Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве"
Описание и краткое содержание "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве" читать бесплатно онлайн.
В преддверии Курской битвы перед ВВС Красной Армии были поставлены задачи по завоеванию полного господства в воздухе, изгнанию люфтваффе с поля боя и оказанию эффективного содействия наземным войскам в разгроме врага. Итог ожесточенных двухмесячных боев, казалось бы, однозначно свидетельствовал: поставленные перед «сталинскими соколами» цели были достигнуты, небо над Огненной Дугой осталось за советской авиацией. Однако подлинная цена этой победы, соотношение реальных потерь противоборствующих сторон долгое время оставались за рамками официальных исследований.
Как дорого обошлась нам победа? Какова роль люфтваффе в срыве попытки Красной Армии окружить орловскую и харьковскую группировки вермахта? Стало ли сражение над Курской дугой переломным моментом в ходе воздушного противостояния на советско-германском фронте? На эти и на многие другие вопросы вы найдете ответы на страницах этой книги.
7 августа стало пиком действий штурмовиков и истребителей на коммуникациях противника. К сожалению, приходится констатировать, что удары с воздуха стали наиболее мощными и организованными в тот момент, когда большинство танковых дивизий группы армий «Юг» уже достигли Харькова и даже начали выдвижение навстречу танковым клиньям Воронежского фронта.
Если штурмовики действовали в основном по автомобильным колоннам и железнодорожным составам противника, то задача бомбардировки крупных железнодорожных узлов легла на плечи экипажей 244-й бад. Мы уже видели, как с бомбежки Славянска самолетами этой дивизии началась вся операция 17-й воздушной армии. На следующую ночь «Бостоны» дивизии нанесли повторный удар по Славянску. В дальнейшем нагрузка на авиаторов 244-й бад не уменьшалась. С 7 по 9 августа они наносили удары по Краснограду (уничтожено 3 железнодорожных состава, 85 вагонов, 2 склада) и по Барвенково (уничтожено 50 вагонов, 2 склада).
Дневные вылеты командование дивизии старалось приурочивать к сумеркам, когда противодействие вражеской ПВО должно было быть не столь сильным. Однако избегать встреч с немецкими истребителями удавалось далеко не всегда. Например, 8 августа, около 19:22, следуя на высоте 4500 метров, группа из 13 «Бостонов» была атакована большой группой из 16 Bf-109. Сопровождавшие «Бостоны» истребители смогли связать боем лишь часть нападавших «мессершмиттов». В результате некоторые «сто девятые» из 5. и 6./JG52 все-таки прорвались к бомбардировщикам, сбив при этом 4 «Бостона».
Опасным противником на протяжении всего месяца оставалась и зенитная артиллерия. По мнению экипажей 244-й бад, она работала очень эффективно. Так, за август месяц 6 самолетов были поражены прямыми попаданиями зениток, Причем два из них погибли. Еще 16 самолетов имели осколочные пробоины от близких разрывов зенитных снарядов.
Несмотря на все сложности, действия 244-й бад были весьма успешны. Это «признавал» и противник, несколько раз проводивший блокировку аэродромов дивизии. Так, например, аэродром Можняковка, на котором базировался 449-й бап, блокировался немецкими двухмоторными самолетами три ночи подряд с 1 по 3 августа. При этом периодически над аэродромом сбрасывались САБы и мины «лягушки». 3 августа полк перелетел на новый аэродром Викторополь. Однако и здесь противник не оставил экипажи 449-го бап в покое. Аэродром снова подвергся блокировке в течение четырех ночей. 4 августа атакой немецких ночных истребителей один «Бостон» был поврежден и легко ранен один из пилотов. В ночь на 6 августа атакам Bf-110 из состава IV/NJG5 подверглись самолетные стоянки и ночной старт. Заходивший на посадку «Бостон» был сбит атакой одного из двухмоторных «мессершмиттов». При этом летчик и штурман получили тяжелые ранения. В итоге такого воздействия 449-й бап 8 августа снова перебазировался на аэродром Можняковка. Подводя итоги боевой работы, отметим, что 244-я бад за 6 летных дней и 8 ночей уничтожила 8 железнодорожных составов, 25 автомобилей, 300 вагонов, 80 железнодорожных цистерн с горючим, около 10 складов боеприпасов и ГСМ.
Каковы же были итоги операции 17-й воздушной армии по срыву автомобильных и железнодорожных перевозок противника? Несмотря на то что в первые дни ее проведения не было достигнуто необходимой концентрации ударных групп, к 7 августа этот недостаток был устранен. Советские авиационные командиры получили богатый опыт организации беспрерывного воздействия авиации на вражеские коммуникации, что уже в полной мере сказалось во время сентябрьского наступления в Донбассе. Несомненно, удары по железнодорожным станциям доставили немало хлопот противнику срывом графика перевозок.
В то же время нельзя не отметить, что на боевой состав танковых дивизий, перебрасываемых в состав объединений Гота и Кемпфа, действия 17-й воздушной армии оказали небольшое влияние. Как мы уже отмечали, 7 августа мотомеханизированные и танковые колонны противника, оцениваемые силой не менее чем в две дивизии, подошли непосредственно к окраинам Харькова. В этот день действия штурмовиков только приобрели наиболее массированный характер. Однако время, к сожалению, было уже упущено. Нельзя не отметить, что развертывание действий нашей авиации на коммуникациях совпало с началом широкомасштабной эвакуации противником материальных ценностей из района Харькова, которое впервые было отмечено нашей разведкой 8 августа. В этот день около 4500 автомашин проследовали из Харькова на Полтаву.
Заканчивая рассказ об операции на немецких коммуникациях, укажем, что, даже по официальным советским данным, приводимым в работе М. Н. Кожевникова, совершив 7100 боевых самолето-вылетов, советским авиаторам удалось уничтожить всего лишь 20 танков и 30 автомобилей[323]. Возможно, что в источнике, на который ссылается автор, вкралась ошибка, так как отчеты о действиях 17-й воздушной армии содержат совершенно иные цифры. Согласно им, авиаторам армии генерала В. А. Судца удалось уничтожить 93 танка, 1846 автомашин и 17 железнодорожных эшелонов[324]. Как бы то ни было, но на разгоревшееся вскоре сражение в районе Богодухова действия авиаторов 17-й воздушной армии оказали лишь косвенное воздействие.
5.5. Последний рывок
(Воронежский фронт. 6–11 августа)
События, происходившие в полосе Воронежского фронта с 6 по 11 августа, можно смело назвать крушением надежд советского командования. Начавшийся с несомненных успехов, связанных с поражением, нанесенным борисовской группировке противника, а также освобождением многих населенных пунктов, этот период боевых действий заканчивался, казалось, также на высокой ноте. К 11 августа частям 1-й танковой армии удалось перерезать железнодорожную ветку Харьков — Полтава, а 4-й гвардейский танковый корпус 27-й армии генерал-лейтенанта С. Г. Трофименко ворвался в Ахтырку. Тем не менее последовавшие вскоре события продемонстрировали, что немецкому командованию в целом Удалось преодолеть кризис начала месяца.
Уже с 8 августа в связи с появлением перед фронтом армии М. Е. Катукова эсэсовских дивизий «Мертвая голова» и «Рейх» темпы продвижения 1-й танковой армии, а вместе с ней и других объединений фронта резко упали. С 8 по 11 августа в полосе армии М. Е. Катукова шли тяжелые наступательные бои. Каждый успех давался большим напряжением сил под непрекращающимися контратаками противника. С выходом к 11 августа на рубеж Ахтырка — Боромля забуксовало и более динамично развивавшееся наступление 27-й и 40-й армий. Добиться такого же уровня взаимодействия пехоты, артиллерии и танков, как при освобождении Грайворона, на этом этапе боев не удалось. План проведения операции по освобождению Ахтырки командующим 27-й армией утвержден не был и 4-й гвардейский танковый корпус, действовавший самостоятельно от стрелковых дивизий армии, вынужден был вести напряженные бои на улицах этого населенного пункта[325]. Попробуем рассмотреть произошедшие события последовательно, оценив ту роль, которую сыграла в них авиация.
После перехода в наступление на правом крыле Воронежского фронта 27-й и 40-й армий, немецкая группировка, отступающая из района Томаровки на Борисовку, попала в сложную ситуацию. Фактически немецкие войска, насчитывающие около трех пехотных и одной танковой дивизии, оказались зажаты между наступающими 27-й, 6-й и 5-й гвардейскими армиями. При этом путь отхода на юг и юго-восток также находился под угрозой прорвавшихся в глубокий немецкий тыл танков армии М. Е. Катукова.
По дорогам в юго-западном направлении растянулись длинные колонны отходящих на Дорогощь, Грайворон и Большую Писаревку немецких войск. 6 августа они подвергались неоднократным бомбо-штурмовым ударам штурмовиков 2-й воздушной армии. Так, только 291-я шад, совершив за день 144 самолето-вылета силами самолетов Ил-2, уничтожила 235 автомобилей и до 14 единиц бронетехники.
Количество воздушных боев 6 августа было относительно невелико, всего 13. При этом истребителями 2-й воздушной армии было заявлено о 17 победах (8 Ju-87, 3 Ju-88, 6 Bf-109), которые в части сбитых пикирующих бомбардировщиков были очень близки к реальным цифрам немецких потерь. 6 августа эскадра StG77 безвозвратно лишилась в ходе боевых действий 8 машин. При этом 7 из них могут быть с большой долей вероятности отнесены к полосе действия 2-й воздушной армии. По немецким данным, три бомбардировщика были сбиты зенитной артиллерией, три уничтожены пехотинцами и еще два сбиты в воздушных боях. К сожалению, неизвестны обстоятельства уничтожения трех Ju-87 из III/StG77 в одном и том же квадрате своими наземными войсками. Возможно, это были севшие на вынужденную посадку бомбардировщики, которые при отступлении были уничтожены отходящей пехотой.
С советской стороны отличились пилоты 41-го гв. иап, а также летчики 13-го и 236-го иап 201-й иад. Около 11:00 группа Ла-5, возглавляемая старшим лейтенантом A. C. Куманичкиным, в воздушном бою в районе Уды с 18 Ju-87, прикрытыми шестеркой «мессершмиттов», сбила два бомбардировщика. Победы одержал ведущий группы и младший лейтенант H. A. Корниенко.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве"
Книги похожие на "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве"
Отзывы читателей о книге "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве", комментарии и мнения людей о произведении.