Александра Ленель-Лавастин - Забытый фашизм: Ионеско, Элиаде, Чоран

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Забытый фашизм: Ионеско, Элиаде, Чоран"
Описание и краткое содержание "Забытый фашизм: Ионеско, Элиаде, Чоран" читать бесплатно онлайн.
Национальный вопрос особенно болезнен для стран, претерпевших национальное унижение. Таким унижением было поражение фашистской Румынии во Второй мировой войне. Одним из способов восстановления национального престижа является воздвижение на пьедестал исторических героев нации. Для Румынии ими стали выдающийся ученый М. Элиаде, известный публицист Э. Чоран и драматург с мировым именем Э. Ионеско.
Автор книги, не умаляя их профессиональных заслуг, сосредоточивает внимание на социально-политических взглядах, гражданской позиции в трагичные для страны годы фашизма. Доказывая на огромном фактическом материале их профашистские настроения, А. Ленель-Лавастин предостерегает современные поколения от некритической эйфории в отношении «великих румын», способной объективно привести к поддержке обретающего силу неофашизма.
Книга написана живым, ярким, нередко полемичным языком и предназначена для широкого круга читателей.
Eliade M. Le Pr Nae Ionescu, Trente ans après sa mort. К тридцатилетию со дня смерти // Prodomos (Fribourg), специальный выпуск, посвященный Н. Ионеску. 1970. Р. 1.
148
Vulcanescu M. Les tendances de la Jeune Génération // Criterion № 4, 1935. P. 5.
149
Sebastian M. Depuis deux mille ans; Comment je suis devenu hooligan, Bucarest, 1990. P. 273 (первое издание — 1934 г.)
150
Ionesco E. L’année littéraire 1934 et les autres // Critica (Bucarest), # 1, 7 февр. 1935. P. 2-3.
151
Cioran E. Nae Ionescu et le drame de la lucidité // Vremea, 6 июня 1937. P. 4.
152
Ал. Георге, в România literară (Bucarest), 1992. Плагиаты Нае Ионеску, который, обладая феноменальной памятью, приводил в своих лекциях почти наизусть целые главы из Шелера или Шпенглера, были изобличены в 30—40-х годах (Н. Багдасаром, Т. Вяну, З. Барбу), а затем подробно изучены в 90-е годы. Плагиаторство Ионеску доказал также преподаватель Клужского университета М. Петрю в послесловии к румынскому переводу монографии Underhill E. La Mystique.
153
Cioran E. Les continents de l’insomnie, op. cit. P. 99.
154
Ionescu N. Descartes, père de l’idéologie démocratique contemporaine (1921) // L’Inquiétude métaphysique, Bucarest, 1993. P. 96-97.
155
Ionescu N. Nous et catholicisme // Cuvântul 30.X.1930.
156
Ionescu N. Être un ‘bon Roumain’, Cuvântul, 30 окт. 1930.
157
Ionescu N. Préface. Depuis deux mille ans, Bucarest, 1990. P. 12. Во французском издании это предисловие отсутствует. Но его содержание и описание вызванных им споров содержатся в заключении переводчика (Paris. 1998. Р. 335-340).
158
Это вызвало его ссору с Н. Йорга; см. сборник Nicolae Iorga, Mircea Eliade, Nae lonescu, Bucarest, 1993. (составитель В. Рапяну). Нае Ионеску упрекал великого историка, в частности, в том, что тот недооценивает роль масс в политической жизни современного общества и продолжает придерживаться устаревшей концепции крестьянского государства.
159
Представление о названных идеологических аспектах дает также сборник Le Phénomène légionnaire, Bucarest, 1993. В нем опубликована серия лекций, прочитанных Нае Ионеску в 1938 г. в лагере Меркуря-Чук, куда он был помещен вместе со многими другими легионерами, в том числе М. Элиаде. Его политические теории в 1930-е годы развивались, что нашло отражение в многочисленных статьях, собранных затем в сборниках La Rose des vents (Bucarest, 1937), L’Inquiétude métaphysique (Bucarest, 1993), а также Entre journalisme et philosophie, где представлены статьи, опубликованные в Cuvântul в 1926—1938 годах (Яссы, 1996). Хорошее представление о доктрине Ионеску дает также ее краткое изложение политологом Г. Войку в книге, исследующей причины сохранения культа Ионеску в посткоммунистической Румынии. См.: Voicu G. Le Mythe Nae Ionescu, Bucarest, 2000.
160
Ionescu N. Préface. Depuis deux mille ans, op. cit. P. 22 (румынское издание).
161
Этот тезис подробно развивается на протяжении всей IV главы La Transfiguration de la Roumanie (1936). К данному вопросу мы вернемся ниже.
162
Eliade M. Un peuple sans mission?! // Vremea, 1 дек. 1935. P. 3.
163
Sebastian M. Depuis deux mille ans. P. 86 (французское издание).
164
Ibid. P. 50.
165
Многочисленные рассказы тех, кто лично знал Ионеску, приводятся в монографии Nae Ionescu dans la conscience de ses contemporains, Bucarest, 1998.
166
Eliade M. Послесловие 1937 г. к сборнику La Rose des vents, op. cit. P. 430.
167
Ibid. P. 429.
168
Vulcanescu M. Nae Ionescu tel que je l’ai connu, Bucarest, 1992. P. 147.
169
Cioran E. Nae Ionescu ou le drame de la lucidité, op. cit. P. 4.
170
Les continents de l’insomnie. P. 99-100.
171
Sebastian M. Depuis deux mille ans. P. 52
172
Eliade M. L’orthodoxie et le destin de la Roumanie // La Roumanie dans l’éternité II, Bucarest, 1990. P. 187. Этот текст представляет собой часть рукописи, состоящей в основном из компиляции политических статей, которую Элиаде собирался издать в Румынии в годы Второй мировой войны. В связи с приближавшимся поражением Рейха он отказался от этого проекта по очевидным причинам.
173
Ionescu N. Histoire de la logique (1929—1930), Bucarest, 1993. P. 149.
174
Eliade M. Послесловие 1937 г. к сборнику La Rose des vents, op. cit. P. 441.
175
Ibid. P. 444.
176
Eliade M. Salut, histoire, politique, op. cit.
177
Heinen A. Die Legion «Erzengel Michael» in Rumänien. München, 1986. S. 386.
178
Эти депутаты так и не участвовали в работе парламента. Как будет показано ниже, спустя непродолжительное время король Кароль II ввел в стране диктатуру.
179
Moscovici S. Chronique des années égarées. P. 131.
180
Stahl H. H. De la monographie comme utopie.
181
Об этих аспектах идеологии имеются работы на английском языке: Ioanid R. The Sword of the Archangel. Fascist Ideology in Romania (Меч Михаила-архангела. Фашистская идеология в Румынии) N. Y., 1990; Weber Е. Romania // European Right. University of California Press, Berkeley, 1965. P. 501-573; Weber E. Romania // Varieties of Fascism. Princeton, 1964. P. 96-105. Fischer-Galati S. Fascism in Romania // Native Fascism in the Successor States. (Фашизм в Румынии // Местный фашизм в странах — наследницах Австро-Венгрии). Santa Barbara, 1971. P. 112-157.
182
Codreanu C. Z. Circulaires et manifestes, Madrid, 1951. P. 199.’
183
Codreanu C. Z. Le Livret du chef de nid, Madrid, 1978. P. 70. (первое издание — Бухарест, 1933).
184
Heinen A. Die Legion «Erzengel Michael» in Rumänien. S. 324.
185
Codreanu C. Z. Pour les légionnaires, Bucarest, 1937.
186
Декларация, опубликованная Buna Vestire (Bucarest), 1937, 30 nov.
187
Eliade M. Mémoire II. (1937—1960). Les Moissons du solstice. P., 1988. P. 35.
188
Codreanu C. Z. Le Livret du chef de nid, op. cit. P. 70.
189
Eliade M. Mémoire II. P. 40.
190
Tharaud Jean et Jérôme. L’Envoyé de l’Archange. P., 1939. P. 2-3.
191
Сталь Г. Монография как утопия.
192
Там же.
193
Там же.
194
Кодряну К. З. Памятка руководителю гнезда. С. 4.
195
Codreanu C. Z. Le Livret du chef de nid, op. cit. P. 60.
196
Eliade M. Mémoire II. P. 35.
197
Codreanu C. Z. Pour les légionnaires. P. 457.
198
Codreanu C. Z. Le Livret du chef de nid, op. cit. P. 86.
199
Свидетельство М. Вулканеску позволяет внести очень ценные уточнения по поводу близости Ионеску и вождем Легиона: «Нет никаких сомнений в том, что он был прямым вдохновителем нескольких акций, проведенных некоторыми членами Железной гвардии... Правда состоит в том, что интеллектуальная фракция движения имела постоянные контакты с Н. Ионеску, что они часто обращались к нему за советом и просили его указать им темы для размышления и для борьбы». Вулканеску М. Нае Ионеску каким я его знал. С. 78, 101.
200
Ionescu N. Par-delà le marchandage // Cuvântul, 1938,5 февр.
201
События этого съезда восстановлены историком Z. Ornea. Les Années 30. L’extrême droite roumaine. P. 304-305.
202
Неизданное письмо М. Элиаде к Э. Чорану. Опубликовано в еженедельнике «22». Бухарест. 24—30.6.1997.
203
Eliade M. Les deux Roumanie // Vremea, 4 окт. 1936. P. 9.
204
Moscovici S. Chronique des années égarées. P. 136-137.
205
Cioran E. Mon pays // Messager européen, P., 1996. P. 66.
206
Cioran Е. La dictature et le problème de la jeunesse // Vremea, 7 окт. 1934.
207
Cioran E. La révolte des nantis // Vremea, 5 авг. 1934 (корреспонденция из Мюнхена).
208
Cioran E. Vers une autre Roumanie // Vremea, 17 февр. 1935 (из Берлина); эта тема непрерывно звучит в главе 4 «Преображения Румынии», озаглавленной «Национальный коллективизм» (с. 127-148). В издании 1990 г. данная глава опущена.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Забытый фашизм: Ионеско, Элиаде, Чоран"
Книги похожие на "Забытый фашизм: Ионеско, Элиаде, Чоран" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александра Ленель-Лавастин - Забытый фашизм: Ионеско, Элиаде, Чоран"
Отзывы читателей о книге "Забытый фашизм: Ионеско, Элиаде, Чоран", комментарии и мнения людей о произведении.