» » » » Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве


Авторские права

Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве

Здесь можно скачать бесплатно "Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство ООО «Издательство «Яуза», ООО «Издательство «Эксмо», год 2007. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве
Рейтинг:
Название:
Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве
Издательство:
ООО «Издательство «Яуза», ООО «Издательство «Эксмо»
Жанр:
Год:
2007
ISBN:
978-5-699-20867-8
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве"

Описание и краткое содержание "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве" читать бесплатно онлайн.



В преддверии Курской битвы перед ВВС Красной Армии были поставлены задачи по завоеванию полного господства в воздухе, изгнанию люфтваффе с поля боя и оказанию эффективного содействия наземным войскам в разгроме врага. Итог ожесточенных двухмесячных боев, казалось бы, однозначно свидетельствовал: поставленные перед «сталинскими соколами» цели были достигнуты, небо над Огненной Дугой осталось за советской авиацией. Однако подлинная цена этой победы, соотношение реальных потерь противоборствующих сторон долгое время оставались за рамками официальных исследований.

Как дорого обошлась нам победа? Какова роль люфтваффе в срыве попытки Красной Армии окружить орловскую и харьковскую группировки вермахта? Стало ли сражение над Курской дугой переломным моментом в ходе воздушного противостояния на советско-германском фронте? На эти и на многие другие вопросы вы найдете ответы на страницах этой книги.






Однако после недели успешного наступления продвижение советских армий в западном направлении приостановилось. Переброска в состав 4-й танковой армии соединений из состава группы армий «Центр» позволила немецкому командованию стабилизировать линию фронта на этом участке. Так, в частности, из резерва группы армий «Юг» была передана 7-я танковая дивизия. Из 2-й танковой армии прибыли части моторизованной дивизии «Великая Германия», а также 10-й моторизованной дивизии, которая 5 августа в спешном порядке произвела погрузку на железнодорожном узле Брянска. Через три дня выгрузившаяся в Ромнах дивизия своим ходом двинулась в район Ахтырки[347].

Тем временем части 27-й армии с 12 по 17 августа вели тяжелые бои в самой Ахтырке и вниз по течению реки Ворскла, пытаясь захватить плацдармы на ее правом берегу, одновременно расширяя прорыв силами 4-го и 5-го гвардейских танковых корпусов в южном направлении. Однако значительных успехов здесь достичь не удалось. Аналогично складывалась ситуация и на фронте 40-й армии, продвижение которой было приостановлено контратаками противника на рубеже Боромля — Тростянец. Все это время южнее Богодухова войска правого крыла Воронежского фронта вели ожесточенные оборонительные бои, в которых инициатива зачастую принадлежала немецкой стороне. Планы по окружению харьковской группировки противника становились все более неопределенными.

Решением Ставки 9 августа 5-я гвардейская танковая армия была передана в подчинение командования Степного фронта, что, по идее, должно было улучшить координацию действий войск в районе Харькова. Однако, как мы помним, удар эсэсовских дивизий 12 августа заставил армию генерала П. А. Ротмистрова вместо наступления в обход Харькова с запада вести тяжелые оборонительные бои юго-восточнее Богодухова. В то же время была предпринята попытка перенести направление наступления 1-й танковой армии на Полтаву, т. е. значительно западнее ранее планировавшегося, но она также была сорвана немецким ударом во фланг наступавшей 6-й гвардейской армии 15 августа.

Впрочем, несмотря на все эти неудачи, у командования Воронежского фронта имелись еще сильные аргументы для продолжения наступательных действий в лице 4-й гвардейской и 47-й армий, сосредоточившихся на правом фланге объединения Н. Ф. Ватутина. Первой в бой на участке между 38-й и 40-й армиями 17 августа была введена 47-я армия генерал-лейтенанта П. П. Корзуна. Она перешла в наступление из района Боромля, продвинувшись в первый же день на 10–12 километров. Успешное наступление армии П. П. Корзуна позволило не только осуществить опасное вклинение на левом крыле 4-й танковой армии, создавая непосредственную угрозу удара во фланг и тыл ахтырской группировке противника, но и способствовало выходу на рубеж реки Псел частей 38-й и 40-й армий.

Отметим, что одновременно с утра 17 августа планировалось развернуть решительное наступление частями 27-й армии в юго-западном направлении, а также взаимодействуя с 47-й армией, окружить крупные силы противника в районе Ахтырка, Тростянец, Олешня, Зеньков[348]. Для развития наступления на Зеньков предназначалась и 4-я гвардейскаяармия генерал-лейтенанта Г. И. Кулика. Однако удар, нанесенный утром 18 августа в районе Ахтырки, перевернул планы командования Воронежского фронта, как говорится, с ног на голову.

Не добившись решительного успеха в наступлении южнее Богодухова, командование группы армий «Юг» тем не менее не отказалось от тактики проведения относительно небольших, хорошо подготовленных операций, приносящих максимально возможный урон противнику. Сражение в районе южнее Богодухова создало условия для проведения такого рода операции по окружению частей 27-й армии силами 4-й танковой армии и группы «Кемпф», которая 16 августа была переименована в 8-ю армию. Замысел операции заключался в нанесении мощного удара силами 24-го танкового корпуса 4-й танковой армии из района южнее Ахтырки в юго-западном направлении на Краснокутск, где должны были соединиться с войсками дивизии СС «Мертвая голова» 8-й армии, наступавшей из района Любовка западнее Краснокутска.

Группировка 24-го танкового корпуса, основную ударную мощь которого составляла моторизованная дивизия: «Великая Германия», а также батальон «тигров», перешла в наступление утром 18 августа с рубежа Мошенка — Хухря.

После сильной артиллерийской и авиационной подготовки, смяв боевые порядки 166-й стрелковой дивизии 27-й армии, немецкие танки смогли прорваться на глубину свыше 20 километров в направлении Велико-Озерский и совхоза «Ударник». Несмотря на перевес противника, советская пехота мужественно обороняла свои позиции. Однако массированные удары авиации и отсутствие поддержки своих истребителей в первой половине дня сводили все усилия на нет. Характеризуя результаты налетов немецких бомбардировщиков по боевым порядкам 166-й стрелковой дивизии, документы 27-й армии свидетельствуют: «Большинство противотанковых средств (45-мм орудия, ПА, ДА и 408 ТИПТАП) с личным составом были разбиты и уничтожены авиацией, тягачи сожжены»[349]. Кроме того, КП дивизии, находящийся районе совхоза «Ударник», в течение почти двух часов подвергался непрерывной бомбежке с воздуха, в результате чего был сожжен автобус с оперативными документами соединения. К 14:00 противник достиг совхоза Ильичевка, а около 27 танков в 15:00 ворвались в Каплуновку. Разведсводки группы армий «Юг» так сообщали об этом успехе: «В районе действий 4 ТА сегодня наши войска перешли в наступление в юго-восточном направлении, быстро продвигаясь вперед. По последним данным, передовой отряд наших войск был у нп Каплуновка (20 км юго-вост. Ахтырка)»[350].

Наступление получило относительно сильную поддержку 8-го авиакорпуса. В боях первого дня приняли участие экипажи из состава I/JG51, II/KG27, III/KG4, а также I и III/StG77. Напомним, что к этому времени Юго-Западный и Южный фронты развернули наступление в Донбассе, а войска Степного фронта начали решительные бои непосредственно на подступах к Харькову. Все это требовало от командования 4-ого воздушного флота обеспечения надлежащей воздушной поддержки на этих участках фронта. Согласно дневнику боевых действий 8-го авиакорпуса, его основные усилия 18 августа были сосредоточены на поддержке наступления дивизий «Великая Германия» и «Мертвая голова», При этом экипажами соединения было выполнено 785 самолето-вылетов, из которых 359 и 151 приходилось на долю двухмоторных бомбардировщиков и «штук».

Очевидно, что удар противника застал врасплох как командование 27-й армии, так и командование Воронежского фронта. Согласно советским документам, воздушная обстановка в районе Ахтырки до обеда не отличалась особой напряженностью. Так, например, 291-я шад, продолжая начатое накануне дело, была в основном занята срывом немецких перевозок в районе станций Ковяги и Водяная. Вылетевшие в этот район две пары штурмовиков-«охотников» около 12:10 обнаружили на станции Водяная два немецких эшелона с танками, а также скопление пехоты. Снизившись до 300 метров, одна пара «илов» атаковала составы, а другая открыла огонь с бреющего по вражеским пехотинцам. Во время атаки в одном из эшелонов неожиданно произошел сильнейший взрыв, после чего начался не менее внушительный пожар. Не встретив противодействия, все 4 Ил-2 вернулись на свой аэродром. 5-й шак был также занят срывом перевозок, но намного севернее, в полосе наступления 38-й и 47-й армий в районе Лебедин.

Однако, начиная уже с полудня, по мере поступления сведений о продвижении противника действия истребителей и ударных самолетов 2-й воздушной армии существенно активизировались. Так, экипажами 202-й бад в ходе 56 самолето-вылетов было нанесено несколько бомбардировочных ударов по скоплению войск противника на западных окраинах Ахтырки, а также около переправ через реку Ворскла. При этом одна из девяток дивизии боевого задания не выполнила из-за отсутствия истребителей сопровождения 5-го иак.

Намного активнее действовала штурмовая авиация 2-й воздушной армии, уничтожившая и повредившая за день, по докладам экипажей, 14 танков и 83 автомобиля. Наибольшая нагрузка выпала на долю авиаторов 291-й шад, истребители и штурмовики которой выполнили 131 самолето-вылет, что практически в 2 раза больше показателей 5-го шак, совершившего 70 вылетов. Оперсводки 291-й шад особенно отмечают — на один исправный Ил-2 пришлось 5 вылетов со средней нагрузкой в 310 килограммов. Потери штурмовиков 18 августа были невелики — дивизия А. Н. Витрука недосчиталась 1 Ил-2, а также 3 Як-1 из состава 737-го иап, в то время как 5-й шак потерял 5 Ил-2, два из которых столкнулись над целью.

Надо сказать, что эти данные хорошо соответствуют немецким, согласно которым пилотами I/JG51 в воздушных боях было сбито 4 Ил-2, 1 Як-1 и 5 Пе-2. Лишь количество побед над бомбардировщиками оказалось завышено в 2,5 раза. На самом деле потери 202-й бад составили всего 2 Пе-2. Согласно советским документам, около дюжины FW-190 атаковали группу бомбардировщиков 202-й бад, шедшую под прикрытием Ла-5 8-й гв. иад. Воздушный бой велся в основном между истребителями, однако несколько «фокке-вульфов», неожиданно зайдя снизу сзади, смогли сбить пару «пешек». Напомним, что за период с 1 по 11 августа экипажи 202-й бад провели всего три воздушных боя, в которых был подбит 1 Пе-2. Начиная с 11 августа и до конца месяца воздушная обстановка заметно накалилась. Группы бомбардировщиков все чаще подвергались атакам вражеских истребителей. Так, до конца августа было зафиксировано уже 20 воздушных боев, в которых 202-я бад потеряла 10 самолетов[351].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве"

Книги похожие на "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Виталий Горбач

Виталий Горбач - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве"

Отзывы читателей о книге "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.