Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве"
Описание и краткое содержание "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве" читать бесплатно онлайн.
В преддверии Курской битвы перед ВВС Красной Армии были поставлены задачи по завоеванию полного господства в воздухе, изгнанию люфтваффе с поля боя и оказанию эффективного содействия наземным войскам в разгроме врага. Итог ожесточенных двухмесячных боев, казалось бы, однозначно свидетельствовал: поставленные перед «сталинскими соколами» цели были достигнуты, небо над Огненной Дугой осталось за советской авиацией. Однако подлинная цена этой победы, соотношение реальных потерь противоборствующих сторон долгое время оставались за рамками официальных исследований.
Как дорого обошлась нам победа? Какова роль люфтваффе в срыве попытки Красной Армии окружить орловскую и харьковскую группировки вермахта? Стало ли сражение над Курской дугой переломным моментом в ходе воздушного противостояния на советско-германском фронте? На эти и на многие другие вопросы вы найдете ответы на страницах этой книги.
Активные действия немецкой авиации отмечались не только в районе Богодухова, но и восточнее, на стыке 1-й танковой и 5-й гвардейских армий, где наносили удар дивизии «Рейх» и «Викинг». Здесь оборонялся 31-й танковый корпус, уже понесший серьезные потери в предыдущих боях в районе Борисовки, а также 32-й гвардейский стрелковый корпус 5-й гвардейской армии. Не выдержав немецкого натиска, советская оборона на этом участке дала трещину. Правофланговые части 5-й гвардейской армии отступили на северные окраины Крысино, откуда до Богодухова оставалось уже менее 7–8 километров. В это же время 31-й танковый корпус отошел из района Кияны, потеряв в бою своего командира, генерал-майора Д. Х. Черниенко.
Положение спасла 5-я гвардейская танковая армия, находившаяся в процессе передачи в состав Степного фронта и сосредоточенная во втором эшелоне за стыком армий М. Е. Катукова и A. C. Жадова. Вследствие отхода частей 32-го гвардейского стрелкового корпуса на Крысино, а также отступления 31-го танкового корпуса в северо-западном направлении танкисты генерала П. А. Ротмистрова оказались лицом к лицу с наступающими частями эсэсовцев, с которыми вынуждены были целый день вести тяжелые оборонительные бои на рубеже Александровка — Скосогоровка, Максимовка.
С расширением масштаба боев в районе Мурафы и Крысино командование 2-й воздушной армии сосредоточило здесь 10-й иак и 5-й шак. Действия штурмового корпуса были распылены. Часть из 115 своих вылетов авиаторы соединения выполнили на поддержку частей 27-й армии в районе Ахтырка и Тростянец. В результате сколько-нибудь массированных действий по боевым порядкам наступающего противника 12 августа отмечено не было. По результатам боевой работы за день экипажи генерала Н. П. Каманина доложили об уничтожении и повреждении всего 13 танков и 99 машин ценой потери одного штурмовика.
Части 8-го авиакорпуса 12 августа развили большую активность, совершив 1209 самолето-вылетов (1039 выполнили бомбардировщики и штурмовики). Часть из них по-прежнему приходилась против частей Степного и Юго-Западного фронтов. Тем не менее активность немецких экипажей в два раза превышала таковую подчиненных генерала С. А. Красовского, успевших выполнить 580 дневных вылетов. В пользу немецкой авиации говорит и тот факт, что бомбардировщики в основном наносили удар большими группами численностью до 70 машин.
В ходе этих налетов особенно пострадала 200-я танковая бригада, получившая из ремонта 12 танков и около 13:00 выступившая через высоту 184,5 в район Высокополье. Однако в районе высоты бригада подверглась налету самолетов Ju-87G, которые за короткий срок вывели из строя 8 Т-34. Оставшиеся четыре танка соединились с 6-й мотострелковой бригадой, заняв оборону в садах около Высокополья. Говоря об эффективности налетов немецких самолетов Ju-87G против наших танков, штаб 1-й танковой армии подчеркивал, что она была «неоспорима»[339].
Для летчиков 10-го иак задача противодействия налетам немецкой авиации оказалась весьма непростой. К этому времени корпус уже лишился порядка 30–35 % своей материальной части, располагая к исходу 11 августа приблизительно 110 истребителями. С учетом техники, находившейся в ремонте, количество боеготовых самолетов было еще меньше. Однако, как оказалось, для подчиненных генерала М. М. Головня главные испытания только начинались. Если накануне, 11 августа, было зафиксировано всего два воздушных боя, то уже на следующий день количество воздушных схваток составило 20. Особенно большая нагрузка выпала на пилотов 235-й иад, которые в ходе 14 воздушных боев заявили о 20 победах при 9 потерянных самолетах. Многие Ла-5 получили повреждения, в результате чего к исходу дня ее боевой состав насчитывал 35 самолетов, из которых исправных было всего 17. Полки 235-й иад больше напоминали собой усиленные звенья — в 181-м и 3-м гв. иап имелось по 6 исправных истребителей, а в 239-м иап таковых оставалось всего 5[340].
По сути, в ходе воздушных боев 12 августа, правда, в несколько меньших масштабах, имела место неоднократно повторявшаяся уже картина воздушного противостояния. Характеризуя работу немецких истребителей в этот день, оперсводки 2-й воздушной армии констатировали: «Отмечены действия пар „ассов“, которые из-за облаков и со стороны солнца производят внезапные атаки, после чего снова уходят за облака, не вступая в воздушный бой»[341]. Действительно, с перебазированием в состав 4-го воздушного флота новых групп действия немецких истребителей в полосе Воронежского фронта значительно активизировались. Противниками летчиков 10-го иак 12 августа стали пилоты групп I и IV/JG51, I/JG54, а также отряда 6./JG52, которые, действуя в районе Богодухова и Ахтырки, сбили, по немецким данным, за день около 26 советских самолетов (6 штурмовиков и 20 истребителей). Среди немецких пилотов отличились Вальтер Новотный и Герхард Лос (Loos Gerhard), одержавшие по четыре победы. Отметим, что до момента своей гибели 6 марта 1944 года боевой счет Лоса составил 92 победы, а сам пилот удостоился награждения Рыцарским крестом. Документы 2-й воздушной армии отметили за день потерю 18 самолетов, из которых 5 и 13 составляли штурмовики и истребители соответственно.
Итак, в ходе тяжелого сражения, шедшего весь день на левом крыле Воронежского фронта, для 1-й танковой армии сложилась весьма непростая ситуация. Ее передовые части оказались блокированными в районе севернее Ковяги и на станции Высокополье. Сильный удар по левому флангу армии не превратился в катастрофу только благодаря находившейся в тылу танковой армии генерала П. А. Ротмистрова. Противник продолжал оказывать здесь сильный нажим. Дневник боевых действий ОКВ кратко сообщает 13 августа об успехе боев следующее: «На северном фронте армейской группы Кемпфа ведутся бои с сильными пехотными и танковыми частями противника. 3-й танковый корпус уничтожил в бою группировку противника и продвинулся вперед»[342].
Впрочем, командование Воронежского фронта, уверенное в том, что сил на его левом фланге вполне достаточно для отражения удара противника, само планировало 13 августа вернуться к активным действиям. На правом фланге 1-й танковой армии должна была перейти в наступление выведенная до того во фронтовой резерв после боев в районе Борисовки и находившаяся на доукомплектовании 6-я гвардейская армия. Ее задача состояла в нанесении удара в общем направлении на Коломак и Шелестово. Тем самым ликвидировались результаты недавнего немецкого наступления из района Константиновки, а также создавались условия для перемещения в полосу действий армии генерала И. М. Чистякова усилий 1-й танковой армии.
Неудачный опыт использования ударной авиации 12 августа заставил командование 2-й воздушной армии сконцентрировать на следующий день все свои усилия на левом фланге Воронежского фронта. Здесь в отражении атак дивизий «Рейх» и «Викинг» приняли участие авиаторы 291-й шад. 5-й шак генерала Н. П. Каманина был сосредоточен на содействии в наступлении 6-й гвардейской армии. Однако значительной поддержки с воздуха ни танкисты, ни пехотинцы 13 августа так и не получили. Причиной тому была плохая погода, значительно ограничившая действия авиаторов 2-й воздушной армии. За день было выполнено 359 самолето-вылетов, из которых 84 приходилось на долю соединений Н. П. Каманина и А. Н. Витрука. По этим же причинам была фактически сорвана боевая работа 202-й бад, из 61 самолето-вылета которой боевое задание не было выполнено.
Потери авиачастей были также минимальны. Так, штурмовики потеряли от воздействия противника всего 2 самолета. Третьим стал штурмовик капитана Штыкова из 4-й гв. шад, который уже на аэродроме подорвался на своих двух бомбах АО-8, зависших в отсеке и выпавших в момент посадки. В результате взрыва штурмовик сгорел, однако экипаж остался жив, хотя и получил ранения[343].
Несколько снизилась и активность 8-го авиакорпуса, летчики которого 975 раз поднимались в воздух (829 из них составляли бомбардировщики и штурмовики). Немецкие бомбардировщики 13 августа продолжали наносить удары в районе Крысино и Кияны группами до 40 самолетов, стараясь протолкнуть части эсэсовских дивизий через боевые порядки 5-й гвардейской и 1-й танковой армий в направлении Богодухова. В результате этих боев удалось захватить несколько важных населенных пунктов, лежащих между реками Мерчик и Мерла, таких как Хрущевая Никитовка и Гавриши. За день боев 3-й танковый корпус продвинулся на 2 километра севернее Крысино.
Потери немецкой авиации были также невелики. Только III/KG27, вернее, ее 7-й отряд, лишился за день трех He-111, один из которых был потерян от воздействия противника, а еще два столкнулись на аэродроме Миргород. Кроме этих потерь, отметим сильные повреждения, полученные FW-190 и Ju-87 из состава II/SchG 1 и StG77.
14 и 15 августа ожесточенные бои на левом фланге Воронежского фронта продолжались. Несмотря на неоднократные атаки, все попытки противника прорваться к Богодухову с юго-востока были отбиты. Впрочем, фокус внимания немецкого командования все больше смещался западнее, где успешно развивалось наступление 6-й гвардейской армии, продвинувшейся за день 14 августа до 10 километров. Отметим, что задача армии генерала И. М. Чистякова заключалась не столько в срыве немецкого наступления на Богодухов, сколько в создании условий для ввода в полосе ее действия 1-й танковой армии. Забуксовавшая южнее Богодухова армия М. Е. Катукова, сместив направление своего удара западнее, могла, развивая наступление на Карловку, не только перехватить дорогу Полтава — Красноград, но и выйти на дальние подступы к самой Полтаве. Оценив возникшую опасность, командование группы Кемпфа начало перегруппировку своих сил для удара во фланг наступающим частям 6-й гвардейской армии.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве"
Книги похожие на "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве"
Отзывы читателей о книге "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве", комментарии и мнения людей о произведении.