Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве"
Описание и краткое содержание "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве" читать бесплатно онлайн.
В преддверии Курской битвы перед ВВС Красной Армии были поставлены задачи по завоеванию полного господства в воздухе, изгнанию люфтваффе с поля боя и оказанию эффективного содействия наземным войскам в разгроме врага. Итог ожесточенных двухмесячных боев, казалось бы, однозначно свидетельствовал: поставленные перед «сталинскими соколами» цели были достигнуты, небо над Огненной Дугой осталось за советской авиацией. Однако подлинная цена этой победы, соотношение реальных потерь противоборствующих сторон долгое время оставались за рамками официальных исследований.
Как дорого обошлась нам победа? Какова роль люфтваффе в срыве попытки Красной Армии окружить орловскую и харьковскую группировки вермахта? Стало ли сражение над Курской дугой переломным моментом в ходе воздушного противостояния на советско-германском фронте? На эти и на многие другие вопросы вы найдете ответы на страницах этой книги.
Возвращаясь к наступлению 27-й и 40-й армий, отметим, что особых похвал удостоились экипажи 291-й шад, которые, действуя перед фронтом 27-й армии, подавили до 13 артиллерийских батарей, уничтожили 15 танков и 104 автомобиля. Кроме того, штурмовики подвергли ударам также железнодорожные станции Боромля и Тростянец. В частности, на станции Тростянец летчиками-штурмовиками был подожжен железнодорожный состав, состоящий из 40 вагонов.
Восточнее места наступления 27-й и 40-й армий войска 6-й гвардейской армии завязали бои непосредственно в Томаровке. Штаб объединения отмечал, что немецкая авиация начиная с 5:30 утра, группами от 6 до 15 He-111 непрерывно бомбардировала боевые порядки и районы Ямное, Высокое, Казацкое и Красный Острожек[308]. Несмотря на противодействие противника, продвижению армии генерала И. М. Чистякова во многом способствовал успех стремительно наступавшей 1-й танковой армии с приданным ей 5-м гвардейским танковым корпусом, которые продвинулись за день до 30 километров, выйдя глубоко в тыл томаровской группировке противника. В результате успешных действий армии М. Е. Катукова три пехотные и одна танковая немецкие дивизии оказались в полуокружении. Стараясь избежать катастрофы, командование 4-й танковой армии начало отвод своих войск по единственной остававшейся в его распоряжении дороге на Борисовку.
Успехи 1-й танковой армии резко контрастировали с трудным продвижением вперед 5-й гвардейской танковой армии, которая никак не могла выйти на рубеж Уды-Золочев, указанный ей в приказе еще 4 августа. Действия П. А. Ротмистрова в который раз вызвали острое неудовольствие генерала Н. Ф. Ватутина. Комфронта в своем приказе 5 августа назвал действия командарма 5-й танковой армии граничащими с преступлением. Грозя снять П. А. Ротмистрова с должности и даже отдать под суд, Н. Ф. Ватутин приказывал под личную ответственность стремительно развивать успех[309].
Центральным событием 5 августа на Степном фронте стало освобождение Белгорода. Оборона, возведенная противником севернее города, представляла собой серьезное препятствие для наступающих частей 53-й и 69-й армий. Задача, стоящая перед 69-й армией, заключалась в овладении Белгородом до конца 5 августа, тогда как 53-я армия во взаимодействии с 1-м механизированным корпусом должна была уничтожить противостоящую ей 6-ю танковую дивизию противника, выйдя к исходу дня в район Микояновка, Болдыревка, Варваровка. Таким образом, направлением действий 1-го механизированного корпуса становились аэродромы базирования немецких истребителей, штурмовиков и пикирующих бомбардировщиков, расположенные юго-западнее Белгорода.
Весь день части 53-й армии вели ожесточенные бои в районе Стрелецкое западнее Белгорода. Уже во второй половине дня оборона противника была прорвана, и передовые бригады 1-го механизированного корпуса вышли к дороге Белгород — Харьков. Однако выполнить задачу дня по выходу к Микояновке частям генерала И. М. Манагарова не удалось. Используя успех 53-й армии, обошедшей Белгород с запада, две стрелковые дивизии 69-й армии подошли к северным окраинам города, где встретили упорное сопротивление противника. Генерал И. С. Конев без промедления отдал приказ командующему 5-й воздушной армией о нанесении бомбо-штурмовых ударов в этом районе.
Для подавления противника были задействованы группы 1-го бак и 1-го шак. «Задача заключалась в том, чтобы бомбардировщики и штурмовики непрестанно висели над позициями противника, засыпая их бомбами, расстреливали из пушек и пулеметов, словом, смешали с землей большую часть долговременных укреплений врага и тем самым расчистили путь для продвижения вперед стрелковым войскам, артиллерии, танкам», — пишет в своих мемуарах начальник оперативного отдела 5-й воздушной армии С. Н. Гречко[310]. В итоге массированных налетов штурмовиков, действовавших группами по 12 самолетов, был подавлен огонь 5 батарей полевой артиллерии, а также уничтожено 6 складов боеприпасов и ГСМ. Последовательными ударами эшелонированных групп Пе-2 и Ил-2 огневая система обороны города оказалась подавлена.
Помощь авиаторов позволила 89-й и 305-й стрелковым дивизиям ворваться в город, очистив его от противника уже к утру 6 августа. При этом 1-й шак продолжал оказывать содействие наземным войскам в ходе боев в самом городе. Отдавая должное возросшему уровню взаимодействия наземных войск и авиации, штаб 5-й воздушной армии с удовлетворением отмечал, что «результат атак авиации тут же востребовался пехотой, которая проводила атаку в обработанном районе. Таким образом, в первый день была прорвана оборонительная полоса, строившаяся год, а 5.8 взят Белгород»[311]. Отметим, что за первые четыре дня операции 5-я воздушная армия совершила 4924 самолето-вылета, или около 33,6 % от общего количества вылетов за всю операцию.
В дальнейшем путь войск Степного фронта, а значит, и авиаторов 5-й воздушной армии лежал на юг, к Харькову. Эта операция, вначале мыслившаяся Ставкой как совместные скоординированные действия двух фронтов, после 8 августа была полностью «отдана на откуп» командованию Степного фронта. По этой причине мы рассмотрим ход событий за период с 6 по 23 августа в районе Харькова в отдельной, посвященной ей главе. А пока сосредоточимся на рассмотрении боевых действий 2-й воздушной армии.
Несмотря на успешное развитие наступления, командующий 2-й воздушной армией генерал С. А. Красовский по итогам первых трех дней наступления оказался крайне недоволен действиями истребителей своей армии. Особенно много претензий накопилось у него к экипажам 10-го иак. В соединении полковника М. М. Головня нередки были случаи нарушения района прикрытия, когда группы истребителей смещались на север, тем самым патрулируя не над линией фронта, а в ближнем тылу своих войск. Все это усугублялось нечетким выполнением команд ведущими групп и отдельными пилотами. Часто у истребителей «хромало» и сопровождение штурмовиков, из-за чего последние несли неоправданные потери.
Негативная оценка командованием действий истребителей во многом базировалась на наблюдениях офицеров из наземных групп наведения истребителей и штурмовиков. Так, например, заместитель командира 5-го шак по воздушно-стрелковой службе майор Лебедев, находящийся в ходе операции при штабах танковых и стрелковых корпусов, отмечал, что одной из основных отрицательных сторон действий истребителей являлось «невыдерживание района патрулирования, по существу, дезертирство части истребителей с поля боя. Во время патрулирования некоторые истребители не заходят за линию фронта, становятся в круг, вытянутый к своему аэродрому, и через 20 минут уходят, хотя они должны встречать бомбардировщиков противника за линией фронта и не допускать к объектам бомбежки»[312].
Но даже выдерживание района патрулирования не исключало неудач. Тот же майор Лебедев в своем докладе генералу Н. П. Каманину отмечал, что группы 10-го иак вели патрулирование преимущественно на высотах 3000–4000 метров, тогда как рабочими высотами немецких бомбардировщиков в этот период были высоты 800–1500 метров, что позволяло последним беспрепятственно бомбить боевые порядки нашей пехоты. Все это усугублялось тем, что действия некоторых групп были нерешительны. Отмечались случаи, когда группы истребителей просто не вступали в бой с противником. «Большие группы бомбардировщиков противника бомбили боевые порядки нашей пехоты, когда здесь же барражировали наши истребители, [которые] если и вступали в бой, то обстреливали с больших дистанций, неприцельно, неэффективно», — сообщают строки доклада группы наведения 5-го шак[313].
В то же время действия небольших групп истребителей противника, по наблюдениям наших офицеров, приносили противнику частый успех. Для примера приведем строки документа штаба 2-й воздушной армии, весьма красноречиво обрисовывающие тактику, которой пользовались немецкие пилоты: «В период массированного применения наших ВВС на участке прорыва противник в этот район выпускал 2–4 истребителя ФВ-190, по-видимому, наиболее подготовленные „АССЫ“, которые, не обращая внимания на большие массы наших самолетов, патрулировали на низких высотах и стремительными атаками сбивали наших штурмовиков и истребителей, так 4.8.43 только четверкой было сбито 7 наших самолетов (4 Ил-2 и 3 истребителя)»[314].
Во многом складывалась парадоксальная ситуация, когда, имея численное превосходство и не отмечая особой активности немецких истребителей, наши части тем не менее несли от единичных «укусов» немецких асов большие потери. Например, штаб 8-й гв. иад отмечал, что боевая работа дивизии в первые дни наступления не была напряженной из-за пониженной активности авиации противника. Вместе с тем полки дивизии «понесли значительные потери от „ассов“ противника в основном за счет молодого летного состава»[315].
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве"
Книги похожие на "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве"
Отзывы читателей о книге "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве", комментарии и мнения людей о произведении.