Александра Ленель-Лавастин - Забытый фашизм: Ионеско, Элиаде, Чоран

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Забытый фашизм: Ионеско, Элиаде, Чоран"
Описание и краткое содержание "Забытый фашизм: Ионеско, Элиаде, Чоран" читать бесплатно онлайн.
Национальный вопрос особенно болезнен для стран, претерпевших национальное унижение. Таким унижением было поражение фашистской Румынии во Второй мировой войне. Одним из способов восстановления национального престижа является воздвижение на пьедестал исторических героев нации. Для Румынии ими стали выдающийся ученый М. Элиаде, известный публицист Э. Чоран и драматург с мировым именем Э. Ионеско.
Автор книги, не умаляя их профессиональных заслуг, сосредоточивает внимание на социально-политических взглядах, гражданской позиции в трагичные для страны годы фашизма. Доказывая на огромном фактическом материале их профашистские настроения, А. Ленель-Лавастин предостерегает современные поколения от некритической эйфории в отношении «великих румын», способной объективно привести к поддержке обретающего силу неофашизма.
Книга написана живым, ярким, нередко полемичным языком и предназначена для широкого круга читателей.
278
Cioran E. L’Allemagne et la France ou les illusions de la paix (Рождество 1933), op. cit.
279
Ibid.
280
Cioran E. Renoncement à la liberté // Vremea, 21 мар. 1937.
281
Э. Ионеско объясняет все это в своей книге бесед «Entre la vie et le rêve», op. cit. P. 18.
282
Buciu S. Un professeur de lycée dénommé Emil Cioran // Pour et contre Emil Cioran. Entre idolâtrie et pamphlet. Bucarest, 1998. P. 365. (текст написан Бачу в марте 1989 г.).
283
Cioran Е. La conscience politique de la jeunesse estudiantine // Vremea, 15 нояб. 1936; Le sacrifice des masses // Vremea, 5 апр. 1936.
284
Cioran Е. La conscience politique de la jeunesse estudiantine, op. cit.
285
Cioran E. La liquidation de la démocratie, op. cit.
286
Cioran E. Notre vide collectif, op. cit.
287
Cioran Е. Entretien avec Lea Vergine, op. cit. P. 12.
288
Cioran E. Le profil intérieur du Capitaine. Выступление на радиоконференцни программы Радио-Бухарест 27.11.1940. Опубликовано в «Glasul Strămoşesc» (Sibiu) 25.12.1940. Данный вопрос подробно рассматривается в главе VII настоящей работы.
289
Письмо М. Элиаде из Сибиу. 9.12.1935 // Письма оставшимся на родине. С. 549.
290
Письмо М. Элиаде от 4.4.1937 (из Брашова) // Ibid. P. 275.
291
Cioran E. Le profil intérieur du Capitaine, op. cit.
292
Ранее не издававшееся письмо К. З. Кодряну Э. Чорану. Опубликовано в «Buna Vestire» от 12.1.1941; по всей вероятности, попало в редакцию легионерской газеты не без помощи самого Чорана.
293
Cioran Е. À la veille de la dictature // Vremea, 21 февр. 1937.
294
Cioran E. Lettres à ceux qui sont restés au pays. P. 549.
295
Cioran E. La Transfiguration de la Roumanie. P. 106.
296
Ibid. P. 76, 108.
297
Ibid. P. 113.
298
Cioran E. La Transfiguration de la Roumanie. P. 173.
299
Ibid. P. 228.
300
Ibid. chap. IV, Le collectivisme nationale. P. 127.
301
Ibid. P. 111.
302
Ibid. P. 113.
303
Эта прямая отсылка к проблеме общины и общества (Gemeinschaft und Gesellschaft) встречается в «Преображении» на с. 115-117.
304
Radulescu-Motru С. Le Roumainisme catéchisme d’une nouvelle spiritualité, op. cit. P. 115-117.
305
Cioran E. La conscience politique de la jeunesse estudiantine, op. cit.
306
Письмо Чорана М. Элиаде 13.12.1937 (из Парижа) // Lettres... P. 277.
307
Ibid.
308
Cioran E. Cahiers (1957—1972). Op. cit. Запись от 27.10.1965. С. 310. Движение неоднократно именуется по-английски.
309
Данное разграничение было предложено П.-А. Тагиеффом. Taguieff Р.-А. (sous la dir. de.) L’antisémitisme de plume (1940—1944). Études et documents. Paris, 1999. P. 15.
310
По данным государственной переписи 1930 г., население Румынии составляло всего 18 млн. чел., в том числе «коренных» румын — 12,9 млн. чел. Помимо венгров (1,4 млн. чел.) и немцев (745 000 чел.) национальные меньшинства были представлены евреями (728 000 чел.), рутенами (582 000), русскими (409 000), болгарами (366 000), цыганами (262 000), турками (154 000), гагаузами (105 000). В стране проживали также в небольших количествах поляки, греки, армяне, чехи, словаки, татары.
311
Напомним, что румынские немцы подразделялись на две основные группы: саксонцев, лютеран, населявших Трансильванию с XII века, и швабов в Банате и районе Сату-Маре. католиков, попавших в Румынию в XVII в. В межвоенный период к ним добавились немцы Бессарабии, Буковины и Добруджи. Обзорная работа по данной проблеме: Castellan G. The Germans of Romania. Journal of Contemporary History, vol. 6, № 1, 1971. P. 52-75.
312
Cioran E. La Transfiguration de la Roumanie. P. 157.
313
Ibid. P. 128.
314
Ibid.
315
Cioran Е. La conscience politique de la jeunesse estudiantine.
316
Cioran E. La Transfiguration de la Roumanie. P. 132.
317
Эта и все предшествующие цитаты // Там же. С. 129.
318
В подобной атмосфере соответствующие практические действия не замедлили последовать: напомним, что первые антиеврейские законы были приняты правительством Гоги-Кузы в конце 1937 г.
319
Cioran E. La Transfiguration de la Roumanie. P. 129.
320
Ibid. P. 130.
321
Ibid. P. 130.
322
Klages L. Rhythmen und Runen. Nachlass von ihm selbst herausgegeben. Leipzig. 1944. S. 349 bzw. 330.
323
Cioran E. La Transfiguration de la Roumanie. P. 131.
324
Ibid. P. 130.
325
Ibid. P. 143.
326
Ibid. Р. 141.
327
Ibid.
328
Ibid.
329
Ibid. P. 133.
330
Ibid. Р. 131
331
Ibid. P. 133.
332
Ibid.
333
Ibid.
334
Ibid. P. 130.
335
Ibid.
336
Cioran E Un peuple de solitaires // La Tentation d’exister, op. cit. P. 70.
337
Cioran E. Mircea Eliade, Exercices d’admiration, op. cit. P. 129.
338
Неизданное письмо М. Элиаде Э. Чорану. помеченное июнем 1936 г. (дата не проставлена). Опубликовано в еженедельнике «22» (Бухарест), 24—30 июня 1997 г.
339
По свидетельству А. Палеолога. Воспоминания... С. 116.
340
Eliade M. Mémoire II, op. cit. P. 28.
341
Ibid. P. 36.
342
Eliade M. Commentaires sur un serment // Vremea, 21 февр. 1937. P. 2.
343
Eliade M. Mémoire II, op. cit. P. 33.
344
Ibid. P. 22.
345
«Dossier Mircea Eliade». Toladot / (Бюллетень Института им. д-ра Й. Немировера). Иерусалим № 1, январь-март 1972 г. Эта история подробно освещена в гл. X настоящей работы.
346
Nolo A. di. Mircea Eliade e l’antisemitismo // La Rassegna mensile di Israel, jan-feb. 1977; Jesi F. Culture di destra e religione della morte // Communita, apr. 1978.
347
Werblowski Z. «In Nostro tempore: On Mircea Eliade» // Religion. 1989. № 19. P. 134. Первое издание — по-немецки, в сборнике в честь М. Элиаде / H.-P. Duerr. Der Mitte der Welt. Frankfurt, 1984.
348
Ibid.
349
Сейчас дело обстоит совершенно по-иному; в 90-е годы появилось множество посвященных Элиаде критических работ в рамках даже его собственной дисциплины. Назовем в этой связи труды Даниеля Дюбюиссона и Ивана Стренски, Филиппа Боржо, Сеймур Кейн, Роберта Эджвуда, Витторио Лантернари, Т. Мак-Катчена, Мориса Олендера, Стивена Вассерстрома.
350
Eliade M. Mémoire II, op. cit. P. 35.
351
Назовем в этой связи статьи Адрианы Бергер, Раду Иоанида, М. Л. Риккетса, Нормана Мани, Матеи Калинеску и Виргила Немояну (США); Леона Воловичи (Израиль); Михая Дину Георгиу (Франция); Александра Флориана, Зигу Орня и Флорина Туркану (последний пишет сейчас новую биографию Элиаде) (см. библиографию, прилагаемую к настоящей книге). Историк религий сам в какой-то степени спровоцировал эту ситуацию, когда в конце жизни предложил Адриане Бергер привести в порядок свои библиотеку и архив. Его обеспокоило также проявленное М. Л. Риккетсом любопытство — но было слишком поздно. Правда, биография, написанная Риккетсом в 1988 г., рисовала Элиаде в достаточно благоприятном свете. Риккетс приезжал к Элиаде в Чикаго, чтобы получить недостающие сведения в области библиографии. В «Дневнике» Элиаде в записи от 5—8 марта 1984 г. читаем: «Он непрестанно задает мне вопросы. Есть области, в которых он разобрался лишь отчасти: например, обвинения или намеки на мой «фашизм» (антисемитизм) в 1938—1939 гг. Пытаюсь ему объяснить» // Отрывки из Дневника III. Париж, 1991. С. 131. Аналогичные замечания сделаны относительно А. Бергер. «Все время приходится проверять, все время — отвечать на вопросы А. Б.», — пишет он несколькими днями позже. В конце концов он пришел к выводу, что совершил «колоссальную ошибку, может быть, самую существенную за последние 25 лет, разрознив мою библиотеку, разрешив рыться в моих рукописях и разобрать мою переписку» (Риккетс, Адриана Бергер). Там же. С. 133.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Забытый фашизм: Ионеско, Элиаде, Чоран"
Книги похожие на "Забытый фашизм: Ионеско, Элиаде, Чоран" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александра Ленель-Лавастин - Забытый фашизм: Ионеско, Элиаде, Чоран"
Отзывы читателей о книге "Забытый фашизм: Ионеско, Элиаде, Чоран", комментарии и мнения людей о произведении.