Сборник - Антология восточно–христианской богословской мысли, Том II

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Антология восточно–христианской богословской мысли, Том II"
Описание и краткое содержание "Антология восточно–христианской богословской мысли, Том II" читать бесплатно онлайн.
Антология представляет собой первое в России издание, в котором сведены под одну обложку сочинения православных и «еретиков», охватывающие почти полтора тысячелетия. Многие тексты, вошедшие в Антологию, на русский язык переведены впервые, а сопровождающие их статьи написаны с учетом последних достижений современной патрологической науки.
Во второй том вошли сочинения более чем тридцати авторов VI-XV вв. Проблематика тома охватывает богословско-философские системы, возникшие в данный период, восприятие христианскими авторами неоплатонизма и споры с языческой философией, полемику с монофизитством, тритеизмом, оригенизмом и монофелитством, споры об иконопочитании, полемику с латинянами и латиномудроствующими, споры об универсалиях, паламитские споры, некоторые вопросы евхаристического богословия и другие темы, ключевые для понимания мира восточно-христианского богословия, философии и культуры.
Антология восточно-христианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия. В 2-х т. / Под науч. ред. Г. И. Беневича и Д. С. Бирюкова; сост. Г. И. Беневич. – М., СПб.: «Никея»-РХГА, 2009. (Smaragdos Philocalias; Византийская философия: т. 4-5)
Исходный Djvu - http://mirknig.com
1467
Термин, введенный, по всей вероятности, учителем Прокла Сирианом Афинским, см.: Сириан. Комментарий на Метафизику 109.25. Помимо Сириана его употребляли Прокл, Дамаский и Пс. — Дионисий, άνεκφοίτητος предполагает систему категорий метафизики Прокла: все происходящее из Начала остается в нем, происходит из него и возвращается к нему. Для обозначения связи между производящим и произведенным Прокл и использует данный термин, см.: Комментарий на Парменид 816.24–25, 1043.26–29, 1045.6–9 (данное место по языку наиболее близко к пассажу Пс. — Дионисия. Прокл говорит о «солнечной монаде»: ταύτην τήν «νάδα ληπτεον άνάλογον οδσαν τώ ενι και εν αύτώ κρυφίως ίδρυμένην και άνεκφοίτητον οδσαν εξ αύτοΰ); Платоновская теология I 57.4–7 (умопостигаемое остается в Едином); II 41.23–25 (о неисходящем превосходстве Первоначала); III 35.19–21 (снова о пребывании умопостигаемого в Едином) и др.
1468
ύπερώρύομαι — термин платонической традиции (Плотин (5.5.3.5), Сириан (Комментарий на Метафизику 12.12), Прокл (Платоновская теология II 32.2 (S. — W.)), Симпликий (О небе VII 118.19 об эфире, стоящем выше всех подлунных элементов), Дамаский (О первых началах I 46.18)) для обозначения реальности, превышающей другую реальность; обычно использовался для обозначения трансцендентного положения единого в сравнении с миром умопостигаемого сущего. Однако существительного ύπερώρυσις у платоников не встречается. Скорее всего, его автором был сам Пс. — Дионисий, но и для него это существительное — άπαξ ειρημενον. В патристической традиции до появления корпуса Ареопагитик ни существительное, ни глагольные формы не использовались.
1469
В патристической литературе термин εκφανσις малоупотребителен, он встречается лишь у Григория Богослова (1 раз), Евсевия Кесарийского (4 раза), Кирилла Александрийского (6 раз), Иоанна Златоуста (1 раз). В допрокловском неоплатонизме термин употреблялся Плотином (3.5.9.16), Порфирием (О философии из оракулов 120.10), имп. Юлианом (К кинику Ираклию 15.2). Сочетание πρόοδος — εκφανσις восходит к Проклу, ср.: Платоновская теология I 43.10–11; I 89.2–4; III 46.8–9; III 66.27 — III 67.2; V 7.2–7; Начала теологии 125.13–15; Комментарий на Кратил 110.11–12; Комментарий наТимей II 233.6–8. Это сочетание характерно, прежде всего, для «Платоновской теологии» — по всей вероятности, самого позднего сочинения Прокла.
1470
λόγια — термин афинского неоплатонизма для обозначения «Халдейских оракулов». У Пс. — Дионисия он заменяет обычное патристическое γραφή.
1471
ιδία — незначительная неточность в цитате у Паламы, в «О Божественных именах» — Γδια.
1472
Дионисий Ареопагит. О Божественных именах 2.4: PG 3, 640D–641A; 126.7–13 (Suchla).
1473
В «О Божественных именах» — πληθυούσης, что более верно грамматически, поскольку πληθύνω — глагол непереходный.
1474
πολλαπλασιάζω — термин греческой математики, в христианской литературе до корпуса Ареопагитик встречается только у Оригена (Увещевание к мученичеству 2.17), в неоплатонизме появляется у Порфирия (Сентенции 44.52), характеризующего им умножение вечности при переходе во время. Активно употребляется Проклом и Дамаскием. Наиболее похожий пассаж у Прокла в «Платоновской теологии», где речь идет об отношении умопостигаемых и умопостигающих богов (IV 11.21sqq.): Προέρχονται τοίνυν εκ τών νοητών οι πρώτοι νοεροί θεοί, πληθύοντες μεν τήν ενωσιν αυτών, εκφαίνοντες δε τήν άπόκρυφον ύπαρζιν, πολλαπλασιάζοντες δε τάς ενιαίας δυνάμεις, γονίμοις δε και συνεκτικαΐς και τελεσιουργοΐς αίτίαις άφομοιοΰντες εαυτούς πρός τάς ουσιώδεις και όλοτελε ΐς και παντελείους τών νοητών ΰπεροχάς. См. также у Прокла в «Началах теологии» (27.14–17): αναλλοίωτοι ара το γεννών Ιδρυται και άνελάττωτον, διά γόνιμον δύναμιν εαυτό πολλαπλασιάζον και φφ' εαυτοΰ δευτερας υποστάσεις παρεχόμενον.
1475
За обычной патристической терминологией (ούσίωσις, ζώωσις, σοφοποίησις) в «О Божественных именах» скрывается прокловская схема ονζωή — νοΰς, определяющая у Прокла структуру Ума как второго начала. Первый член этой триады делает возможным все сущее, второй в рамках сущего обеспечивает жизнь, третий наделяет некоторые живые сущие разумом. Это место «О Божественных именах» особенно интересно искусной контаминацией патристического и неоплатонического контекстов, в которой «наивный» читатель–христианин увидит лишь выражения из Св. Писания и св. отцов, а «посвященный» без труда отгадает явные намеки на III книгу «Платоновской теологии» Прокла.
1476
В «О Божественных именах»: των μ€τοχών και των μ€τ€χόντων (за исключ. cod. Laurentianus Graecus 686). μετοχή — термин святоотеческой литературы (см.: Lampe s.v.), довольно редкий у неоплатоников, которые употребляют в этом случае платоновский термин μίθίξις; впрочем, см.: Прокл. Платоновская теология I 90, 19; II 35, 2; Комментарий на Парменид 857.34 et al. €к в данном случае понимаю как «в соответствие с чем–либо» (см. LSJ. s.v. III 7).
1477
άμζθίκτως — как и соответствующее прилагательное — почти совсем не встречается в патристической литературе (см.: Lampe, s.v.). Термин разработан Проклом для «преодоления» апории причастности низшего высшему, поставленной в платоновском «Пармениде». Если низшее причастно высшему, т. е. если высшее допускает причастность низшего к себе, высшее будет принадлежать низшему, т. е. зависеть от него, что с точки зрения иерархической логики неоплатонизма невозможно. Отсюда постулат Прокла о том, Что хотя низшее причастно высшему, высшее остается вне этого отношения Причастности, см.: Платоновская теология II 22.20sqq., II 73.14sqq. Общий принцип формулируется Проклом так: «Допускающему причастность к себе должны всегда предшествовать причины, не допускающие причастности к себе» (των μ€τ€χομ€νων οντων ττανταχοΰ 8ct και та άμ€0€κτα προϋπάρχειν αίτια) (III 27.17–18). О соотношении άμίθίκτον — μ€Τ€χόμ€νον — μ€Τ€χον которым здесь оперирует автор «О Божественных именах», см. у Прокла: Начала теологии 23, 24. Pluralis τά άμ^θίκτως μ€Τ€χόμ€να у Пс. — Дионисия, вероятно, указывает на «генады» Прокла (см.: Платоновская теология III 10; III 14–17; plur. μ€Τ€χόμ€να в патристической литературе, насколько нам известно, не употреблялся). У Прокла αμίθτκτον является только Единое; следующий уровень, «генады», допускают причастность к себе, и только через них все сущее, начиная со сферы Ума, причастно к Единому, т. е. имеет своей важнейшей онтологической характеристикой единство. При этом, согласно принципам триадологии Прокла, отношение άμέθεκτον — μ€Τ€χόμ€νον — μ€τίχον присутствует в каждой триаде. Отношение «единое» — «генады» mutatis mutandis соответствует отношению «сущность» — «энергии» в поздней патристике.
1478
Дионисий Ареопагит. О Божественных именах 2.5: PG 3, 641D–644A; 128.15–129.3 (Suchla).
1479
Там же 2.7: 130.14–131.1 (Suchla), PG 3, 644D–645A.
1480
Там же 2.6: 130.12–13 (Suchla), PG 3, 644D. В 5 и 6 главах «О Божественных именах» Пс. — Дионисий говорит о различии в божественном, поскольку воплощение принадлежит только второй ипостаси, тогда как все три ипостаси едины, поскольку они в равной мере допускают причастность к себе. ήνωται και δια*€κριται — формула, введенная, скорее всего, учителем Прокла Сирианом (Комментарий на Метафизику 85.13). С ее помощью Сириан описывал единство и различие умопостигаемых «эйдосов», пребывающих в «це–локупном живом существе» «Тимея» (Тимей 30c2sqq.). У Прокла эта формула описывает отношение умопостигаемого и умопостигающего (Платоновская теология V 56.22), отношение производящего и производимого (Начала теологии 28sqq.), отношение между умопостигаемыми видами (Комментарий на Парменид 749.38–39: ήνωται άσυγχύτως καί 8ιακ€κριται άΒιαφέτως; также Комментарий на Кратил 110.43), единство и различие высших родов «Софиста» (Комментарий на Парменид 773.4; Комментарий на Тимей II 133.12 sqq.), умопостигаемых и умопостигающих богов (Комментарий на Парменид 968.29 sqq.).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Антология восточно–христианской богословской мысли, Том II"
Книги похожие на "Антология восточно–христианской богословской мысли, Том II" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Сборник - Антология восточно–христианской богословской мысли, Том II"
Отзывы читателей о книге "Антология восточно–христианской богословской мысли, Том II", комментарии и мнения людей о произведении.