Сергей Иваненко - Свидетели Иеговы — традиционная для России религиозная организация

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Свидетели Иеговы — традиционная для России религиозная организация"
Описание и краткое содержание "Свидетели Иеговы — традиционная для России религиозная организация" читать бесплатно онлайн.
Книга рассказывает о самой крупной в современной России протестантской религиозной организации — Свидетелях Иеговы.
Автор, религиовед с 25-летним стажем, не являющийся Свидетелем Иеговы, успешно защитил в 2002 г. докторскую диссертацию, посвящённую эволюции идеологии и деятельности Свидетелей Иеговы в России и стремится объективно ответить на вопросы: являются ли Свидетели Иеговы сектой, можно ли считать их традиционной для России религиозной организацией, каковы перспективы улучшения отношений Свидетелей Иеговы с государством. Опираясь на результаты социологических исследований, проведённых среди верующих Москвы, автор анализирует влияние религиозных взглядов Свидетелей Иеговы на их семейные отношения.
Издание рассчитано на государственных служащих, в том числе занимающихся осуществлением связей с религиозными объединениями, на студентов и преподавателей, а также на всех, интересующихся религиозной ситуацией в России.
С середины 60-х до конца 70-х годов власти периодически проводили пропагандистские кампании против Свидетелей Иеговы и репрессировали отдельных, наиболее активных верующих, которые становились им известными. Так, за три года, с 1969 по 1972 год, было опубликовано 80 работ, посвящённых критике «сект», 25% этих публикаций были посвящены разоблачению Свидетелей Иеговы (31% публикаций был посвящён критике баптизма и, таким образом, Свидетели Иеговы были на втором месте по числу посвящённых им атеистических изданий)[226].
В 70-е годы Свидетели Иеговы постепенно завоёвывали всё больший авторитет как честные и добросовестные труженики, не злоупотреблявшие спиртными напитками, в срок и с высоким качеством выполнявшие порученные им производственные задания. По имеющимся сведениям, значительная часть верующих имела строительные специальности и постепенно, используя заинтересованность местных хозяйственных руководителей, испытывавших дефицит в кадрах квалифицированных строителей, добилась права на создание собственных небольших производственных коллективов и бригад, занятых возведением различных хозяйственных и жилых объектов.
В 1968–1975 годах в связи с публикациями Общества Сторожевой Башни, где приводились расчёты, согласно которым 6000 лет человеческой истории истекали в 1975 году, среди верующих, в том числе и в СССР, широко распространилось представление, что Армагеддон может произойти именно в 1975 году. В связи с этим тема Армагеддона и его неизбежности в самое ближайшее время была основной в проповеднической деятельности Свидетелей Иеговы до середины 70-х годов. Вместе с тем, руководители религиозной организации Свидетелей Иеговы отдавали себе отчёт в том, что не следует делать каких-либо конкретных заявлений о дате Армагеддона, и в публикациях Общества Сторожевой Башни не говорилось, что Армагеддон начнётся в каком-то определённом году.
Ещё в начале 70-х годов Свидетели Иеговы исходили из того, что никто «не должен добавлять собственные предположения о том, что произойдёт до или после 1975 года»[227], так как нет никаких библейских оснований для утверждений о том, что Армагеддон начнётся именно в 1975 году, которые к тому же могут повредить делу проповеди, так как в Библии прямо сказано «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один»[228].
В середине 70-х годов рядом учёных были проведены социологические исследования, показавшие, что среди Свидетелей Иеговы высока доля убеждённых верующих. Представляет интерес вывод Е.А. Гринива, что в психологии верующих преобладают не негативные эмоции (страх, отчаяние, тоска), а, прежде всего, радость, связанная с представлениями о Царстве Иеговы[229].
Схожие результаты дало и проведённое в 1976 году среди более 3 тысяч Свидетелей Иеговы на Украине социологическое исследование, которое показало, что подавляющее большинство верующих считают истинной свою религию не потому, что она внушает им страх перед Армагеддоном, а по той причине, что учение Свидетелей Иеговы даёт исчерпывающие ответы о смысле жизни и о назначении человека, обещает вечную жизнь на Земле, правильно толкует Библию и среди единоверцев господствуют любовь и взаимопонимание.
Социологи установили также, что подавляющее большинство опрошенных Свидетелей Иеговы имеют правильное представление о вероучении своей религиозной организации.
Как отмечалось в советской атеистической литературе, честный и добросовестный труд обеспечивал основной массе Свидетелей Иеговы и их семьям более высокий уровень жизни, чем в среднем по стране, в том числе возможность с помощью единоверцев строить себе хорошие современные дома, приобретать автомобили и т.д.[230].
Формирование нового, прежде не встречавшегося в СССР типа верующего, принадлежащего к религиозной организации Свидетелей Иеговы, сочетающего высокий уровень доходов, производственной квалификации и дисциплины (зачастую объединённых в производственные, главным образом строительные бригады, состоящие из единоверцев) со значительной проповеднической активностью и отказом от выполнения требований советского законодательства (от службы в армии, участия в голосовании на выборах), а также не идущего на компромиссы с коммунистической идеологией, вызвало обеспокоенность партийного и советского руководства.
Стремясь обеспечить принятие действенных мер, направленных на противодействие религиозной организации Свидетелей Иеговы, 29 мая 1980 года Совет по делам религий принял постановление «О состоянии и мерах усиления работы по разоблачению и пресечению противозаконной деятельности секты Свидетелей Иеговы». Реализации этого постановления придавалось большое значение, особенно в тех регионах, где численность Свидетелей Иеговы быстро росла и это доставляло беспокойство органам власти. Однако, в условиях кризиса коммунистической идеологии, власти не смогли найти эффективных способов противодействия проповеди Свидетелей Иеговы[231].
* * *Приход к власти Юрия Андропова (1982–1983) привёл к усилению репрессий против Свидетелей Иеговы. Сравнительно краткое время правления Ю.В. Андропова стало последним периодом, когда власти попытались, объявив Свидетелей Иеговы «религиозными экстремистами», выполняющими идеологический заказ своих покровителей из империалистических спецслужб и военно-промышленного комплекса США, усилить против них идеологическую борьбу, а также добиться автономной регистрации общин Свидетелей Иеговы при условии их разрыва с Руководящим советом. К этому времени Свидетели Иеговы в СССР уже накопили немалый опыт деятельности в подполье, а также противодействия проводимой властями идеологической и атеистической работе. У религиозной организации Свидетелей Иеговы был и значительный опыт противостояния тем структурам в КГБ, которые вели за ними наблюдение, руководители религиозной организации и верующие, имеющие большой стаж пребывания в подполье, «знали их методы слежки и всегда были настороже»[232].
* * *Политика «перестройки», объявленная М.С. Горбачёвым в 1985 году, объективно предполагала и создание определённых предпосылок для расширения границ религиозной свободы в СССР. Однако острая борьба в Политбюро ЦК КПСС по поводу общего курса реформ и свойственные М.С. Горбачёву в 1985–1987 годах ортодоксальные партийные взгляды на проблемы религии и атеизма привели к тому, что в первые три года проведения политики перестройки по сути не происходило никаких серьёзных перемен в политике по отношению к религии, религиозным организациям и верующим, в том числе и по отношению к Свидетелям Иеговы.
Важной позитивной особенностью политики Горбачёва был отказ от репрессий в отношении верующих, в том числе и Свидетелей Иеговы (последний в СССР судебный процесс над Свидетелями Иеговы, которые за свои религиозные убеждения были приговорены к 5-летним срокам лишения свободы, состоялся в 1986 году). В эти годы власти признали, что Свидетели Иеговы являются международной религиозной организацией и, сажая Свидетелей Иеговы в тюрьмы, государство подрывает свою репутацию за границей. Как вспоминает С. Кожемба, один из чиновников на допросе сказал ему: «Теперь мы понимаем, что религия — это не обязательно плохо. Мы, главным образом, беспокоимся о том, чтобы религиозная группа не причиняла вреда государству»[233].
В 1989 и 1990 годах, когда власти СССР перестали смотреть на Свидетелей Иеговы как на «религиозных экстремистов», а сам порядок выезда за рубеж стал проще, около 18 тысяч Свидетелей Иеговы из России смогли поехать в Польшу на библейские просветительские конгрессы.
Более благосклонно стали относиться к Свидетелям Иеговы местные власти в ряде регионов. Так, в январе 1990 года администрация города Усолье-Сибирское разрешила большое собрание Свидетелей Иеговы в Доме культуры, на котором присутствовало свыше 700 человек. В 1991 году в СССР прошло семь крупных библейских конгрессов Свидетелей Иеговы, которые посетили свыше 74 тысяч человек[234].
Существенное значение для становления и развития свободы совести и свободы религии в СССР и РСФСР имели принятые 1 октября 1990 года союзный закон «О свободе совести и религиозных организациях» и 25 октября 1990 года — Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий», которые создали необходимые правовые предпосылки для регистрации религиозной организации Свидетелей Иеговы в СССР.
27 марта 1991 года был зарегистрирован «Управленческий центр религиозной организации Свидетелей Иеговы в СССР» в Москве[235]. Таким образом, незадолго до распада СССР Свидетели Иеговы были легализованы, что отразилось на их идеологии и деятельности.
В конце 80-х годов учёными-религиоведами были предприняты попытки обобщить основные итоги эволюции протестантских общин в СССР, причём в рамках проводимых исследований анализировалось и положение Свидетелей Иеговы. При этом использовалась методология, которая базировалась на том, что преобразование общества на основе социалистических идеалов признавалось основой адаптивных процессов в протестантском сектантстве, а деформации социализма объявлялись фактором, подрывающим адаптивные процессы, закрепляющим сектантские черты у протестантских общин[236].
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Свидетели Иеговы — традиционная для России религиозная организация"
Книги похожие на "Свидетели Иеговы — традиционная для России религиозная организация" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Сергей Иваненко - Свидетели Иеговы — традиционная для России религиозная организация"
Отзывы читателей о книге "Свидетели Иеговы — традиционная для России религиозная организация", комментарии и мнения людей о произведении.