» » » » Сборник - Антология восточно–христианской богословской мысли, Том II


Авторские права

Сборник - Антология восточно–христианской богословской мысли, Том II

Здесь можно скачать бесплатно " Сборник - Антология восточно–христианской богословской мысли, Том II" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство «Никея» — РХГА, год 2009. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Сборник - Антология восточно–христианской богословской мысли, Том II
Рейтинг:
Название:
Антология восточно–христианской богословской мысли, Том II
Автор:
Издательство:
«Никея» — РХГА
Жанр:
Год:
2009
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Антология восточно–христианской богословской мысли, Том II"

Описание и краткое содержание "Антология восточно–христианской богословской мысли, Том II" читать бесплатно онлайн.



Антология представляет собой первое в России издание, в котором сведены под одну обложку сочинения православных и «еретиков», охватывающие почти полтора тысячелетия. Многие тексты, вошедшие в Антологию, на русский язык переведены впервые, а сопровождающие их статьи написаны с учетом последних достижений современной патрологической науки.

Во второй том вошли сочинения более чем тридцати авторов VI-XV вв. Проблематика тома охватывает богословско-философские системы, возникшие в данный период, восприятие христианскими авторами неоплатонизма и споры с языческой философией, полемику с монофизитством, тритеизмом, оригенизмом и монофелитством, споры об иконопочитании, полемику с латинянами и латиномудроствующими, споры об универсалиях, паламитские споры, некоторые вопросы евхаристического богословия и другие темы, ключевые для понимания мира восточно-христианского богословия, философии и культуры.


Антология восточно-христианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия. В 2-х т. / Под науч. ред. Г. И. Беневича и Д. С. Бирюкова; сост. Г. И. Беневич. – М., СПб.: «Никея»-РХГА, 2009. (Smaragdos Philocalias; Византийская философия: т. 4-5)


Исходный Djvu - http://mirknig.com






1560

Как указывает А. Г. Дунаев, в дошедшем до нас корпусе творений свт. Григория соответствующих мест не имеется (хотя в его учении есть предпосылки для такой позиции), см.: Аунаев А. Г. Богословие Евхаристии в контексте паламитских споров // Богословские труды. 42, 2009. Сс. 154–155.

1561

Monac. gr. 223, f° 17. См.: Meyendorff J. Le dogme eucharistique dans les controverses theologiques du XIV siecle // Byzantine Hesychasm: Historical, Theological and Social Problems: Collected Studies. London, 1974. Pp. 94—95; Nadal CanellasJ. Gregorio Akindinos… Pp. 243—244.

1562

Григорий Акиндин. Большое опровержение III 91.

1563

На самом леле прп. Максим ввел в пагристику парадигму непричасгвуемости Божес твенной сущности (см.: Бирюков А. С. Тема причастности Богу в святоотеческой традиции и у Никифора Григоры // Георгий Факрасис. Диспуг свг. Григория Паламы с Григорой философом. Философские и богословские аспекты паламитских споров / Пер. с древнегреч. Д. А. Поспелова; огв. ред. Д. С. Бирюков. Афон, М., 2009. Сс. 136–138, 144—148), и для него эта парадигма была определяющей. О приобщении (κοινωνία; а не μέθεί,ις) к Божественной природе прп. Максим говорит, когда имеет в виду 2 Пет. 1, 4 (ср. в данном томе с. 460, прим. 37).

1564

Иоанн Аамаскин. Точное изложение 1.2: 32–36 (Kotter).

1565

См. в данном томе «Антологии», с. 554 и далее.

1566

См, например, в первом томе «Антологии», прим. 6 на сс. 325–356, и в настоящем томе сс. 287–288.

1567

К сожалению, даже значительные исследователи не обращают внимания на этот факт; ср. ошибочное суждение о. Иоанна Мейендорфа: «…Мысль Акиндина, богословски слабая и вполне характерная для средневековой византийской схоластики, завершалась непрерывным шатанием между Варлаамовым номинализмом и своеобразной формой реализма, которую он противопоставил Паламс и всей греческой святоотеческой традиции, утверждая, что человек может бьпъ причастником Божественной сущности» (,Мейендорф И., протопресв. Жизнь и груды св. Григория Паламы… С. 70, курсив наш. —АБ.). См. также в первом томе иасюящен «Антолопш», прим. 46 на с. 322.

1568

См. в данном томе «Антологии» сс. 556–557.

1569

Григорий Лкиндин. Большое опровержение III 78 (Nadal Canellas).

1570

См. «Исповедание веры» (8, 9) Акиндина.

1571

Приведем это послание: «Каким образом Тот, Кто выше всего, выше и богоначалия, и благоначалия? Ты поймешь это, если под именем божества и благости будешь разуметь самый предмет благосообщительного и боготворительного дара и то неподражаемое подражание, через которое мы делаемся причастными божества и благости, — подражание Тому, Который выше божественности и благости. Ибо если это служит началом божества и благости тех, которые им причастны, то Тот, Кто выше начала всякого, конечно, выше и называемого так божества и благости, как богоначалия и благоначалия. Как неподражаемый и недостижимый, Он выше всякого подражания и достижения, и выше тех, которые подражают и достигают общения с Ним (Πώς ό πάντων επέκεινα καί ύπέρ θεαρχίαν έστί καί ύπέρ άγαθαρχίαν; Εί θεότητα καί αγαθότητα νοήσαις αύτό τό χρήμα του αγαθοποιού καί θεοποιού δώρου καί τό άμίμητον μίμημα τού ύπερθέου καί ύπεραγάθου, καθ' ό θεούμεθα καί άγαθυνόμεθα. Καί γάρ εΐ τούτο άρχή γίνεται τού θεούσθαι καί άγαθύνεσθαιτούς θεουμένους καίάγαθυνομένους, ό πάσης αρχής ύπεράρχιος καί τής οϋτωΛεγομένης θεότητος καίάγαθότητος, ώς θεαρχίας καί άγαθαρχίας, έστίν επέκεινα, καθ' όσον ό αμίμητος καί άσχετος υπερέχει τών μιμήσεων καί σχέσεων καί τών μιμουμένων καί μετεχόντων)» (158 (Heil, Ritter), PG 3, 1068–1069, цит. по изд.: Восточные отцы и учители Церкви V в. М., 2000, с изм.).

1572

Так в первой редакции третьего письма свт. Григория к Акинди–ну (ср, в данном томе «Антологии» сс. 455, 567).

1573

Григорий Акиндин. Большое опровержение III 84 (Nadal Canellas).

1574

Там же I 52.24–39, 58.26–30 (Nadal Canellas).

1575

См.: Amphilochios Кип to bits А. То μυστήριον τής άγίας Τριάδος κατά τον άγιον Γρηγόριον Παλαμάν. Θεσσαλονίκη, 1973. Ъ. 160–161.

1576

Об учении Григория Кипрского см. в данном томе настоящей «Антологии» в статье «Никифор Влеммид, Григорий Кипрский и др. Вопрос об исхождении Святого Духа».

1577

Григорий Акиндин. F. 229 (рукопись); Большое опровержение II 50 (Nadal Canellas).

1578

Как отмечает о. Иоанн Мейендорф, «у Акиндина очень часто встречаются цитаты из св. Фотия, что является исключительным фактом в византийской литературе XIV в.» (Мейендорф И., протопресв. Жизнь и труды св. Григория Паламы… С. 93, прим. 8). Часть цитат из св. Фотая, которые приводит Акиндин, отсутствует в дошедшем до нас корпусе текстов Фотия (относительно изданных сочинений Акиндина см. в указателе в изд.: Gregorius Acindynus. Refutationes duae operis Gregorii Palamae… P. 484). В. М. Лурье предполагает, что эти цитаты могут быть взяты из текстов псевдо–Фотия, составленных в конце XIII в. в круге противников Григория Кипрского (личное сообщение от 07.11.2009).

1579

О соотношении линий св. Фотия и Григория Кипрского в паламитском синтезе см.: Лурье В. М. Взаимосвязь проблемы Filioque с учением о обожении у православных богословов после святого Фотия // Патрология. Философия. Герменевтика. Труды Высшей религиозно–философской школы. 1,1992. Сс. 1–19; Lourie В. L'attitude de S. Marc d'Ephese aux debats sur la procession du Saint–Esprit a Florence. Ses fondements dans la theologie postpalarmte // Annuarium Historiae Conciliorum. 21, 1989. Pp. 317–333.

1580

Григорий Акиндин. Большое опровержение II 43 (Nadal Canellas) (с отсылкой к антифилиоквистской аргументации (псевдо?)Фотия); ср.: Исповедание веры 10.

1581

Он же Большое опровержение III 60 (Nadal Canellas).

1582

Перевод выполнен по изд.: Candal М. La Confesion de fe antipalamitica de Gregorio Acindino // Orientalia Christiana Periodica. 25, 1959. Pp. 215–264.

1583

Анне Савойской, жене Андроника III.

1584

См.: Еф. 4, 6.

1585

См.: Иов. 10, 13; 42, 2.

1586

См.: Иуд 3.

1587

Ср.: 1 Тим. 6, 20.

1588

См.: Гал. 1, 8.

1589

Отсылка к обвинениям в мессалианстве, выдвигаемым свт. Григорием и его сторонниками в адрес антипаламитов, в связи с учением последних о причаствуемости Божественной сущности (антипаламиты отождествляли дискурс «причастности» и «присутствия» в контексте речи об отношении Бога (Божественной сущности) к миру). Ср. в итоговом анафематствовании, внесенном по результатам собора 1351 г. в «Синодик православия»: «…Еще тем же мудрствующим и говорящим, что Божественная сущность причаствуема, как уже не стыдящимся вновь вводить в нашу Церковь злочестие мессалиан, болевших тем же самым мнением, и не исповедающим, согласно богодухновенному богословию святых и благочестивому мудрованию Церкви, что она совершенно необъемлема и непричастна (άμέθεκτον), причаствуема же Божественная благодать и энергия, — анафема, анафема, анафема» (85.628–633 (Gouillard), цит. по изд.: Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии, М., 1993 [4930]. С. 896). — Прим. Д. С. Бирюкова.

1590

Вероятно, Акиндин отсылает к следующему свидетельству: «[Мессалиане] говорят, что для человека возможно чувственно воспринимать ипостась Святого Духа во всякой полноте и всяком действии» (Иоанн Дамаскин. О ста ересях 80, пер. А. И. Сагарды под ред. Д. Е. Афиногенова, цит. по изд.: Творения преподобного Иоанна Дамаскина. Источник знания. М., 2002. С. 136). — Прим. Д. С. Бирюкова.

1591

См.: Григорий Палама. Опровержения Акиндина 1.7.40 и др. Спор между паламитам и антипаламитами, связанный с этой темой, был связан с толкованием учения прп. Максима Исповедника, ср.: Максим Исповедник. Богословские и домостроительные главы 1.49: PG 90,1101 А; Вопросоответы к Фалассию 60,63. — Прим. Д. С. Бирюкова.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Антология восточно–христианской богословской мысли, Том II"

Книги похожие на "Антология восточно–христианской богословской мысли, Том II" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сборник

Сборник - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Сборник - Антология восточно–христианской богословской мысли, Том II"

Отзывы читателей о книге "Антология восточно–христианской богословской мысли, Том II", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.