Георг Ферштайн - Энциклопедия йоги

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Энциклопедия йоги"
Описание и краткое содержание "Энциклопедия йоги" читать бесплатно онлайн.
Автор книги, Георг Фёрштайн, известный, в широких кругах, своими научными трудами и произведениями, посвященными йоге. Книга "Энциклопедия йоги" - результат почти тридцатилетней научной-исследовательской и практической работы автора в данной области. Структурное и целостное изложение основ йоги, научных исследований и открытий, связанных с ее традицией большой вклад в популяризацию йоги. В книге рассматривается развитие практики йоги начиная с ведийской (Ведической) эпохи и заканчивая временами тантры и хатха-йоги, иллюстрируя повествование отрывками из основополагающих трудов по йоге автор раскрывает все тонкости практики. Материал изложен доступно и просто, сочетая научный подход и духовное восприятие, что позволяет рекомендовать эту книгу преподавателям йоги и телесно-ориентированных психотехник, специалистам в области истории религий, философии, психологии, теологии и культурологии, и менее подготовленным читателям, ищущим свой путь к самопознанию.
Некоторые школы мысли говорят о чакрах вне сахасрары, соответствующих различным уровням запредельного познания. Так, например, шиваитские Агамы ссылаются на так называемую двадаша-анта (пишется двадашанта) — локус, который расположен в соответствии со своим названием «двенадцатью пальцами» выше макушки головы. Такое представление, несомненно, является следствием некоторых продвинутых йогических опытов и может быть понято лишь при переживании подобного опыта.
То же самое относится и к редко встречаемому понятию «проводника бессмертия» (амрита-нади), о котором говорил Рамана Махариши, мудрец из Тируваннамалая, что в Южной Индии, и позже — западный подвижник Да Фри Джон [482]. Последний описывает этот потаенный капал как «лоно» сушумна-нади. Ои проявляется лишь после достижения полного просветления, иначе сахаджа-самадхи, когда создастся связь между восходящим сушумна-нади и тонким центром в области сердца. Да Фри Джон пишет:
Это подобно тому, как если бы между глубоким центром верхнего витка (средний мозг до макушки) и глубоким центром нижнего витка (ниже и позади пупка) протянулась линия света. Не только сахасрара, но все тело становится полным Света или Сияющего Блаженства. Вся эта Полнота предстает отражением Сердца [то есть запредельного Я]. Все это и есть Амрита Нади [483].
Узлы и жизненно важные точки
Классическая литература по хатха-йоге также знакома с «узлами» (грантхи), или биоэнергетическими препонами, которые действенно препятствуют подъему жизненной силы, а значит, и кундалини-шакти вдоль позвоночного столба. Первый узел, именуемый брахма-грантхи, находится в центре основания или пупочном центре; вишну-грант-хи расположен в области горла, а рудра-грантхи — в центре между глаз. Эти узлы должна развязать жизненная сила, чтобы кундалини могла беспрепятственно двигаться к макушечному центру. В текстах также говорится об узле или узлах в сердце, которые, прежде всего, образуют сомнения (такие, как сомнение в существовании нематериальной реальности или неверие в собственные силы).
Некоторые позднейшие труды по хатха-йоге признают существование психосоматических местоположений жизненной энергии, которые называются марманами. Это уязвимые точки в теле, которые особо важны для здоровья человека. Они заряжены биоэнергией высокого потенциала, и здесь появг ются местные заторы, которые следует устранять посредством концентрации и управляемого дыхания, как учит, например, Кшурика-упанишада.
Змеиная сила (кундалини-шакти)
Наиболее значимым аспектом тонкого тела является психодуховная сила, известная как кундалини-шакти. Что это за таинственна» сущность в человеческом теле? В метафизическом плане кундалини представляет собой микрокосмическое проявление первородной Энергии, или Шакти. Это всеобща? Сила, так как она связана с ограниченным телом-умом. Порой ее неправильно истолковывают исключительно как некое «Насилие» и тем самым обычно противопоставляют принципу любви. Но, как заметил уже давно сэр Джон Вудрофф, Шакти есть Сила, или космическая Мощь, и как таковая является Блаженством (ананда), Сверхсознанием (чиm) и Любовью (према) [484]. Некоторые авторитеты величают ее «Божественным Разумом».
Поэтому в некотором смысле словосочетание «энергия кундалини» неверно, поскольку мы тем самым склонны видеть в энергии некую нейтральную физическую силу. Слово шакти, напротив, несет в себе нечто значительно более положительное и созидательное. Прежде всего, шакти — это сознательная, разумная сила. Как бы там ни было, стало общеупотребительным использовать слова «сила» и «энергия» в качестве синонимов.
Слово кундалини означает «свернутая» и указывает на то обстоятельство, что кундалини, или кундали, представляется дремлющей змеей, свернувшейся в три с половиной оборота вокруг фаллоса (лингам) в низшем биоэнергетическом центре человеческого тела. Эта змея загораживает центральный канал своей пастью в области первого узла. Подобная символика просто указывает на то, что кундалини обычно находится в состоянии сна или латентности.
Как уже упоминалось, в человеческом теле первородная Энергия разделена на потенциальную энергию (то есть недифференцированную кундалини-шакти) и кинетическую энергию (то есть дифференцированную прану или прана-шакти). Путем регулирования потока праны можно мобилизовать потенциальную энергию, что приведет к широко известному явлению пробуждения кундалини. Поэтому прана используется для приведения в движение дремлющей энергии кундалини. Положение здесь напоминает бомбардировку частицами высокой энергии атомного ядра, что дестабилизирует атом и ведет к высвобождению огромной энергии.
Посредством регулируемого дыхания, когда жизненная сила (прана) вытесняется из левого и правого нади и направляется в срединный канал, происходит пробуждение «спящей красавицы». Часто данный процесс истолковывают как разогрев кундалини, и это можно уподобить запуску механизма ядерной реакции посредством взрыва обычной бомбы. То, что подобное сравнение не слишком большое преувеличение, видно из описания Гопи Кришной самого момента пробуждения кундалини, которое, по меньшей мере субъективно, воспринимается как выброс энергии:
Внезапно вместе с гулом, подобным реву водопада, я ощутил проникновение в мой мозг через позвоночник потока текучего света. Совершенно не готовый к такому повороту событий, я был застигнут врасплох; но мгновенно совладав с собой, я остался пребывать в прежней позе, удерживая свой ум сосредоточенным. Сияние внутри становилось все ярче, гул все громче, и меня стало словно раскачивать, а затем я почувствовал, как покидаю свое тело, весь окруженный ореолом света [485].
В случае с Гопи Кришной это переживание было неожиданным и неуправляемым. Цель же тантра-йоги и хатха-йоги заключается в создании контролируемых условий для таких случаев, чтобы практикующий не пострадал от разрушительных побочных воздействий, которые пришлось испытывать Гопи Кришне и изрядному числу других медитаторов, а также и не-медитаторов. Проявления нечаянно и неверно пробужденной кундалини могут быть достаточно серьезными — от мучительных головных болей до психозов.
Согласно традиционной модели при пробуждении дремлющей кундалини-шакти она устремляется к макушечному центру, где происходит блаженное слияние Шивы и Шакти. Здесь неявно выражено представление о том, что кундалини полностью высвобождается и что тело йогина теперь поддерживается посредством «нектара» (пирита), который течет из места слияния двух полюсов Реальности. Западные исследователи кундалини-йоги находят эту модель трудной для восприятия и предпочитают иные решения на основе законов физики.
Здесь вполне может соперничать модель, сравнивающая тело с двуполюсным магнитом. Напряженная концентрация и регуляция дыхания ведут к «перенасыщению», которое вызывает процесс наведения индукции в статическом поле (то есть в муладхара-чакре).
Иными словами, из этой чакры начинает течь жизненна энергия. Энергия, которая при этом высвобождается, эквивалентна воздействующей энергии, хотя и «противоположного» вида, и при этом не истощает себя.
Любопытные физически явления, связанные с пробуждением кундалини, наподобие ощущения жара, света звука, давления и даже бола не следует путать с самой кундалини. Так, американский психиатр Ли Саннелла обозвала сами эти феномены одним словом «физио-кундалини» [486]. Данный аспект кундалини можно истолковать с позиции нейрофизиологии. и модель, предложенная Айзеком Бентовом и использованная Саннеллой, является наиболее разработанной из ныне существующих. Бентов рассматривав процесс кундалини с механической точки зрения, согласно которой тело, особенно сердце и череп, содержит системы из стоящих электромагнитных волн. Им отводите? роль пусковых механизмов, которые заставляют мозг создавать своего рода зрительные, слуховые и иные чувственные ощущения, обычные для пробуждения кундалини. Несомненно, большинстве психических и мистических явлений имеют физиологическую основу, но вне таких физиологических проявлений кундалини покоится таинственный мир кундалини как Сознания-Блаженства.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Энциклопедия йоги"
Книги похожие на "Энциклопедия йоги" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Георг Ферштайн - Энциклопедия йоги"
Отзывы читателей о книге "Энциклопедия йоги", комментарии и мнения людей о произведении.