» » » » Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве


Авторские права

Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве

Здесь можно скачать бесплатно "Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство ООО «Издательство «Яуза», ООО «Издательство «Эксмо», год 2007. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве
Рейтинг:
Название:
Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве
Издательство:
ООО «Издательство «Яуза», ООО «Издательство «Эксмо»
Жанр:
Год:
2007
ISBN:
978-5-699-20867-8
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве"

Описание и краткое содержание "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве" читать бесплатно онлайн.



В преддверии Курской битвы перед ВВС Красной Армии были поставлены задачи по завоеванию полного господства в воздухе, изгнанию люфтваффе с поля боя и оказанию эффективного содействия наземным войскам в разгроме врага. Итог ожесточенных двухмесячных боев, казалось бы, однозначно свидетельствовал: поставленные перед «сталинскими соколами» цели были достигнуты, небо над Огненной Дугой осталось за советской авиацией. Однако подлинная цена этой победы, соотношение реальных потерь противоборствующих сторон долгое время оставались за рамками официальных исследований.

Как дорого обошлась нам победа? Какова роль люфтваффе в срыве попытки Красной Армии окружить орловскую и харьковскую группировки вермахта? Стало ли сражение над Курской дугой переломным моментом в ходе воздушного противостояния на советско-германском фронте? На эти и на многие другие вопросы вы найдете ответы на страницах этой книги.






14 и 15 августа ожесточенные бои на левом фланге Воронежского фронта продолжались. Несмотря на неоднократные атаки, все попытки противника прорваться к Богодухову с юго-востока были отбиты. Впрочем, фокус внимания немецкого командования все больше смещался западнее, где успешно развивалось наступление 6-й гвардейской армии, продвинувшейся за день 14 августа до 10 километров. Отметим, что задача армии генерала И. М. Чистякова заключалась не столько в срыве немецкого наступления на Богодухов, сколько в создании условий для ввода в полосе ее действия 1-й танковой армии. Забуксовавшая южнее Богодухова армия М. Е. Катукова, сместив направление своего удара западнее, могла, развивая наступление на Карловку, не только перехватить дорогу Полтава — Красноград, но и выйти на дальние подступы к самой Полтаве. Оценив возникшую опасность, командование группы Кемпфа начало перегруппировку своих сил для удара во фланг наступающим частям 6-й гвардейской армии.

Пока две дивизии 3-го танкового корпуса на протяжении 14 августа спешно готовились к этой операции, авиация 4-го воздушного флота, нанося практически беспрерывные удары группами до 20 бомбардировщиков, старалась задержать наступающие части армии И. М. Чистякова на участке Краснокутск — Богодухов. Всего экипажами 8-го авиакорпуса за день было выполнено 1103 самолето-вылета. При этом штаб корпуса отметил очередные личные рекорды некоторых частей и пилотов. Так, эскадра KG27 совершила в этот день свой 40000-й боевой вылет. Кроме того, своеобразный рекорд отметил и командир штурмовой эскадры SchG1 майор Альфред Друшель (Druschel Alfred), совершивший 900-й боевой вылет.

Противодействуя налетам вражеской авиации в районах Богодухов, Крысино, Мурафа, истребители 10-го иак силами 38 самолетов совершили 14 августа 139 вылетов. К сожалению, счет в воздушных схватках был явно не в пользу летчиков корпуса. Согласно оперсводкам 2-й воздушной армии, в 13 воздушных боях им удалось сбить всего три вражеских самолета (Ju-87, Bf-109 и FW-190) при потере 14 своих машин. 1 Як-1 и 4 Ла-5 были сбиты в воздушных боях, а еще 9 Ла-5 считались пропавшими без вести.

Отметим, что 235-я иад, потерявшая за два дня боев 8 истребителей, к исходу 14 августа насчитывала в своем составе всего 8 исправных самолетов. Кроме того, еще 14 «Лавочкиных» находилось в ремонте. Так как 235-я иад в результате понесенных потерь уже была не в состоянии «держать удар», 14 августа командование 10-го иак нацелило на борьбу за господство в воздухе 201-ю иад. Летчики этой дивизии продолжали обеспечивать сопровождение штурмовиков 5-го шак, взяв на себя также патрулирование на участке от Мурафы до Крысино. Однако, вступив в бои за господство в воздухе, подчиненные подполковника Владимирова понесли 14 августа столь же тяжелые потери, как и соседняя 235-я иад двумя днями ранее. По итогам дня, на свои аэродромы не вернулось 10 истребителей, 6 из которых принадлежали 13-му иап. К концу дня положение в 201-й иад было лишь немногим лучше, чем в 235-й иад. В 13-м и 236-м иап было в наличии всего 5 и 4 исправных самолета, тогда как в 437-м иап таковых имелось 12[344].

Значительные потери от действий немецких истребителей 14 августа понесли и штурмовики 5-го шак, лишившиеся в ходе всего 2 воздушных боев 12 Ил-2. Экипажи этих самолетов считались не вернувшимися с боевого задания. Кроме того, еще 4 штурмовика из корпуса Н. П. Каманина получили повреждения от зенитной артиллерии и совершили вынужденные посадки. Отметим, что потери соседней 291-й шад, совершившей в этот день 113 самолето-вылетов, составили 1 Ил-2, который сел на вынужденную посадку, а также 2 Як-1 из состава 737-го иап.

Немецкие источники подтверждают значительные успехи своей истребительной авиации в боях 13 и 14 августа. При этом, например 13 августа, все советские самолеты, засчитанные I и IV/JG51, I/JG54, составляли истребители, идентифицированные как Ла и ЛаГГ. Особенно отличились пилоты I/JG54 во главе с Вальтером Новотным, уничтожившие 14 самолетов противника. При этом на боевой счет командира группы было записано 9 побед, одержанных асом за один день. 14 августа пальма первенства в воздушных боях перешла к эскадре «Мельдерс», которая силами I и IV групп добилась 42 побед, 34 из которых составляли штурмовики Ил-2. 11 самолетов 14 августа сбили истребители I/JG54.

За день 14 августа на аэродромы 2-й воздушной армии не вернулось 30 самолетов, при этом 6 истребителей считались потерянными в воздушных боях, а остальные 24 самолета, включая 12 Ил-2,11 истребителей и 1 разведчик А-20В, пропали без вести (этот разведывательный «Бостон» стал жертвой Оскара Ромма (Romm Oskar) из 1./JG51). Кроме того, еще 5 штурмовиков совершили вынужденные посадки. Отметим, что из состава 331-й ночной авиаэскадрильи в ночь на 14 августа при бомбардировке скопления автомобилей в районе Ольшаны был разбит один из немногих доживших до Курской битвы бомбардировщиков СБ.

Подводя итог активной фазе воздушных боев с 12 по 14 августа, укажем, что потери 2-й воздушной армии за три дня составили 65 самолетов. При этом тяжело пострадали 5-й шак и 10-й иак. Особенно непросто пришлось истребителям, которые вынуждены были вести оборонительные воздушные бои против лучших немецких истребительных эскадр, нанесших 235-й и 201-й иад тяжелые потери, фактически обескровившие корпус. Командование 10-го иак отмечало, что его экипажам была поставлена непосильная задача по прикрытию боевых порядков многочисленных танковых соединений, сопровождению штурмовиков и бомбардировщиков, а также ведения борьбы за господство в воздухе. В итоге «истребители противника всегда имели возможность занять более выгодное положение для нападения, а наши истребители при патрулировании находились под постоянной угрозой подвергнуться нападению противника, обороняли себя от внезапных атак просмотром верхней полусферы, что приводило к ослаблению внимания за поведением бомбардировщиков противника и излишней нервозности летного состава»[345].

15 августа стало днем еще одного локального, но весьма острого кризиса, которыми столь изобиловала борьба в районе Харькова. 3-й танковый корпус силами частей дивизий «Рейх» и «Мертвая голова», силы которых оценивались советской стороной в 120 танков и около двух полков пехоты, нанес мощный удар на участке Коломак — Искровка, развернув наступление в северо-западном направлении во фланг 6-й гвардейской армии. Немецкие танки стремительно продвигались вдоль реки Мерчик, достигнув к 17:00 рубежа совхоз «Ковалевка» — совхоз «Аленовский». Части 6-й гвардейской армии вынуждены были с тяжелыми боями отходить в западном направлении, только к исходу дня заняв оборону по берегу реки Мерла. При этом, по донесениям штаба 6-й гвардейской армии, «авиация противника группами 20–40 самолетов непрерывно бомбардировала боевые порядки, тылы и коммуникации армии»[346].

Активные действия немецкой авиации были также отмечены в районе Котельва и Краснокутск. Боевые порядки 5-го гвардейского танкового корпуса подверглись ожесточенным налетам групп из 20–30 бомбардировщиков. Уже на следующий день соединение генерала А. Г. Кравченко вынуждено было окончательно перейти к обороне.

Роль авиации 2-й воздушной армии в боях тяжелого дня 15 августа оказалась минимальна. Было совершено всего 270 самолето-вылетов по сравнению с 542, имевшими место накануне. В итоге 291-я шад и 5-й шак смогли нанести за день всего один массированный удар силами 31 Ил-2, содействуя 6-й гвардейской армии в отражении вражеских атак. При этом было потеряно 2 штурмовика из состава 5-го шак, которые были сбиты огнем зенитной артиллерии.

Из-за тяжелых потерь 10-го иак к сопровождению 5-го шак была привлечена 256-я иад 5-го иак, до того действовавшая в полосе 27-й и 40-й армий. Между тем положение дел 15 августа в 10-м иак еще больше ухудшилось. Лишившаяся за день 5 самолетов 235-я иад пришла к концу дня с фатальными результатами. Так, в 239-м иап исправных самолетов к утру не было вовсе, в результате чего полк на протяжении всего дня боевой работы не вел. Всего же к исходу 15 августа в 201-й иад и 235-й иад оставалось в строю соответственно 15 и 8 исправных самолетов. Причем в 3-м гв. и 181-м иап из состава последнего было всего 1 и 5 готовых к бою истребителей. Техническому составу 239-го иап удалось ввести в строй 2 из 5 ремонтировавшихся Ла-5.

Действия 5-го иак в районе Мурафы и Богодухова 15 августа также не отличались особыми успехами. Так, например, 8-я гв. иад, не сбив ни одного самолета противника, потеряла в итоге 2 Ла-5, тогда как еще два самолета совершили вынужденную посадку. Оперсводки дивизии снова отметили в этот день действия немецких «охотников». Именно после их атак погиб младший лейтенант А. П. Волков, выбросился из горящего «лавочкина» старший лейтенант Б. А. Кукуруза и совершил вынужденную посадку младший лейтенант Дорошенко.

Среди летчиков 235-й иад, не вернувшихся 15 августа на свой аэродром, был младший лейтенант С. А. Михеев из 181-го иап, один из молодых пилотов, подававший большие надежды. За период с 3 по 11 августа С. А. Михеев сбил 3 бомбардировщика Ju-87. Однако поистине звездным днем стало для летчика 12 августа, когда его боевой счет пополнили 2 Ju-87, He-111 и Bf-109. При этом оба «юнкерса» и «мессершмитт» младший лейтенант С. А. Михеев сбил в результате одного воздушного боя. За успехи в воздушных боях отважный авиатор был представлен к ордену Великой Отечественной войны 1-й степени, но получить награду не успел.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве"

Книги похожие на "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Виталий Горбач

Виталий Горбач - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве"

Отзывы читателей о книге "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.