Сергей Трубецкой - Сочинения

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Сочинения"
Описание и краткое содержание "Сочинения" читать бесплатно онлайн.
Настоящий том Сочинений известного русского философа С. Н. Трубецкого (1862–1905) включает основное его произведение по истории античной философии «Учение о Логосе в его истории» и две небольшие работы — «О природе человеческого сознания», «Основания идеализма», в которых глубоко раскрываются собственные философские взгляды мыслителя, так называемый конкретный идеализм.
347
Ср. Сенеку, Epist. IX, 9.
348
Ср. отзывы Плутарха об Аркесилае adv. Colot. 26 и об Антиохе.
349
Ср. Volkmann, Leben, Schriften und Philosophie d. Plutarch von Chaeronea (1869) II, 14 сл. и R. Heinze, Xenocrates (1892) Гейнце, может быть, даже преувеличивает отчасти количество заимствований. Напр., он думает (с. 34), что самая философская аллогоризация мифа Озириса и Изиды заимствована Плутархом — если не в подробностях, то в общем, — предположение, едва ли имеющее уважительные основания.
350
De def. orac. 35 ср. de E 8.
351
Ср. Quaest. plat. IV.
352
De animae procr. 7.
353
De an. procr. 6, 7, 21, 23-6, 33.
354
«Что касается до числа миров, — продолжает Плутарх, — то я не стал бы настаивать, что их именно столько (т. е. 5). Но то мнение, согласно которому число миров полагается большим одного и вместе признается ограниченным, а не беспредельным, представляется мне не менее разумным, чем оба эти мнения, с одной стороны, ввиду того что материя, делимая и рассеивающаяся, по своей природе, не есть нечто пребывающее в единстве: а с другой стороны, ввиду того что разумное начало (логос) не допускает ее рассеиваться в бесконечность. Впрочем, здесь уместнее, чем где-либо, воздержаться от излишней уверенности и, припомнив Академию, удержаться на скользкой почве вопроса о бесконечности миров» (De def. orac. 37).
355
De Iside 53 ή γαρ Ϊσίξ εστί το τήε φύσεως Οήλυ, και Οεκτικόν απάσης γενέσεως καυό τιυήνη και ηανδεχής νπο τον Πλάτωνος υπό δε πολλών μυριώνυμος κέκληται, δια το πάσας υπό του λόγου τρρπομένη μορφύς οέχεσβαι και ιδέας [68].
356
Ib. 49. Тифон есть злая, неразумная душа мира — της ψυχής το παΟητικύν και τιτανικόν και αλογον και έμπληκτον του δε σωματικού το επίκηρον και νοσώδεξ και ταρακτικόν άωρίαις και Ουσκρασίαις и т. д. [69]
357
Ср. de E apud Delphos, 18.
358
Quaest. plat.II, 1 1001 А сл: ή δ' από γβννήσαντος αρχή καί ούναμις εγκέκραται τω τεκνωΟέντι και συνέχει την φύσιν απόσπασμα και μόριον ουσαν του τεκνώσαντος. eπei τοίνυν ου πβπλασμένοις ό κόσμος ουδέ συνηρμοσμένοις ποιήμασι ΐοικβν, αλλ' euml;veo-n ούτω μοίρα πολλή ζωότητος και Οειοτητος, ην ό Oeocirc;g ένκατέσπειοβν αφ εαυτού τη ΰλή και κατέμιξεν, ϊικότως άμα πατήρ τε του κόσμου, ζώου γεγονότος και ποιητής επονομάζεται[71]
359
Ос Is. 62. «Евдокс сообщает, что, согласно египетской мифологии, Зевс (Озирис) не мог ходить, родившись со сросшимися голенями, и от стыда пребывал в уединении. Илида же, разрезав и разделив эти члены его тела, дала ему способность ходить, правильно переступая ногами. Этим миф указывает, что божественный разум и логос, сам по себе углубленный в невидимую и сокровенную область, перешел к генезису в силу движения».
360
Det. огас. 29 (426 ВС), de Is. 66.
361
Adv. Colot. 27.
362
De Е, 4 и 21; Pyth. or. 12; Def. or. 7 и 42. Срв., однако, об Артемиде, которая отожествляется с луною quaest. conv. III, 10, 3.
363
См. особенно De def. orac., De Pythiae oraculis. De Iside, passim.
364
В жизнеописании Кориолана (гл. 38) мы находим попытку критики: идолы могут потеть, источать кровь и слезы (ср. De Pyth. orac. 8), могут издавать стоны, знаменуя волю богов, но говорить членораздельною речью они не могут, поскольку надлежащих органов для сего они не имеют! Если же и о таких событиях мы имеем неопровержимые исторические свидетельства, то подобные явления следует объяснять галлюцинациями, вызванными свыше.
365
Ср., напр., de Is. passim, где мы находим, между прочим, следующее определение мифа (20) о μΰθος… λόγου τινός εμφασίς (отражение) εστίν ανά κλώντος έπ αλλά την διάνοιαν [74]. Примеры см. у Zeller'a III, 2, 198, сл. таким образом, напр., объясняется зверопоклонство египтян: животные суть символы богов (Is. 72), так, крокодил есть μίμημα θεοΰ (Is. 75)[75].
366
De Is. 25, 27, 30; Def. or. 10, 16 и 20; Gen. Socr. 16, 22; Romul. 28.
367
De def. or. 13, de Is. 26. Ср. «жизнеописания» Диона 2.54, Брута 36, Цезаря 69 и др. Zeller II, 2, 177, 6.
368
Ср. Zeller III, 2, 178.
369
Apulei, De deo Socr. 15 nam quodam signiticatu et ariimua humanus eliara nunc in corpore situs δαίμων nuncupatur [76] и т. д.
370
Ср. Plut., Do genio Socr. 22 и De facie lunae 28.
371
Ср. Apul., De deo Socr. 9 и 13.
372
Plut. def. or. 11; 13 (ή δαιμόνων φύσις έχουσα και πάθος θνητοΰ και ΰεοΰ δύναμιν) [77]; 16, 17 сл. В диалоге о демоне Сократа душа является демоном или частью демона, погрязшего в теле, а самый демон — душою, свободной от всего телесного. В De facie quae in orbe lunae apparel самые субстанции души и духа представляются различными: одна имеет лунную, другая — солнечную природу.
373
De vilr. moral. 4. ηθος, нравственность, есть свойство неразумной части души, образованной разумом (το αλογον υπo του λόγου πλαττόμενον), «причем разум вовсе не желает совершенно уничтожить страсть (το πάθος), что и невозможно и нежелательно, а только положить ей известный предел и порядок; нравственные добродетели, образованные разумом, не суть виды апатии или бесстрастия, а результат соразмерения противоположных страстей» (συμμετρίαι και μεσότητ.ες naθuv).
374
См. выше, стр. 216.
375
См. мою статью «Религия» в Энц. словаре Брокгауза и Ефрона.
376
Радикальная критика отвергает подлинность Ис. 19 (особ. ст. 16–25), хотя та интерполяция, посредством которой она предлагает объяснить происхождение этого текста (в 170 г., т. е. после составления канонического собрания пророков!), во всяком случае менее вероятна, чем простое признание подлинности, которая защищается такими компетентными критиками, как Кюнен, Вильдбоэр, Die Litleratur des A. T. 1895 (170), Корниль, Einleitung in das А. Т стран. 145 и другие, — чтобы не называть критиков более консервативных. Ср. Cornill I 46, об Ис. 11 и 138 сл., об Ис. 2, 3 (Мих. 4, 1–3).
377
О Соф. 2, 11 и 3, 9 и об Авв. 2, 14, ср. Budde, в Studien u. Kritiken 66, 383 сл. (1893) и Cornill, 195, 197.
378
По Иеремии (25, 11; 29, 10) — 70 лет, по Иезекиилю — 40 (4, 6); самое пленение продолжалось 48 лет.
379
Правда, некоторые критики, как Stade (Gesell, d. V. Isr. II, 209 cл.), Hakmann (Zukunflserwartung d. Iesaia 1893, 125—6), Cheyne (Introd. to the bookoof Isaiah 1895), Marti (Gesch. der isr. Religion 1897, 191) и др., признают позднейшее происхождение этих пророчеств; но, по справедливому замечанию Cornill'я (Einleitung d. А. Т., 1896, 14, 6 cл.), именно эти места характерно отличаются от позднейших пророчеств о Мессии, и все развитие еврейского мессианизма становится непонятным, если не видеть начала его до пленения. Подлинность означенных мест признают также Smend (Lehrb. d. Alltest. Religionsgesch. 1893, 218 сл.). Wellhausen (Israel, u. Jud. Gesch., 126) и Robertson Smith (The prophets of Israel, 302 сл.). Ср. также Dillmann, D. Proph. Iesaia 1890 и Mangold, Iesaia u. seine Zeit., 1898, 41). Крайним представителем «гиперкритики» является Volz (die vorexil, lahweprophelie u. d. Messias 1897), который путем смелых диссекций отрицает подлинность всех мессианических текстов до пленения и видит в Мессии исключительно политический идеал, искажая смысл не только религиозной истории, но и политического самосознания евреев.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Сочинения"
Книги похожие на "Сочинения" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Сергей Трубецкой - Сочинения"
Отзывы читателей о книге "Сочинения", комментарии и мнения людей о произведении.