Сборник - Антология восточно–христианской богословской мысли, Том II

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Антология восточно–христианской богословской мысли, Том II"
Описание и краткое содержание "Антология восточно–христианской богословской мысли, Том II" читать бесплатно онлайн.
Антология представляет собой первое в России издание, в котором сведены под одну обложку сочинения православных и «еретиков», охватывающие почти полтора тысячелетия. Многие тексты, вошедшие в Антологию, на русский язык переведены впервые, а сопровождающие их статьи написаны с учетом последних достижений современной патрологической науки.
Во второй том вошли сочинения более чем тридцати авторов VI-XV вв. Проблематика тома охватывает богословско-философские системы, возникшие в данный период, восприятие христианскими авторами неоплатонизма и споры с языческой философией, полемику с монофизитством, тритеизмом, оригенизмом и монофелитством, споры об иконопочитании, полемику с латинянами и латиномудроствующими, споры об универсалиях, паламитские споры, некоторые вопросы евхаристического богословия и другие темы, ключевые для понимания мира восточно-христианского богословия, философии и культуры.
Антология восточно-христианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия. В 2-х т. / Под науч. ред. Г. И. Беневича и Д. С. Бирюкова; сост. Г. И. Беневич. – М., СПб.: «Никея»-РХГА, 2009. (Smaragdos Philocalias; Византийская философия: т. 4-5)
Исходный Djvu - http://mirknig.com
1438
Там же 417b7–8.
1439
Там же 417b16. Отметим также, что в святоотеческой традиции данное аристотелевское различение между двумя родами способностей человеческой души использовал свт. Василий Кесарийский в контексте описания присутствия Святого Духа в человеке, см.: «И как искусство в обучившемся ему, так благодать Духа в приявшем ее, хотя всегда пребывающая, но не непрерывно действующая, потому что и искусство в художнике находится как сила, в действие же приводится тогда только, когда он действует сообразно с искусством. Так и Дух, хотя всегда пребывает в достойных, однако же в случае только нужды действует или в пророчествах, или в исцелениях, или в других действиях сил» (Василий Кесарийский. О Святом Духе 26.61: PG 32, 180C–D).
1440
Около сущности (περί της ούσίαν) [Божией] (как противопоставляемое бытию в сущности), или, с теми же смысловыми коннотациями, около Бога, — формула, восходящая к Филону (О том, что Бог неизменен 12.62; 17.78–81) и Плотину (Эннеады 2.6.1.16), воспринятая св. Афанасием и Каппадокийскими отцами, и через них святоотеческой традицией в целом.
1441
Ср.: Дионисий Ареопагит. О Божественных именах 8.2: PG 3, 889C–D.
1442
Вероятно, письмо написано около или немного ранее 643 г., т. е., с одной стороны, после того как прп. Максим встал на позицию жесткого диофелитства (отрывки из этого письма прп. Максим цитирует в ходе Диспута с Пирром, см.: PG 91, 329A–D), и с другой — когда было актуальным обсуждение взглядов папы Гонория.
1443
Имеется в виду авва Иоанн Симпон, написавший императору Константину III письмо в защиту папы Гонория после осуждения его в 641 г. Римским собором как монофелита, а также составивший по поручению папы Иоанна IV черновик «Апологии» папы Гонория.
1444
Ср.: Григорий Богослов. Слово 45.3: PG 36,628В.
1445
Относительно текста, который зачитал Григора, «многократно перелистывая страницы», можно указать на близкое место из Пс. — Афанасия Александрийского: «Как начало есть единая сущность, так одно существенное (ουσιώδης) и самостоятельное Слово этой сущности и одна Премудрость. Как от Бога есть Бог, от Премудрого — Премудрость, от Словесного — Слово, от Отца — Сын, так от ипостаси — ипостасный, от сущности — существенный (ουσιώδης) и присущный (Ανούσιος), от Сущего — сущий» (Против ариан 4.1: PG 26, 26–30; ср. также: Кирилл Александрийский. Тезаурус: PG 75, 261.1214). Таким образом, здесь делается акцент на том, что Сын Божий — от сущности Отца; Он является «существенным» и «присущным». Специфика употребления Григорой понятий ουσιώδης и φυσικόν в рамках богословского дискурса, возможно, имеет отношение и к тому факту, что, по крайней мере комментируемая фраза Григоры, так же как и приведенное выше место из свт. Афанасия, содержит несколько архаизированный богословский язык: речь идет не о том, что Лица Троицы обладают общей природой, как в каппадокийском и послекаппадокийском богословии, что соответствует горизонтальной схеме в триадологии, но подразумевается, что Сын причастен природе Отца, т. е. в этом случае имеет место вертикальная схема в триадологии (о ней см. в первом томе «Антологии» прим. 31 на с. 241, а также с. 272).
1446
См.: Аристотель. Категории Зb13–20; Аммоний. Толкование на Исагогу 57.19–62.24 (Busse); Элиас. Толкование на Исагогу 35.14–36.30 (Busse); Давид. Толкование на Исагогу 83.32–85.24 (Busse); Иоанн Дамаскин. Философские главы 5.28–48 (Kotter).
1447
Это находится в соответствии с главнейшим смыслом категории «обладания» в античном философском языке. Аристотель (Категории 15Ы7–19), и вслед за ним св. Иоанн Дамаскин (Философские главы 63.2–3 (Kotter)), перечисляет множество смыслов, в которых говорится об обладании; одним, и первейшим, из этих смыслов является обладание свойством или качеством.
1448
Иоанн Дамаскин. Точное изложение 14.1–10 (Kotter), цит. по изд.: Творения преподобного Иоанна Дамаскина. Источник знания / Пер. и комм. Д. Е. Афиногенова, А. А. Бронзова, А. И. Сагарды, Н. И. Сагарды. М., 2002. С. 184, изм.
1449
Или — как о такой категории ( = способе сказывания сущего), которая отлична от категории сущности.
1450
Категории 9а 14–24, пер. А. В. Кубицкого с сущ. изм., цит. по изд.: Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т. 2. М., 1978. Сс. 73–74.
1451
Укажем, что для «Категорий» в целом характерен дискурс, в рамках которого о качествах, отличных от сущности, говорится так, что ими обладают, ср.: Категории 9а7, 11.
1452
Ср., например: Григорий Палама. О Божественном единении и различении 19; О Божественных энергиях и их причаствуемости 59 и др.
1453
Титл в рукописях трактата.
1454
Ср.: 1 Фес. 1, 8.
1455
Ср.: Дионисий Ареопагит. О Божественных именах 2.9: PG 3, 648В; 134.1 (Suchla); ср. также: Он же, О мистическом богословии 1.1: PG 3, 997В; 142.5–6 (Heil, Ritter).
1456
Он же, О Божественных именах 2.4: PG 3, 640D; 126.4 (Suchla).
1457
Ср.: Он же, О Божественных именах 2.9: PG 3, 648В; 133.16–134.2 (Suchla); ср. также: Прокд. Начала теологии I 25, 22 (S. — W.).
1458
Ср.: Он же, О Божественных именах 2.9: PG 3, 648В; 133.16–134.1 (Suchla); ср.: Прокл. Платоновская теология I 20.4–5 (S. — W.): οι μεν κατ' επιστήμην οι δε κατά την εκ $εών επίπνοιαν ποιούνται τους λόγους.
1459
Он же, О Божественных именах 2.4: PG 3,640D; 126.4 (Suchla).
1460
Там же 2.2: PG 3,640А; 125.4 (Suchla); ср. также: PG 3,597В; 121.5 (Suchla).
1461
2 Тим. 2, 15.
1462
Ср.: Дионисий Ареопагит. О Божественных именах 1.3: PG 3, 589В–С;111.15–16 (Suchla).
1463
Ср.: Прокл. Платоновская теология I 2.14–15 (о Сириане); I 25.25–26 (об орфиках).
1464
В «О Божественных именах»: Καλοΰσι γάρ, оттер και εν ίτεροις εφην, οι τής καθ' ημάς κτλ.
1465
Plur. ενώσεις, помимо «О Божественных именах», встречается только у Прокла (Платоновская теология I 92.15 и др.) и Дамаския (О первых началах I 119.21).
1466
Термин, встречающийся у Прокла (2 раза) и Дамаския (1 раз), однако не применявшийся ими для обозначения Единого. Тем не менее μονιμότης у Дионисия имеет неоплатонический подтекст, поскольку понимается не столько как субстантивация вполне обычного μόνιμος, но как обозначение качества μονή. Ср.: Дионисий Ареопагит. Послание 9.3.23–25 (Heil, Ritter): та? προνοητικάς ενεργεί ας εν τη μον ιμότητι και την μόνην εν τώ 7τρονοεΐν συμφυώς άμα και ΰπερφυώς εχων. Поэтому мы переводим здесь не «постоянство», но «пребывание». Связь между μόνιμος и μονή см. в: Дамаский. О первых началах I 92.22; I 93.17; I 99.8–9; I 169.19; I 169.23; I 169.28–29 и др.; Прокл. Платоновская теология I 103.14–15; III 35.19–21; III 50.5–6 и др.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Антология восточно–христианской богословской мысли, Том II"
Книги похожие на "Антология восточно–христианской богословской мысли, Том II" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Сборник - Антология восточно–христианской богословской мысли, Том II"
Отзывы читателей о книге "Антология восточно–христианской богословской мысли, Том II", комментарии и мнения людей о произведении.