰτο εννοησαι χρη, то διττην είναι την τών θεολόγων παράδοσιν, την μεν απόρρητον και μυστικην την δε εμφανή καί γνωριμωτεραν, кал την μεν συμβολικην καί τελεστικην, την δε φιλόσοφον και άποδεικτικην και συμπεπλεκται τώ ρητώ τό άρρητον. Και το μεν πείθει και καταδεΐται τών λεγομενων την αλήθειαν το δε δρα καί ενιδρυει τώ θεώ ταχς αδίδαχτοι? μυσταγωγίαχς. Весьма сходным образом цитирует это место Пс. — Дионисия Никифор Григора (Ромейская история 2.1083.12–18): Διονυσίου τοίνυν εκείνου του πάνυ μεμνησομαι πρώτον, διττ ην elvau την τών θεολόγων παράδοσιν λίγοντος, την μεν απόρρητον καί μυστ ικην, την δε φιλόσοφον και άποδεικτικην· και συμπλεκεταχ τώ ρητώ το άρρητ ον και τό μεν πείθει και καταδεΐται τών λεγομενων την αλήθειαν τό δε δρα και ενιδρυει τώ θεώ ταΐς άδιδάκτοις μυσταγωγίαις.
1483
άναπόδεικτος — термин Аристотеля, введенный им для обозначения недоказуемых первоначал достоверного знания в теории аподиктического силлогизма, излагаемой в «Аналитиках». См. об этом: Ахманов А. С. Логическое учение Аристотеля. М., 1960, гл. X. Термин αύτόπιστος (букв, «тот, которому верят исходя из него самого») самим Аристотелем не употреблялся; он получил распространение в перипатетической комментаторской литературе и за ее пределами, в том числе у отцов. Объединение этих двух терминов восходит к комментаторам Аристотеля Симпликию (Комментарий на Физику 9.49.8) и Иоанну Филопону. Для Паламы эти термины обозначают не созерцаемые умом философа самоочевидные начала, но слова церковного авторитета.
1484
В тексте στοιχειώδεις вместо правильного στοιχειώσεις.
1485
Дионисий Ареопагит. О Божественных именах 2.6: 130.12–13 (Suchla).
1486
Там же 2.6: PG 3, 644D; 130.12–13 (Suchla).
1487
τουτίστι τρόπους — пояснение самого Паламы.
1488
У Пс. — Дионисия несколько отличный текст (О Божественных именах 2.7: PG 3, 644D–645A; 130.14–131.1 (Suchla)): 'ЛААа τούτων μϊν των ίνώσ €ων τ€ και δια κρίσεων, οσ ας £ν τοΐς λογίοις θ€θττρ€7Γ€Ϊς αίτιας €υρηκαμ€ν, ev ταΐς θ€ολογικαΐς ύποτυπώσίσιν ιδία 7τ€ρι ίκάστου διαλαβόντες, ώς *φι κτόν, cf€0€/A€0a.
1489
Там же 2.5: 128.15–17 (Suchla), PG 3, 641D–644A.
1490
Там же 2.5: 129.1 (Suchla), PG 3, 644A.
1491
Таким образом, Палама различает: 1) сущность Бога (ουσία), 2) неотделимые от сущности исхождения (πρόοδοι), энергии (evcpyeiat), силы (δυνάμ€ΐς) и, наконец, 3) отделимые как от сущности, так и от энергий творения, или твари (κτίσμата), или результаты (άποτ€λ€σματα) энергий.
1492
Ср.: Василий Кесарийский. Письмо 23’4 (Courtonne).
1493
В издании: Краткая история болгарской философской мысли / Пер. с болгарского Р. К Мельцер и И. С. Морозовой. М., 1977. С. 70 также утверждаегся, что Акиндин был болгарином. Однако эго не соответствует действительности; см.: Nadal Canellas J. Gregorio Akindinos, ;eslavo о bizantino? // Rivista di Studi Bizantini e Neoellenici. 27, 1990. Pp. 259–265.
1494
Ср.: Григории Акиндин. 509 ямбов против ереси Григория Паламы: PG 150, 859Л–В.
1495
См.: Григорий Палама.. Опровержения Акиндина 1.8: 72.1–5 (ГПХ 3); Письмо к Иоанну Гавре 22; Иоанн Кантакузин. История ромеев 2.40.
1496
См.: Него А. С. Introduction // Letters of Gregory Akindynos / Greek text and English transl. by A. C. Hero. Washington, 1983. P. XII; Xadal Canellas]. Gregorio Akindinos //La theologic bvzantine et sa tradition. Turnhout, 2002. T. 2. Pp. 192–193.
1497
Cm.: Филофей Константинопольский. Похвальное слово 130.
1498
Григорий Акиндин. Письмо 1: 30–38 (Него).
1499
Сведения об этом известны из переписки Акиндина с Ириной (Евлогией) Хумненой. В «Малом опровержению) Акиндина сохранился небольшой отрывок из этого слова.
1500
Греческий текст места из проповеди, относящегося к Акиндину, см.: Мейендорф И., протопресв. Жизнь и труды св. Григория Паламы. Введение в изучение. СПб., 1997. С. 46, прим. 88.
1501
См.: Григорий Палама. Опровержения Акиндина 7.16: 505.11–32 (ГПХ 3).
1502
См. письма 26 и 49 Акиндина.
1503
Ирина, дочь Никифора Хумна, была супругой Иоанна Палеолога; овдовев, приняла монашество с именем Евдогия.
1504
См.: Филофей Константинопольский. Похвальное слово 12.
1505
Переписку Ирины и Григория см. в изд.: Hero A. A Woman’s Quest for Spiritual Guidance: The Correspondence of Princess Irene Eulogia Choumnaina Palaiologina. Brookline MA, 1986.
1506
NadalCanellas J. Gregorio Akindinos… P. 205.
1507
Об отношениях Варлаама Калабрийского и Григория Акиндина см.: Барабанов Н. А., Коновалов А. В. Григорий Акиндин и Варлаам Калабрийский: метаморфозы отношений / / Ан тичная древность и Средние века. 30, 1999. Сс. 294—302.
1508
Это т. н. первое письмо к Акиндину свт. Григория Паламы.
1509
Григорий Богослов. Слово 38: PG 36, 325; Слово 45: PG 36, 633.
1510
Рус. пер. отрывков из письма см. в изд.: Порфирий (Успенский), еп. История Афона. Ч. III. Афон монашеский. Судьба его с 811 по 1861 г. Отд. II / Под ред. П. А. Сырку. СПб., 1892. Сс. 247–248.
1511
См. письмо 5 Акиндина.
1512
Это замечают Барабанов и Коновалов: Барабанов Н. Д., Коновалов А. В. Григорий Акиндин и Варлаам Калабрийский: метаморфозы отношений… С. 299.
1513
Подробно о хронологии событий и анализ основных документов см.: Sinkenic К Е. A New Interpretation for the First Episode in the Controversy between Barlaam the Calabrian and Gregory Palamas // The Journal of Theological Studies. 31, 1980. Pp. 489–500.
1514
См. в целом: Григорий Акиндин. Письмо 8.
1515
Ср. тот же мотив у Акиндина в «Речи к Иоанну Калеке»: «Я же, подумав, что если бы и заблуждались в чем Палама и исихасты, то не дело Варлаама исследовать это исправлять, а церковной власти…»(29—32 (Nadal Canellas), цит. по изд.: Успенский Ф. И. Очерки по истории византийской образованности I/ Он же, Очерки по истории византийской образованности. История крестовых походов. М., 2001. С. 268).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Антология восточно–христианской богословской мысли, Том II"
Книги похожие на "Антология восточно–христианской богословской мысли, Том II" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Сборник - Антология восточно–христианской богословской мысли, Том II"
Отзывы читателей о книге "Антология восточно–христианской богословской мысли, Том II", комментарии и мнения людей о произведении.