» » » » Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве


Авторские права

Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве

Здесь можно скачать бесплатно "Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство ООО «Издательство «Яуза», ООО «Издательство «Эксмо», год 2007. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве
Рейтинг:
Название:
Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве
Издательство:
ООО «Издательство «Яуза», ООО «Издательство «Эксмо»
Жанр:
Год:
2007
ISBN:
978-5-699-20867-8
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве"

Описание и краткое содержание "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве" читать бесплатно онлайн.



В преддверии Курской битвы перед ВВС Красной Армии были поставлены задачи по завоеванию полного господства в воздухе, изгнанию люфтваффе с поля боя и оказанию эффективного содействия наземным войскам в разгроме врага. Итог ожесточенных двухмесячных боев, казалось бы, однозначно свидетельствовал: поставленные перед «сталинскими соколами» цели были достигнуты, небо над Огненной Дугой осталось за советской авиацией. Однако подлинная цена этой победы, соотношение реальных потерь противоборствующих сторон долгое время оставались за рамками официальных исследований.

Как дорого обошлась нам победа? Какова роль люфтваффе в срыве попытки Красной Армии окружить орловскую и харьковскую группировки вермахта? Стало ли сражение над Курской дугой переломным моментом в ходе воздушного противостояния на советско-германском фронте? На эти и на многие другие вопросы вы найдете ответы на страницах этой книги.






С утра 11 августа передовые части армии генерала М. Е. Катукова возобновили наступление, выполнив поставленную Ставкой задачу — были захвачены станции Ковяги и Высокополье. По сути, это был последний рывок 1-й танковой армии. Планам советской стороны по прорыву в район юго-западнее Харькова, а также к Полтаве в ближайшее время не суждено было осуществиться. Бои 1-й танковой армии 9–11 августа на рубеже реки Мерчик, как оказалось, были только прологом к тяжелому трехнедельному оборонительному сражению, в районе Богодухова и Ахтырки. Уже во второй половине дня 11 августа противник нанес мощный контрудар по передовым частям армии М. Е. Катукова.

5.6. Отражение контрудара

(11–17 августа. Воронежский фронт)

Итак, по прошествии девяти дней после своего начала, советское наступление на белгородско-харьковском направлении было остановлено частями подошедших дивизий «Рейх», «Мертвая голова» и «Викинг» приблизительно в 30 километрах южнее Богодухова. Все три эсэсовских соединения входили в состав 3-го танкового корпуса, ставшего ядром для нанесения мощного удара по передовым частям советской 1-й танковой армии.

Перехвату инициативы немецкой стороной на богодуховском направлении способствовала относительная стабилизация обстановки в полосе группы генерала Кемпфа и западнее, на фронте 4-й танковой армии Гота, которой в ходе ожесточенных боев удалось приостановить наступление правого крыла Воронежского фронта в районе Боромля и Ахтырка. Очевидно, что совместный контрудар обоих немецких объединений оказал бы большее влияние на обстановку западнее Харькова. Однако необходимые условия для наступления 4-й танковой армии сложились только через неделю, приведя в итоге к известному сражению в районе Ахтырки. В то же время перехват частями армии М. Е. Катукова железной дороги Харьков — Полтава заставлял командование группы Кемпфа переходить к активным действиям незамедлительно.

План наступления 3-го танкового корпуса предусматривал нанесение двух мощных ударов, сходящихся в районе Богодухова. Один из них был призван разблокировать дорогу Харьков — Полтава. Напомним еще раз: передовые бригады 1-й танковой армии после освобождения Богодухова последовательно преодолели две водные преграды — реки Мерла и Мерчик, удалившись от берегов последней к югу на 15–20 километров. Исходя из этого, у основания ударного клина армии М. Е. Катукова командованием 3-го танкового корпуса было создано две ударные группировки, которые, наступая из районов Константиновка и Старый Мерчик, должны были соединиться южнее Мурафы, всего в 15 километрах южнее Богодухова, очистив, таким образом, южный берег реки Мерчик. Второй удар в стык армий М. Е. Катукова и А. С. Жадова наносился также из района Старый Мерчик и был направлен через Кияны и Крысино на Богодухов с юго-востока.

Первыми в наступление в направлении Мурафы во второй половине 11 августа перешли части дивизий «Мертвая голова» и «Рейх». После непродолжительного боя оборона 6-го танкового и 3-го механизированного корпусов 1-й танковой армии оказалась прорвана, что позволило немецким танкам уже к исходу дня выйти в район Шаровка, а также на южные подступы к Мурафе. Значительной активности авиации как с одной, так и с другой стороны в этот день не наблюдалось. Так, экипажи 2-й воздушной армии совершили за день всего 380 самолето-вылетов, основная часть которых приходилась на полосу действий 27-й армии в районе Опошня и Ахтырка. В то же время 8-й авиакорпус 4-го воздушного флота сосредоточил свои усилия против Юго-Западного фронта в районе Изюма, где была выполнена большая часть из 1108 самолето-вылетов, зафиксированных в дневнике боевых действий этого соединения.

Первый ход, сделанный группой Кемпфа, не нашел адекватного ответа со стороны командования Воронежским фронтом. По всей видимости, сообщение о внезапном прорыве противника достигло штаба фронта только ближе к ночи. Лишь утром 12 августа в 4:20 Н. Ф. Ватутин отдал распоряжение командующему 6-й гвардейской армией генерал-лейтенанту И. М. Чистякову на уничтожение прорвавшихся танков и пехоты противника и возвращение утраченных рубежей в районе Константиновки[335]. Именно в этот день южнее Богодухова развернулись с обеих сторон активные действия авиации.

Прежде чем рассмотреть, как развивались события в воздухе над районом боев 12 августа, необходимо отметить, что в период с 9 по 10 августа 4-й воздушный флот получил значительное усиление из 6-го воздушного флота. Командование люфтваффе, еще недавно создавшее мощный авиакулак в районе Орла, теперь с не меньшей энергией начало перебрасывать части обратно, из 6-го в 4-й воздушный флот. Расширение масштабов боев на южном участке Восточного фронта, а также многочисленные признаки, свидетельствовавшие о скором наступлении Красной Армии в Донбассе, требовали срочного усиления авиационной группировки генерала Десслоха для противодействия многочисленным советским ударам.

9 августа на аэродром Большая Рудка первыми прибыли «фокке-вульфы» и «мессершмитты» из состава I и IV/JG51.

10 августа туда же отправились «Зеленые сердца» группы I/JG54, возглавляемые новым командиром — знаменитым двадцатидвухлетним асом Вальтером Новотным (Nowotny Walter). Отметим, что с аэродрома Большая Рудка, где базировалось около 150–170 самолетов, действовала венгерская истребительная группа, насчитывающая порядка 30 Bf-109, и около 30 Hs-129В-2 из состава двух противотанковых отрядов — 4.(Pz) и 8.(Pz)/SchG2.

Не менее мощными были вливания в объединение Десслоха и сил бомбардировочной авиации. Начиная с 9 августа в состав 4-го воздушного флота вошли II и III/KG51 на Ju-88, III/KG4, II/KG27 на He-111, а также III/StG3, I и III/StG2 на Ju-87. Пожалуй, из соединений, переданных 6-му флоту в июле, только I/SchG1 оставалась в составе воздушного флота генерала Грайма. По показаниям пленных, эта группа понесла столь чувствительные потери, а ее материальная часть была так сильно изношена, что командование было вынуждено вскоре отправить ее в тыл на пополнение.

Однако вернемся к ходу сражения, развернувшегося южнее Богодухова. С утра 12 августа в соответствии с распоряжением командующего фронтом в наступление перешли две танковые бригады и стрелковая дивизия 6-й гвардейской армии, которые вели тяжелые наступательные бои с прорвавшимся противником южнее Мурафы. Частью сил им удалось выйти в район Высокополье, соединившись с блокированными здесь накануне частями. Однако станция Ковяги после упорного боя с частями дивизии «Мертвая голова» была оставлена, при этом некоторые из наших частей попали в окружение.

Наступление частей 1-й танковой и 6-й гвардейской армий в направлении Высокополье и Ковяги вызвало с утра повышенную активность немецкой бомбардировочной авиации, которая за первую половину дня с 9:00 до 14:00 предприняла несколько массированных налетов на Богодухов и окрестности, нанося удары по скоплениям советских войск и техники. Разведсводки 2-й воздушной армии отмечают: «ВВС противника на протяжении дня 12.8.43 оказывали сильное бомбовое воздействие на наши подходящие резервы»[336].

К перехвату вражеской авиации были привлечены истребители 10-го иак, действовавшие небольшими группами. Так, на отражение одного из первых налетов на Богодухов, в котором принимало участие свыше 40 немецких бомбардировщиков, в воздух было поднято всего лишь шесть истребителей — 4 Ла-5 13-го иап, возглавляемые Героем Советского Союза старшим лейтенантом П. А. Гнидо, и пара Як-1 из состава 236-го иап. В ходе боя с соединением самолетов Ju-88 и He-111, по докладам пилотов 13-го иап, удалось уничтожить 3 Ju-88, 1 He-111 и 1 FW-190, причем два Ju-88 числились на счету П. А. Гнидо. Остальные самолеты пополнили боевой счет лейтенанта С. Д. Горелова (Герой Советского Союза с 26.10.44) и младшего лейтенанта Б. П. Рогова.

Интересно отметить, что в книге П. М. Бойкова, посвященной боевому пути 10-й гв. иад (такой номер получила 201-я иад 24.8.43 после присвоения ей гвардейского звания), обстоятельства этого боя выглядят совершенно по-иному. Согласно документам полка, на которые ссылается П. М. Бойков, П. А. Гнидо в утреннем вылете на перехват бомбардировщиков противника возглавлял группу из 10 истребителей, которая уничтожила 10 самолетов противника. Из них 4 было записано на счет П. А. Гнидо. В этом вылете поврежденный самолет советского аса загорелся на обратном пути из-за полученных в бою повреждений. Пилот вынужден был выброситься с парашютом над передовой[337]. Согласно же оперсводкам 201-й иад, П. А. Гнидо был сбит в воздушном бою с 6 FW190 и 4 Bf-109, возглавляя уже в конце дня группу из 10 Ла-5. В ходе воздушного боя самолет аса был потерян из виду, а летчики группы заметили лишь опускающийся парашют[338]. Как видно, даже архивные документы могут значительно расходиться в описании одних и тех же событий.

Активные действия немецкой авиации отмечались не только в районе Богодухова, но и восточнее, на стыке 1-й танковой и 5-й гвардейских армий, где наносили удар дивизии «Рейх» и «Викинг». Здесь оборонялся 31-й танковый корпус, уже понесший серьезные потери в предыдущих боях в районе Борисовки, а также 32-й гвардейский стрелковый корпус 5-й гвардейской армии. Не выдержав немецкого натиска, советская оборона на этом участке дала трещину. Правофланговые части 5-й гвардейской армии отступили на северные окраины Крысино, откуда до Богодухова оставалось уже менее 7–8 километров. В это же время 31-й танковый корпус отошел из района Кияны, потеряв в бою своего командира, генерал-майора Д. Х. Черниенко.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве"

Книги похожие на "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Виталий Горбач

Виталий Горбач - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве"

Отзывы читателей о книге "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.