Сборник - Антология восточно–христианской богословской мысли, Том II

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Антология восточно–христианской богословской мысли, Том II"
Описание и краткое содержание "Антология восточно–христианской богословской мысли, Том II" читать бесплатно онлайн.
Антология представляет собой первое в России издание, в котором сведены под одну обложку сочинения православных и «еретиков», охватывающие почти полтора тысячелетия. Многие тексты, вошедшие в Антологию, на русский язык переведены впервые, а сопровождающие их статьи написаны с учетом последних достижений современной патрологической науки.
Во второй том вошли сочинения более чем тридцати авторов VI-XV вв. Проблематика тома охватывает богословско-философские системы, возникшие в данный период, восприятие христианскими авторами неоплатонизма и споры с языческой философией, полемику с монофизитством, тритеизмом, оригенизмом и монофелитством, споры об иконопочитании, полемику с латинянами и латиномудроствующими, споры об универсалиях, паламитские споры, некоторые вопросы евхаристического богословия и другие темы, ключевые для понимания мира восточно-христианского богословия, философии и культуры.
Антология восточно-христианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия. В 2-х т. / Под науч. ред. Г. И. Беневича и Д. С. Бирюкова; сост. Г. И. Беневич. – М., СПб.: «Никея»-РХГА, 2009. (Smaragdos Philocalias; Византийская философия: т. 4-5)
Исходный Djvu - http://mirknig.com
1592
См. прим. 66 на с. 465 в данном томе «Антологии». — Прим. Д. С. Бирюкова.
1593
Ср.: Гал. 1, 8–9.
1594
Издатель предположил в данном месте лакуну.
1595
На русском наиболее подробно жизнь Давида Дисипата и обзор его трудов представлены в статье М. М. Бернацкого и А. Г. Дунаева: АавидАиси–пат. Православная энциклопедия. Т. 13 (2007). Сс. 582–590. В нашем кратком изложении мы будем опираться на эту статью.
1596
См. статью об Акиндине в настоящей «Антологию).
1597
Terminus post quem для трактата — нач. 1345 г. (см.: Него А. С. Some Notes on the Letters of Gregory Akindynos // Dumbarton Oak Papers. 36, 1982. P. 223). Эта датировка дается с учетом наличия в трактате цитат из «Антирритиков против Акиндина» св. Григория Паламы.
1598
О философской подоплеке всей этой полемики, и в первую очередь о философских предпосылках в этом споре паламитов, см. в статье: Bradshaw D. The Concept of the Divine Energies // Philosophy and Theology. 18, 2006. Pp. 93—120 (или в сети Интернет: http://www.snvteam.com/iocs/ uploads/files/Bradsaw_book_2008.pdf).
1599
В принципе, паламиты не исключали, что имена Божии могуг указывать на Божесгвенную сущность, однако, согласно им, имена ни в коем случае не определяют ее. Такой дискурс имен как указывающих на сущность (при принципиальной неопределимости последней) следует отличать от дискурса, в котором имена являются именами энергий. Важно сочетание апофатики и катафатики, а не упразднение одного за счет другого.
1600
PG 97,1601.
1601
См. также об этой теме у Никифора Григоры и ее предыстории в в данном томе настоящей «Антологии», сс. 566–567.
1602
Перевод выполнен по изд: Tsamis D. G. Δαβίδ Δισυπάτου–Λόγος κατά Βαρλαάμ και ’Ακίνδυνου πρός Νικόλαον Καβάσιλαν. Θεσσαλονίκη, 1973.
1603
Григорий Нисский. О Божестве Сына и Святого Духа: PG 45, 573С–576А.
1604
Там же, PG 45, 576А.
1605
Пс. — Иустин. Вопросы христианина к язычнику 3: PG 6,1428С.
1606
Букв.: происходит от Самого Себя.
1607
Там же, PG 6, 1428D.
1608
Там же, PG 6, 1429С.
1609
Там же, PG 6, 1432А.
1610
Там же 3.2: PG 6, 1433В.
1611
Иоанн Златоуст. О непостижимом 1.4: PG 48, 705.
1612
Данное краткое введение написано на основе сведений из монографии: Kalogeropoulos В. Ό μοναχός Νεόφυτος προδρομηνός και τό θεολογικό του εργο. ’Αθήνα, 1996.. — Сост.
1613
К сожалению, публикуемые нами фрагменты лишь в малой степени отражают обилие ссылок Неофита на языческих философов.
1614
Обозрение логики Аристотеля; Комментарий на первую книгу Первой аналитики Аристотеля; Комментарий на первую книгу’ второй аналитики Аристотеля; Определения, собранные из Аристотеля; Комментарий на пять слов Порфирия.
1615
Перевод выполнен под ред. Д. А. Поспелова по изд.: Kalogeropoulos В. Ό μοναχός Νεόφυτος προδρομηνός και τό θεολογικό του εργο. ’Αθήνα, 1996.
1616
Иоанн Дамаскин. Точное изложение 2.37: PG 94, 949А.
1617
Там же 3.59: PG 94, 1045.
1618
Деян. 1, 4.
1619
Мф. 10, 1.
1620
См.: Тригорий Палама. Опровержения Акиндина 5.2.5:290 (ΓΠΣ 3).
1621
Ср.: Аристотель. О душе 2.7, 418b.
1622
Мк. 9, 25.
1623
Ирмос 6 песни канона акафистного гимна.
1624
Ср.: Григорий Акиндин. Против ересей Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского: PG 150, 848В–854А.
1625
Мф. 16,28.
1626
См.: Мф. 17, 1; Мк. 9, 2–8; Лк. 9, 28–36.
1627
Мф. 17,9.
1628
Ср. обсуждение причин, по которым Иуда не был взят на Фавор, в статье о Феофане Никейском в данном томе настоящей «Антологии». — Сост.
1629
Максим Исповедник. Главы о любви 103.22: PG 90, 1204А.
1630
Там же.
1631
Максим Исповедник. Главы о любви 101.96: PG 90,931C.
1632
В выпущенном отрывке Неофит приводит доказательства об отличии природы от энергии из Аристотеля и Галена. — Сост.
1633
Платон. Федр 278d.
1634
Аристотель. Метеорологика 353b.
1635
Василий Кесарийский. Письмо 234.3: PG 32, 869В.
1636
Григорий Богослов. Слово 38.7: PG 36, 317С.
1637
Об их значениях см.: Зонара. Лексикон 2.408, 2.1397.
1638
Максим Исповедник. Вопросы и недоумения: PG 91, 1261 А.
1639
Kislas Т., hieromoine. Introduction // Nil Cabasilas. Sur le Saint–Esprit / Intr., texte critique, trad, et notes par hierom. Theophile Kislas. Paris, 2001. Pp. 7–170. В данной статье мы опираемся в первую очередь на это исследование. Ср. о почитании св. Нила в последние годы жизни и сразу после смерти: Ibid., pp. 58 — 59.
1640
См.: Николаи Кавасила. Богословские труды. Христос. Церковь. Богородица. М., 2002 (книга содержит знаменише сочинения св. Николая Кавасилы «Семь слов о жизни во Христе», «Изъяснение Божественной литургии» и «Богородичные гомилии»).
1641
См.: Kislas Т., hieromoine. Introduction… P. 133.
1642
Ibid., pp. 50–51. Григора в своей «Ромейской истории» пишет о Ниле как о своем лучшем друге, которого он очень высоко любид и не перестал любить (см.: Ромейская история 22.4).
1643
Ibid., pp. 27–28.
1644
До Кидониса уже были опыты перевода на греческий язык Фомы, но эти переводы, которые делали жившие в Константинополе латинские монахи–доминиканцы, видимо не имели еще серьезного влияния.
1645
Из трудов последнего Димитрий предпринял перевод полемических сочинений об исхождении Святого Духа и об опресноках.
1646
Ему принадлежит наиболее обширное сочинение «Против Фомы Аквината», посвященное полемике с Фомой не по частному вопросу о Filioque, а по целому спектру философских проблем. В настоящее время богословие Ангелликуда находится в процессе изучения, в том числе и в России готовится несколько важных публикаций по этой теме.
1647
Ср. недавно переведенный на русский язык грактат «Против Векка», написанный св. Григорием Паламой (см.: Свт. Григорий Палама. Об исхождении Святого Духа. Краснодар, 2006. Сс.173–187).
1648
Kislas Т., hieromoine. Introduction… P. 62.
1649
См. статью, посвященную Никифору Влеммиду, в настоящей «Антологии».
1650
См. критическое издание греческого текста с параллельным французским переводом: Ibid., pp. 174–419.
1651
См.: Ibid., p. 40.
1652
Сочинение частично опубликовано и дан его латинский перевод в изд.: Candal Е. Nilus Cabasilas et theologia S. Thomae de Processione Spiritus Sancti. Vaticano, 1945. (Studi e Testi 116). Pp. 188–385.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Антология восточно–христианской богословской мысли, Том II"
Книги похожие на "Антология восточно–христианской богословской мысли, Том II" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Сборник - Антология восточно–христианской богословской мысли, Том II"
Отзывы читателей о книге "Антология восточно–христианской богословской мысли, Том II", комментарии и мнения людей о произведении.