Георг Ферштайн - Энциклопедия йоги

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Энциклопедия йоги"
Описание и краткое содержание "Энциклопедия йоги" читать бесплатно онлайн.
Автор книги, Георг Фёрштайн, известный, в широких кругах, своими научными трудами и произведениями, посвященными йоге. Книга "Энциклопедия йоги" - результат почти тридцатилетней научной-исследовательской и практической работы автора в данной области. Структурное и целостное изложение основ йоги, научных исследований и открытий, связанных с ее традицией большой вклад в популяризацию йоги. В книге рассматривается развитие практики йоги начиная с ведийской (Ведической) эпохи и заканчивая временами тантры и хатха-йоги, иллюстрируя повествование отрывками из основополагающих трудов по йоге автор раскрывает все тонкости практики. Материал изложен доступно и просто, сочетая научный подход и духовное восприятие, что позволяет рекомендовать эту книгу преподавателям йоги и телесно-ориентированных психотехник, специалистам в области истории религий, философии, психологии, теологии и культурологии, и менее подготовленным читателям, ищущим свой путь к самопознанию.
Опыт переживания кундалини похоже, столь же стар, как и сама встреча человечества с духовным измерением бытия, хотя особое значение этому опыту не придавалось вплоть до появления тантры. Кундалини-йога представляет собой закономерный итог длительной истории психодуховного экспериментаторства, и ей предшествовало открытие тела как проявления или «храма» Божественного.
Более чем кто-либо способствовал «демократизации» феномена кундалини кашмирский пандит Гопи Кришна. Во-первых, он сделал его широко известным всему миру и способствовал его научному исследованию. Во-вторых, он увидел в нем механизм, скрывающийся за всей нашей психодуховной эволюцией. С одной стороны, Гопи Кришна был убежден в том, что кундалини — это духовная реальность, а с другой, он страстно отстаивал ее как биологический механизм, ответственный равно за святость, гениальность и безумие. Как он говорит:
Если мой собственный опыт что-либо и показал со всей отчетливостью, так это потрясающее свидетельство того, что, несмотря на водительство со стороны Сверх-Разума, неводимого, однако тем не менее неоспоримо присутствующего во всем этом действе, явление Кундалини оказывается целиком биологическим по своей природе [487].
Здесь выражена сама суть проблемы. Кундалини не может быть сразу духовной реальностью и всецело биологической, как мы обычно понимаем само слово «биологический». Разумеется, с тантрической точки зрения, которая считает, что имманентное и трансцендентное единосущи, любое строгое разграничение духа и материи не имеет смысла, но чтобы эта возвышенная точка зрения стала неотъемлемой, она должна быть пережита нами как истина. Покуда же мы де-факто не обрели просветления, но воспринимаем себя как индивидуализированные существа, нам следует признать полезность проведения подобных разграничений. Даже если работа Гопи Кришны в огромной степени способствовала феноменологии опыта кундалини, ощущается настоятельная необходимость дальнейших исследований, и не в меньшей мере, прояснения самой понятийной базы.
Пробуждение спящей красавицы кундалини, как мы видели, лежит в основе тантры. Мы еще обратимся к самому тантрическому пути, как он отражен в хатха-йоге, которая своей единственной целью имеет пробуждение скрытой Богини и приведению ее к слиянию со столь же скрытым Богом, Шивой, восседающим на одиноко возвышающейся вершине горы Меру в микрокосме человеческого тела.
III. ТАНТРИЧЕСКАЯ ОБРЯДОВАЯ ПРАКТИКА
Очищение (перво)элементов (бхута-шуддхи)
Прежде чем принц из хорошо знакомой сказки смог поцеловать спящую принцессу, ему пришлось победить чудовищ и проложить через чащобу путь к замку. Также и перед тем, как могли сочетаться в человеческом теле-уме Шива и Шакти, йогин должен убрать все препоны. Путь познания (садхана), таким образом, часто описывается понятием очищения (шодхана). Действительно, сам процесс пробуждения кундалини понимается как постепенное очищение составляющих тело (перво)элементов — земли, воды, огня, воздуха и эфира. Это известно как бхута-шуддхи.
По мере продвижения кундалини вверх вдоль срединного канала (сушумна-нади), она постепенно «растворяет» преобладающий (первоэлемент каждой психосоматической области, или чакры. Поэтому ко времени достижения ею шестой или аджня-чакры, кундалини последовательно растворяет пять (перво)элементов земли, воды, огня, воздуха и пространства. На практике же это означает, что вытеснение жизненной силы из тела вызывает состояние холода и потери чувствительности в туловище и конечностях. Дальнейшее продвижение кундалини к макушке, или сахасрара-чакре, знаменуется временным растворением ума (манас) в состоянии «внеобразного» экстаза, или нирвикальпа-самадхи, которое полностью прекращает индивидуализированное осознание йогином окружения, включая его собственное тело. Его осознающая личность теперь полностью покоится во Все-личности трансцендентного Я, что дарует несказанное блаженство.
На нижнем уровне бхута-шуддхи — ритуал, который предстает как предварительный этап поклонения избранному божеству или божествам в соответствии с тантрическим образом жизни. Это символическое растворение (первоэлементов тела. Данная процедур и описываемая в Маханирвана-тантре (5.93 и далее), включает визуализацию процесса сотворения самих (перво)элементов в обратном порядке. Таким образом, йогин воображает низшую стихию, землю, связанную с центром в основании позвоночника, растворяющейся в волной стихии второй чакры, а ту — исчезающей в стихии огня пупочной чакры, а ее — в воздушной стихии сердца, а ту — в стихии эфире горла, а ее — в бескрайнем пространстве Сознания у макушечного центра. В этот момент тело-ум практика считается полностью очищенным.
За этим обрядом должен следовать ряд других процедур, посредством которых тело шаг за шагом» превращается в храм, или священную гору, готовую приять Великое Сущее в образе избранного божества (ишта-дэвата). Так, через практику «вливания жизни» (джва-ньяса) йогины впитывают жизненную силу своего избранного (ишта) божества. Это делается через инициацию некоторых частей тела посредством касания и вдыхания в них жизни бога или богини, избранных ими. Другим видом «вливания», «установки» или «размещения» (ньяса) является матрика-ньяса, посредством которой в теле йогина размещают пятьдесят священных звуков санскритского алфавита. «Маточники» или «матки» (матрика), как называют звуки санскрита, считаются производными первичного звука (шабда) Абсолюта. Части тела избранного божества представляются состоящими из букв алфавита, которые визуализируются в соответствующих областях тела йогина.
Другие сходные обряды включают «размещение провидцев» (риши-ньяса), «размещение шести членов» (шад-анга-ньяса), которое осуществляется наложением рук на шесть различных частей тела и их инициации, и «размещение рук» (кара-ньясе), являющееся той же самой процедурой, но проводимой только на пальцах рук и ладонях. Разнообразные обряды насыщены сложными визуализациями (именуемыми дхьяна), обычно божества и его или ее небесной обители. Все это связано с действием тонкой энергии, воспринимаемой практиком, который отождествляет себя с избранным божеством. Каждое божество, как считается, представляет то или иное свойство энергии. Данная тантрическая практика сочетается с твержением мантры, регуляцией дыхания и напряженной концентрацией. Я уже говорил о мантрах во второй главе в связи с мантра-йогой, и они также важное средство в арсенале практикующего тантриста.
Практика мантры
Под влиянием тантры древняя практика мантры превратилась в весьма сложную технику. Тантрические учения еще известны как мантра-шастры, поскольку их излюбленным предметом является «наука знания мантр» (мантра-видья). Тантрический буддизм Тибета известен как Мантраяна. Само слово мантра эзотерически истолковывается произведением его от слов манана («мышление») и трана («освобождение»). Иными словами, мантра есть потенциальная форма мышления, орудие сознательного помысла.
Поскольку мантра является выражением более развитого сознания, она дарует уникальную связь с этим высшим уровнем. По этой причине она не только делает путь к высшему сознанию более ясным, устраняя мешающие мысли, но ее постепенное встраивание в сознание толкает оное по направлению к этому состоянию [488].
В общем, мантры — это звуки, наделенные сверхъестественной силой. Агехананда Бхарати, монах ордена дашанами с тантрическим уклоном, заметил, что мантры способны служить трем целям [489]. Их можно использовать для умиротворения сил вселенной, чтобы предотвращать неприятные впечатления и способствовать ощущениям приятным, обретения чего-либо посредством чародейства и отождествления себя с определенной стороной реальности (наподобие некоего божества) или с самой Реальностью.
Как подчеркивают Тантры, мантры — не досужая выдумка. Они открылись йогическим подвижникам в их возвышенных состояниях сознания, и действенность мантр зависит исключительно от должного посвящения (дикша). Согласно эзотерическим традициям Индии простое повторение исходной мантры ом, например, не возымеет никакого животворного действия, покуда ее твержение не инициирует знающий учитель. Как утверждает Кула-арнава-тантра (глава 11), есть бесчисленное множество мантр, которые лишь отвлекают ум. Для того, чтобы мантра принесла плоды, она должна удостоиться благословения учителя. Повторение мантры, которую вы где-то подслушали или выведали обманным путем либо случайно, как считают, приведет вас лишь к несчастью.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Энциклопедия йоги"
Книги похожие на "Энциклопедия йоги" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Георг Ферштайн - Энциклопедия йоги"
Отзывы читателей о книге "Энциклопедия йоги", комментарии и мнения людей о произведении.