Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве"
Описание и краткое содержание "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве" читать бесплатно онлайн.
В преддверии Курской битвы перед ВВС Красной Армии были поставлены задачи по завоеванию полного господства в воздухе, изгнанию люфтваффе с поля боя и оказанию эффективного содействия наземным войскам в разгроме врага. Итог ожесточенных двухмесячных боев, казалось бы, однозначно свидетельствовал: поставленные перед «сталинскими соколами» цели были достигнуты, небо над Огненной Дугой осталось за советской авиацией. Однако подлинная цена этой победы, соотношение реальных потерь противоборствующих сторон долгое время оставались за рамками официальных исследований.
Как дорого обошлась нам победа? Какова роль люфтваффе в срыве попытки Красной Армии окружить орловскую и харьковскую группировки вермахта? Стало ли сражение над Курской дугой переломным моментом в ходе воздушного противостояния на советско-германском фронте? На эти и на многие другие вопросы вы найдете ответы на страницах этой книги.
Надо сказать, что эти данные хорошо соответствуют немецким, согласно которым пилотами I/JG51 в воздушных боях было сбито 4 Ил-2, 1 Як-1 и 5 Пе-2. Лишь количество побед над бомбардировщиками оказалось завышено в 2,5 раза. На самом деле потери 202-й бад составили всего 2 Пе-2. Согласно советским документам, около дюжины FW-190 атаковали группу бомбардировщиков 202-й бад, шедшую под прикрытием Ла-5 8-й гв. иад. Воздушный бой велся в основном между истребителями, однако несколько «фокке-вульфов», неожиданно зайдя снизу сзади, смогли сбить пару «пешек». Напомним, что за период с 1 по 11 августа экипажи 202-й бад провели всего три воздушных боя, в которых был подбит 1 Пе-2. Начиная с 11 августа и до конца месяца воздушная обстановка заметно накалилась. Группы бомбардировщиков все чаще подвергались атакам вражеских истребителей. Так, до конца августа было зафиксировано уже 20 воздушных боев, в которых 202-я бад потеряла 10 самолетов[351].
Несколько воздушных боев 18 августа провели и летчики штурмовой авиации, причем в некоторых из них пилоты Ил-2 выступали не обороняющейся, а атакующей стороной. Так, шестерка Ил-2 90-го гв. шап 4-й гв. шад, ведомая капитаном Ребезовым, дважды встречалась с группой из 10 Ju-87, сбив, по докладам пилотов, два немецких самолета. В этот же день 7 Ил-2 809-го шап из состава соседней 264-й шад под командованием старшего лейтенанта В. Ф. Зудилова (Герой Советского Союза с 2.8.44) в районе Великий Истороп, Ревки атаковали группу истребителей противника. Атака была проведена по всем «истребительным» канонам, сзади сверху, со стороны солнца. Кроме того, после первой атаки сверху пилоты Ил-2 «подныривали» под самолеты противника, атакуя их снизу. В итоге боя потери сторон, по данным 5-го шак, составили 1 Ил-2 и 2 FW-190.
Действия советских истребителей 18 августа также были отмечены рядом удачных схваток, хотя они, как экипажи штурмовиков и бомбардировщиков, начали активные действия только после полудня. Командование 2-й воздушной армии решило разделить силы истребителей по роду выполняемых боевых задач — 5-й иак использовался для сопровождения ударных самолетов, в то время как 10-й иак должен был вести борьбу за господство в воздухе.
Отметим, что к 18 августа боевой состав 10-го иак, после понесенных в середине августа тяжелых потерь, несколько укрепился за счет отремонтированных самолетов. Так, например, в 201-й иад на вечер 17 августа числился 31 исправный самолет и еще 8 машин требовало ремонта. А вот 235-я иад никак не могла прийти в себя после недавнего «нокаута». Накануне боев в районе Ахтырки в ее составе насчитывалось всего 11 исправных и 9 требующих ремонта Ла-5. Недостаток материальной части заставлял летчиков корпуса действовать в основном в составе четверок. Но, как показали последовавшие вскоре события, численность не всегда является необходимым условием победы.
В основном боевая нагрузка в первый день боев под Ахтыркой выпала на пилотов двух полков: 236-го и 437-го иап 201-й иад, которые провели 14 из 19 воздушных боев 10-го иак, одержав 8 и 10 побед соответственно. Первые схватки в воздухе развивались практически по одному и тому же сценарию: внезапная атака наших истребителей, 1–2 поврежденных немецких бомбардировщика и далее затяжной бой с подоспевшими немецкими истребителями. Однако во второй половине дня, с выходом вражеских танков к населенному пункту Каплуновка (от которой расстояние до Краснокутска составляло около 8 километров), пилотам 236-го и 437-го иап удалось провести весьма эффективный бой, который был особо отмечен в документах армии.
Около 14:25 две группы самолетов Ju-87 предприняли налет на позиции советских войск в районе Каплуновка и несколько севернее в районе Высшевеселое. В это время над линией фронта патрулировали две группы 10-го иак — 4 Як-1 236-го иап и 3 Ла-5 437-го иап. Группа 437-го иап, ведомая штурманом полка капитаном В. Н. Орловым, атаковала восьмерку Ju-87, сбив три вражеские машины. При этом две победы, одержанные капитаном В. Н. Орловым в районе Высшевеселое — Запорожец, были подтверждены командованием 201-й иад, наблюдавшим этот бой с земли. Так же успешно дралась четверка Як-1 236-го иап, которая уничтожила в районе Каплуновка 2 Ju-87. Отметим, что окончание боя было весьма впечатляющим — младшие лейтенанты В. М. Воронюк и Н. И. Ветров из 236-го иап при помощи подоспевшего капитана В. Н. Орлова смогли подбить 2 Ju-87, заставив совершить их вынужденную посадку в 5 километрах северо-западнее Каплуновки, по всей видимости, на территории, уже контролируемой противником. Потерь в бою наши истребители не понесли, но их победу омрачила гибель в катастрофе младшего лейтенанта К. П. Фомичева из 437-го иап, у истребителя которого уже на обратном пути к аэродрому оторвался двигатель. В политдонесении 2-й воздушной армии этот бой отмечен особо, так как его свидетелями были не только наземные войска, но и местное население. В ознаменование успеха своих подчиненных командир 10-го иак издал специальный приказ, в котором объявил всем участникам боя благодарность.
18 августа также отличились и пилоты 235-й иад из состава группы старшего лейтенанта А. А. Мурашева 3-го гв. иап. В бою с группой Ju-87, по данным политотдела армии, уничтожила 4 немецких бомбардировщика, при этом сам А. А. Мурашев сбил 2 Ju-87. Политдонесения 2-й воздушной армии хранят отзыв свидетелей — офицеров 62-й гвардейской отдельной мотострелковой бригады, непосредственно следивших за этим боем с земли: «Мы наблюдали воздушный бой 4 Ла-5 с группой самолетов противника Ю-87 в количестве 25–30 самолетов. Особенно активно дрался один самолет Ла-5, как впоследствии стало известно, это был гвардии старший лейтенант Мурашев, он два раза врезался в группу бомбардировщиков и атаковывал их. При этом он проявил геройство и свое умение. Мы видели, как им было сбито 2 самолета Ю-87. В течение 2-х лет войны мы впервые видели проявление такого мастерства и мужества. В результате активного противодействия четырех Ла-5 бомбардировщикам противника, спасены сотни людей и машин»[352].
Данные политотдела несколько отличаются от данных, приведенных в оперсводках дивизии. Согласно им, старший лейтенант A. A. Мурашев сбил 1 Ju-87, в то время как его товарищи по полку уничтожили еще один Ju-87, а также FW-190. Как бы то ни было, подводя итог боевой деятельности 10-го иак за 18 августа, отметим, что его пилоты заявили об уничтожении 17 Ju-87, 1 He-111, 3 истребителей и двух разведчиков при потере 4 своих машин.
Хотя потери бомбардировщиков из StG77 были в три раза меньше заявленных советской стороной, нельзя не признать, что в ходе боев 18 августа группа III/StG77 действительно понесла чувствительные потери — 5 бомбардировщиков из состава 7-го отряда не вернулись на свои аэродромы, а один самолет из состава 8./StG77 получил повреждения. Дневник боевых действий 8-го авиакорпуса отмечает, что в ходе всего одного вылета 3 Ju-87 не вернулись на свои аэродромы — два «юнкерса» были потеряны безвозвратно, тогда как третий совершил вынужденную посадку с 40 % повреждений. По всей видимости, это был бомбардировщик, посаженный пилотами во главе с капитаном В. Н. Орловым.
Оба отважных летчика, отличившихся в боях 18 августа, — штурман 113-го гв. иап капитан В. Н. Орлов и командир эскадрильи 3-го гв. иап старший лейтенант A. A. Мурашев, одержавшие к августу 14 и 17 личных побед — 28 сентября 1943 года были удостоены звания Героя Советского Союза. К сожалению, жизнь капитана В. Н. Орлова оказалась недолгой: летчик погиб в воздушном бою 9 декабря 1943 года.
Не будет преувеличением сказать, что контрудар противника в районе Ахтырки был расценен в Ставке как своего рода пощечина. Действительно, владея инициативой и имея значительные резервы, генерал Н. Ф. Ватутин и его штаб «проморгали» сосредоточение под носом крупной танковой группировки противника. 24-й танковый корпус в первые часы наступления практически беспрепятственно смог продвинуться на расстояние до 25 километров, ворвавшись в тылы армии генерала С. Г. Трофименко. В ходе упорных боев немецким частям удалось к исходу дня овладеть Каплуновкой. При этом создалась реальная угроза выхода противника в район Колонтаев, что означало окружение двух советских танковых корпусов (4-го и 5-го гвардейских), действовавших в районе Котельва.
Попытка нанести поражение прорвавшимся немецким танкам была предпринята еще в первый день боев. Командующий 27-й армией отдал приказ о вводе в бой 4-го и 5-го гвардейских танковых корпусов с задачей нанесения удара с юга во фланг прорвавшемуся противнику. В 16:50 18 августа командующий Воронежским фронтом генерал Н. Ф. Ватутин издал приказ, требуя в свойственной для себя манере: «Силами 27 А, 6 гв. А, 1 ТА окружить и уничтожить прорвавшуюся группу противника…»[353].
На следующий день командование Воронежского фронта сосредоточило свои усилия на атаках по периметру образовавшегося на фронте 27-й армии вклинения противника. Для ликвидации кризиса были задействованы все имеющиеся поблизости силы, принадлежащие самым разным объединениям. С северо-востока сосредоточились части 1-й танковой, 4-й гвардейской и 27-й армий. Оборону на острие немецкого удара в районе Новой Одессы держала 6-я гвардейская армия, усиленная танкистами М. Е. Катукова. В предполагаемом немецким командованием «котле» 4-й и 5-й гвардейские танковые корпуса выдвинулись северо-западнее Котельвы для отражения немецкого удара в направлении Краснокутска и Колонтаева.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве"
Книги похожие на "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве"
Отзывы читателей о книге "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве", комментарии и мнения людей о произведении.