Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве"
Описание и краткое содержание "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве" читать бесплатно онлайн.
В преддверии Курской битвы перед ВВС Красной Армии были поставлены задачи по завоеванию полного господства в воздухе, изгнанию люфтваффе с поля боя и оказанию эффективного содействия наземным войскам в разгроме врага. Итог ожесточенных двухмесячных боев, казалось бы, однозначно свидетельствовал: поставленные перед «сталинскими соколами» цели были достигнуты, небо над Огненной Дугой осталось за советской авиацией. Однако подлинная цена этой победы, соотношение реальных потерь противоборствующих сторон долгое время оставались за рамками официальных исследований.
Как дорого обошлась нам победа? Какова роль люфтваффе в срыве попытки Красной Армии окружить орловскую и харьковскую группировки вермахта? Стало ли сражение над Курской дугой переломным моментом в ходе воздушного противостояния на советско-германском фронте? На эти и на многие другие вопросы вы найдете ответы на страницах этой книги.
Количество воздушных боев 6 августа было относительно невелико, всего 13. При этом истребителями 2-й воздушной армии было заявлено о 17 победах (8 Ju-87, 3 Ju-88, 6 Bf-109), которые в части сбитых пикирующих бомбардировщиков были очень близки к реальным цифрам немецких потерь. 6 августа эскадра StG77 безвозвратно лишилась в ходе боевых действий 8 машин. При этом 7 из них могут быть с большой долей вероятности отнесены к полосе действия 2-й воздушной армии. По немецким данным, три бомбардировщика были сбиты зенитной артиллерией, три уничтожены пехотинцами и еще два сбиты в воздушных боях. К сожалению, неизвестны обстоятельства уничтожения трех Ju-87 из III/StG77 в одном и том же квадрате своими наземными войсками. Возможно, это были севшие на вынужденную посадку бомбардировщики, которые при отступлении были уничтожены отходящей пехотой.
С советской стороны отличились пилоты 41-го гв. иап, а также летчики 13-го и 236-го иап 201-й иад. Около 11:00 группа Ла-5, возглавляемая старшим лейтенантом A. C. Куманичкиным, в воздушном бою в районе Уды с 18 Ju-87, прикрытыми шестеркой «мессершмиттов», сбила два бомбардировщика. Победы одержал ведущий группы и младший лейтенант H. A. Корниенко.
В воздушном бою, произошедшем ранним утром, 8 Як-1 236-го иап в районе Уды атаковали большую группу самолетов Ju-87, насчитывавших около 5 групп по 20 машин в каждой. В результате боя на счет лейтенантов А. И. Юмкина и В. А. Рогожина (Герой Советского Союза с 24.8.43), а также сержанта И. М. Пискунова было записано 3 сбитых Ju-87. Правда, и наша группа понесла потери — на свой аэродром не вернулись «яки» старшего лейтенанта И. М. Капула и лейтенанта М. В. Удалова. Еще один «восемьдесят седьмой» был сбит после обеда также в районе Уды лейтенантом М. Т. Игнатьевым (Герой Советского Союза с 24.8.43) из 13-го иап.
День 6 августа для советских истребителей сложился совсем не просто. Практически в каждом из боев шестерки и восьмерки наших истребителей вынуждены были противостоять большим группам немецких бомбардировщиков, насчитывавших от 25 до 100 машин. Отметим, что 6 августа в бою с группой Ju-88 был подбит и совершил вынужденную посадку один из лучших летчиков 201-й иад Герой Советского Союза старший лейтенант П. А. Гнидо.
За первые восемь дней советского наступления (с 3 по 9 августа) эскадра StG77 понесла достаточно чувствительные, по немецким меркам, потери. Список потерянных самолетов насчитывает 25 Ju-87 и 1 Fi-156. При этом 17 бомбардировщиков было потеряно безвозвратно, а остальные получили повреждения различной степени тяжести. Наибольший урон понесла 3-я группа эскадры, лишившаяся 8 самолетов безвозвратно, тогда как 2-я группа эскадры имела 5 поврежденных Ju-87 в ходе налетов на ее аэродромы.
Решающие события в боях за Борисовку произошли на рубеже 6 и 7 августа. К исходу 6 августа части 5-й и 6-й гвардейских армий практически блокировали город. В ночь на 7 августа две стрелковые дивизии 5-й гвардейской армии атаковали Борисовку, выбив оттуда ошеломленного противника. По данным штаба 5-го гвардейского танкового корпуса, в Борисовке враг бросил 10 «тигров» и 30 средних танков, из которых 17 оказались заминированы[326].
Немецкие части начали поспешное отступление на юг, но были окружены и большей частью уничтожены в ходе ожесточенных боев между Борисовкой и Грайвороном. В этих боях погиб командир 19-й танковой дивизии генерал Шмидт. В своих мемуарах М. Е. Катуков, армия которого сыграла одну из решающих ролей в этих боях, отмечает, что немецкий генерал погиб от осколка бомбы, а его штабная машина со всеми документами была доставлена танкистами на командный пункт 1-й танковой армии[327].
Если версия М. Е. Катукова верна, то командир немецкой танковой дивизии, скорее всего, стал жертвой налета штурмовиков 5-го шак, которые оказывали поддержку войскам 5-й гвардейской и 1-й танковой армий. Отметим, что после боев в этом районе части 6-й гвардейской армии, понесшие серьезные потери в наступательных боях второй половины июля, были отведены в тыл на пополнение. Вскоре армии генерала И. М. Чистякова предстояло сыграть заметную роль в сражении под Богодуховом.
7 августа войска генерала Н. Ф. Ватутина вышли к границе Белгородской и Харьковской областей. Это продвижение было отмечено успехами практически на всех участках фронта. Так, части 27-й армии и приданного ей 4-го гвардейского танкового корпуса освободили Грайворон, а 5-я гвардейская танковая армия последовательно овладела Казачьей Лопанью и Золочевом. Но самый большой успех выпал на долю 1-й танковой армии, которая 7 августа своими передовыми отрядами освободила важный узел шоссейных дорог — город Богодухов.
Авиация 2-й воздушной армии в этот период времени оказала заметную, а подчас и решающую помощь своим наземным войскам в овладении сильно укрепленными населенными пунктами. Так, в боях за Казачью Лопань сосредоточенный удар штурмовиков 5-го шак во многом способствовал успеху 29-го танкового и 5-го механизированного корпусов, что было отмечено их командованием. А вот в боях за Грайворон авиаторы 202-й бад сыграли и вовсе решающую роль. Массированный удар пяти групп бомбардировщиков, общим количеством в 39 самолетов, вызвал в рядах противника настоящую панику, в результате чего в опустевшем городе наши войска захватили около 300 автомобилей. Штаб 4-го гвардейского танкового корпуса, характеризуя освобождение Грайворона, отмечал: «Противник, в полном смысле оглушенный авиационным и артиллерийским наступлением и подвергшийся сейчас же массовой атаке танков, которые сами открыли ураганный артиллерийский огонь, и видя движение с танками больших групп пехоты, — бежал»[328].
Развернувшееся на следующий день наступление корпуса в юго-западном направлении вскоре наткнулось на организованное сопротивление частей 11-й танковой дивизии и дивизии «Великая Германия». Значительно активизировалась и деятельность немецкой авиации. В своем донесении штаб корпуса особенно подчеркивал: «Во время марша бригады подвергались непрерывной бомбежке с воздуха, неся при этом значительные потери в материальной части и личном составе. Несмотря на неоднократные запросы по прикрытию района действий корпуса с воздуха, последнее осуществлено не было»[329].
Наибольшие надежды в Ставке связывали с успешным наступлением 1-й танковой армии, продвинувшейся к тому времени более чем на 100 километров. Освободив лежащий на северном берегу реки Мерла Богодухов, танкисты генерала М. Е. Катукова создали тем самым предпосылки для скорейшего перехвата расположенной в 30 километрах южнее железнодорожной ветки Харьков — Полтава на участке станций Валки, Ковяги, Высокополье. Этому придавалось особое значение, особенно в свете поступавших известий о сосредоточении немецких танковых дивизий в районе южнее Богодухова.
Как уже отмечалось, 8 августа, пытаясь наступать в междуречье Мерла и Мерчик, передовые бригады 1-й танковой армии вынуждены были вести напряженные бои с частями подошедших сюда дивизий СС «Мертвая голова» и «Рейх», вошедших в состав 3-го танкового корпуса. Продвижение 5-й гвардейской танковой армии столкнулось с нарастающим сопротивлением 3-й танковой дивизии. На фронте же 27-й й 40-й армий было отмечено появление двух моторизованных дивизий — 10-й и дивизии «Великая Германия», а также 7-й танковой дивизии. Как видно, обрушившийся 3 августа на стыке 4-й танковой армии и группы Кемпфа немецкий фронт уже к 8 августа был в значительной степени укреплен переброшенными из Донбасса и 2-й танковой армии соединениями.
Заметно активизировались и действия немецкой бомбардировочной авиации, по-прежнему концентрировавшей свои усилия против наступающих частей 1-й и 5-й гвардейской танковых армий. Нескольким налетам подвергся Богодухов. В своих воспоминаниях генерал М. Е. Катуков так описывал события тех дней: «Захватили мы в городе и большие запасы горючего — около 700 тонн. Но, к сожалению, воспользоваться им не удалось. На другой день после взятия Богодухова немцы бросили на город эскадрильи бомбардировщиков, обрушивших бомбы в первую очередь на склады горючего. Бомбили яростно. Землю сотрясали оглушительные взрывы. Маленький зеленый городок окутало пеленой черного дыма. Пришлось бросить часть сил на тушение пожаров»[330].
Противодействие налетам вражеской авиации в этом районе оказывал 5-й иак. Уже 7 августа его пилотами было проведено 11 воздушных боев, в которых, по докладам пилотов, было сбито 11 самолетов противника (7 Ju-87, 1 Ju-88, 1 FW-189 и 2 Bf-109). Все победы соединения в этот день были одержаны летчиками 8-й гв. иад. Особо отметим успех младшего лейтенанта П. М. Никанорова (Герой Советского Союза с 1.7.44), сбившего Bf-109 и капитана А. Г. Павлова из 41-го гв. Иап, записавшего на свой счет Ju-87. В обоих случаях немецкие экипажи спаслись из пораженных нашими истребителями машин на парашютах. Согласно немецким источникам, один из трех потерянных Ju-87, принадлежащий III/StG77, был захвачен советскими войсками.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве"
Книги похожие на "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве"
Отзывы читателей о книге "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве", комментарии и мнения людей о произведении.