Сергей Иваненко - Свидетели Иеговы — традиционная для России религиозная организация

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Свидетели Иеговы — традиционная для России религиозная организация"
Описание и краткое содержание "Свидетели Иеговы — традиционная для России религиозная организация" читать бесплатно онлайн.
Книга рассказывает о самой крупной в современной России протестантской религиозной организации — Свидетелях Иеговы.
Автор, религиовед с 25-летним стажем, не являющийся Свидетелем Иеговы, успешно защитил в 2002 г. докторскую диссертацию, посвящённую эволюции идеологии и деятельности Свидетелей Иеговы в России и стремится объективно ответить на вопросы: являются ли Свидетели Иеговы сектой, можно ли считать их традиционной для России религиозной организацией, каковы перспективы улучшения отношений Свидетелей Иеговы с государством. Опираясь на результаты социологических исследований, проведённых среди верующих Москвы, автор анализирует влияние религиозных взглядов Свидетелей Иеговы на их семейные отношения.
Издание рассчитано на государственных служащих, в том числе занимающихся осуществлением связей с религиозными объединениями, на студентов и преподавателей, а также на всех, интересующихся религиозной ситуацией в России.
В конце 80-х годов учёными-религиоведами были предприняты попытки обобщить основные итоги эволюции протестантских общин в СССР, причём в рамках проводимых исследований анализировалось и положение Свидетелей Иеговы. При этом использовалась методология, которая базировалась на том, что преобразование общества на основе социалистических идеалов признавалось основой адаптивных процессов в протестантском сектантстве, а деформации социализма объявлялись фактором, подрывающим адаптивные процессы, закрепляющим сектантские черты у протестантских общин[236].
Согласно полученным результатам, протестантские общины в СССР, сохраняя существенные признаки группы-корпорации, интенсивно утрачивают сектантские характеристики. К протестантскому сектантству в данном случае относились Свидетели Иеговы, баптисты, пятидесятники, адвентисты, для которых были характерны такие признаки, как прямое членство, строгая дисциплина, жёсткий контроль общины над всеми сферами жизнедеятельности верующего, сохраняющиеся элементы «критической дистанции» по отношению к миру, претензии на избранность, исключительность, стремление к прозелитизму.
Наиболее интенсивно процесс утраты традиционных для сектантства характеристик (группового эгоизма, изоляционистской социальной ориентации, непримиримости к светским моделям поведения) протекал среди баптистов и адвентистов, наименее интенсивно — у Свидетелей Иеговы и адвентистов-реформистов. По данным В.Е. Еленского, наиболее продуктивно адаптивное взаимодействие с социальной средой происходило в Союзе Евангельских Христиан-Баптистов и Церкви Христиан-Адвентистов Седьмого Дня, слабо были затронуты этими процессами Свидетели Иеговы и сторонники Совета Церквей Евангельских Христиан-Баптистов, при этом ни одна из этих конфессий не освободилась в полной мере от сектантских характеристик, причём этот процесс протекал в высшей степени неравномерно не только в рамках различных конфессий, но и в разных регионах[237].
Анализируя социальную доктрину Свидетелей Иеговы, В.Е. Еленский подвергает её резкой критике, утверждая, что верующие в СССР ищут возможность компромисса между реалиями советского общества и «теократическими постулатами, имеющими для Свидетелей Иеговы сакральный статус»[238].
Вывод о том, что протестантские общины в СССР постепенно утрачивали типичные для сектантских религиозных организаций черты и что данный процесс в определённой степени затронул и общины Свидетелей Иеговы в СССР, представляется достаточно важным и плодотворным для оценки эволюции идеологии и деятельности Свидетелей Иеговы в последующие годы, после распада СССР в условиях свободы совести.
Свидетели Иеговы в современной РоссииВслед за юридической регистрацией произошло существенное расширение деятельности Свидетелей Иеговы в республиках бывшего СССР. В 1991 году были впервые проведены областные конгрессы Свидетелей Иеговы, на которых присутствовало более 74 тысяч человек. В 1992 году состоялся первый международный конгресс в Санкт-Петербурге, в 1993 году — международный конгресс в Москве.
Деятельность Свидетелей Иеговы в СССР и других странах, где она была запрещена, постоянно находилась в поле зрения Руководящего совета религиозной организации Свидетелей Иеговы (Бруклин, Нью-Йорк), и в Германии, начиная с 1960-х годов, некоторые издания Общества Сторожевой Башни переводились на русский и польский языки под надзором отдела, который заботился о деятельности Свидетелей Иеговы в ряде стран, таких, как Восточная Германия, Польша, СССР, где Свидетели Иеговы находились в подполье[239]. В конце 80-х – начале 90-х годов Руководящий совет религиозной организации Свидетелей Иеговы пришёл к выводу, что в Восточной Европе вскоре возникнет возможность для широкой проповеднической деятельности, и предпринял ряд шагов для того, чтобы деятельность Свидетелей Иеговы в новой ситуации была максимально эффективной.
Так, с целью расширения издания литературы, в том числе для верующих стран Восточной Европы и бывшего СССР, Издательский комитет Руководящего совета в 1992 году организовал в Управленческом центре Свидетелей Иеговы в Германии в городе Зельтерсе встречу представителей 16 европейских филиалов Общества Сторожевой Башни с членами Руководящего совета. На второй встрече, проведённой в конце 1992 года, обсуждался план, в соответствии с которым издания Общества Сторожевой Башни, отправляющиеся из Германии в другие европейские страны, должны были доставляться непосредственно в общины (без разгрузки в Управленческих центрах этих стран).
Проблемам расширения издательской деятельности и совершенствования доставки литературы Свидетелей Иеговы были посвящены также семинары, состоявшиеся в 1993 и в 1994 годах. В результате, если в 1989 году в Германии было издано 2000 изданий на 59 языках, то в 1998 году их было выпущено 6900 на 226 языках и издательский комплекс в Зельтерсе обеспечивал литературой Общества Сторожевой Башни 8857 общин Свидетелей Иеговы в 32 странах, в том числе и верующих в России и республиках бывшего СССР[240].
В 90-х годах Свидетели Иеговы, подвергавшиеся уголовным преследованиям, были реабилитированы как жертвы политических репрессий согласно Закону РСФСР от 18 октября 1991 года № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» (с изменениями от 26 июня, 22 декабря 1992 года, 3 сентября 1993 года, 4 ноября 1995 года) и Указу Президента Российской Федерации от 14 марта 1996 года № 378 «О мерах по реабилитации священнослужителей и верующих, ставших жертвами необоснованных репрессий», что позитивно сказалось на взаимоотношениях Свидетелей Иеговы с государством и светским обществом.
В июне 1997 года состоялось открытие Управленческого центра религиозной организации Свидетелей Иеговы в России (Санкт-Петербург, посёлок Солнечное), а в сентябре 1999 года в Санкт-Петербурге вступил в строй первый в России Зал Конгрессов Свидетелей Иеговы на 2600 мест.
В октябре 1997 года вступил в силу Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», который предусматривал перерегистрацию всех религиозных объединений. 29 апреля 1999 года Министерство юстиции Российской Федерации зарегистрировало Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России, что создало необходимые правовые предпосылки для нормальной деятельности Управленческого центра в Санкт-Петербурге и общин Свидетелей Иеговы в различных регионах страны.
В 1999 году Управленческий центр религиозной организации Свидетелей Иеговы в России разработал обширную программу строительства Залов Царства по всей стране, в том числе там, где для этого сложились условия, ускоренным методом (за рубежом Свидетели Иеговы научились строить такие Залы за три дня, а в России на подобную стройку уходит около 7 дней). Разрабатывая эти планы, Свидетели Иеговы рассчитывают обеспечить в ближайшие годы большую часть своих общин собственными Залами Царства.
Представляется обоснованным вывод о том, что протестантские религиозные организации (Евангельские Христиане-Баптисты, Христиане Веры Евангельской, Адвентисты Седьмого Дня, Свидетели Иеговы и др.) изначально, на рубеже XIX–XX веков, имевшие локальное распространение, преимущественно в западных и юго-западных регионах Российской империи, в последующем, преодолевая административные препоны, распространились по территории СССР (и РСФСР), действуя, начиная с 90-х годов, фактически в тех же географических рамках, что и традиционные национальные церкви и религии[241].
Среди протестантских религиозных организаций, действующих в России, Свидетели Иеговы выделялись в качестве религиозной организации, численность которой возрастала довольно быстрыми темпами, как в годы существования СССР, так и в Российской Федерации, ставшей демократическим государством.
По данным Общества Сторожевой Башни, в СССР в 1946 году было 4797 Свидетелей Иеговы, в 1975 году — 22 633 Свидетеля Иеговы (за 20 лет рост числа верующих составил 372%), в 1985 году — 26 905 Свидетелей Иеговы (за 10 лет рост числа верующих составил 19%), в 1991 году — 49 171 Свидетель Иеговы (за 6 лет рост числа верующих составил 83%).
В России число Свидетелей Иеговы увеличивалось с 1994 по 2001 год быстрыми темпами:
в 1994 году число верующих составило 36 826 человек;
в 1995 году число верующих составило 54 635 человек (увеличившись за год на 48%);
в 1996 году число верующих составило 67 082 человека (увеличившись за год на 31%), число общин — 492;
в 1997 году число верующих составило 89 043 человека (увеличившись за год на 28%), число общин — 626;
в 1998 году число верующих составило 100 012 человек (увеличившись за год на 17%), число общин — 760;
в 1999 году число верующих составило 107 111 человек (увеличившись за год на 11%), число общин — 904;
в 2000 году число верующих составило 114 284 человека (увеличившись за год на 7%), число общин — 1028;
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Свидетели Иеговы — традиционная для России религиозная организация"
Книги похожие на "Свидетели Иеговы — традиционная для России религиозная организация" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Сергей Иваненко - Свидетели Иеговы — традиционная для России религиозная организация"
Отзывы читателей о книге "Свидетели Иеговы — традиционная для России религиозная организация", комментарии и мнения людей о произведении.