» » » » Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве


Авторские права

Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве

Здесь можно скачать бесплатно "Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство ООО «Издательство «Яуза», ООО «Издательство «Эксмо», год 2007. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве
Рейтинг:
Название:
Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве
Издательство:
ООО «Издательство «Яуза», ООО «Издательство «Эксмо»
Жанр:
Год:
2007
ISBN:
978-5-699-20867-8
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве"

Описание и краткое содержание "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве" читать бесплатно онлайн.



В преддверии Курской битвы перед ВВС Красной Армии были поставлены задачи по завоеванию полного господства в воздухе, изгнанию люфтваффе с поля боя и оказанию эффективного содействия наземным войскам в разгроме врага. Итог ожесточенных двухмесячных боев, казалось бы, однозначно свидетельствовал: поставленные перед «сталинскими соколами» цели были достигнуты, небо над Огненной Дугой осталось за советской авиацией. Однако подлинная цена этой победы, соотношение реальных потерь противоборствующих сторон долгое время оставались за рамками официальных исследований.

Как дорого обошлась нам победа? Какова роль люфтваффе в срыве попытки Красной Армии окружить орловскую и харьковскую группировки вермахта? Стало ли сражение над Курской дугой переломным моментом в ходе воздушного противостояния на советско-германском фронте? На эти и на многие другие вопросы вы найдете ответы на страницах этой книги.






Неудивительно, что 3 августа среди потерь III/JG52 числится всего один «мессершмитт» из 9-го отряда, пропавший без вести. Для сравнения укажем, что действовавшая рядом NAGr2 потеряла 2 Bf-109, один из которых был сбит, а второй получил тяжелые повреждения в воздушном бою. Советские данные о сбитых самолетах противника намного превышают эти цифры. Так, только пилотами 2-й воздушной армии было заявлено 3 августа о 20 уничтоженных Bf-109. Еще 28 «мессершмиттов», из заявленных всего 39 немецких самолетов, было сбито в воздушных боях истребителями 5-й воздушной армии. Как видно, данные о воздушных победах практически никем не проверялись, превратившись в итоге в абсурдную цифру: согласно документам обеих воздушных армий, только за день боев удалось уничтожить 64 немецких самолета, среди которых было по 3 He-111 и FW-190, по 5 Ju-87 и Ju-88 и целых 48 Bf-109! Справедливости ради стоит отметить, что, как отмечается в оперсводках 5-й воздушной армии, на указанные заявки было «запрошено подтверждение наземных войск».

Данные командующих фронтами о потерях авиации противника, в том числе от зенитного огня, при их докладах в Ставку содержали несколько меньшие цифры. Так, например, 3 августа командующий Воронежским фронтом доложил о 15 сбитых немецких самолетах и всего лишь о 25 — командующий соседним Степным фронтом, что меньше цифр, содержащихся в отчетах авиационных частей[303]. Интересно, что, по статистике штаба 2-й воздушной армии, за период с 3 по 6 августа на один проведенный бой приходилось не более 1–2 сбитых самолетов противника. Это было сочтено штабными работниками крайне низким показателем.

Подводя итоги первого дня операции «Полководец Румянцев», можно констатировать, что ее результаты удовлетворили как Ставку, так и командование фронтов. Ожидаемый успех, в особенности на Воронежском фронте, был достигнут. Авиаторами 2-й и 5-й воздушных армий было совершено свыше 2600 самолето-вылетов. Наиболее активно действовали авиаторы 2-й воздушной армии, выполнившие 1556 самолето-вылетов (из них 292 ночью). При этом 950 самолето-вылетов (около 61 %) пришлось на штурмовые и бомбардировочные части. Авиаторы 5-й воздушной армии поднимались в воздух 1115 раз. На это 8-й воздушный авиакорпус противника ответил всего 521 самолето-вылетом, из которых 190 пришлось на двухмоторные бомбардировщики и еще 96 совершили «штуки» из StG77.

Следующий день не принес советской стороне столь впечатляющего успеха, как накануне. Командование 4-й танковой армии бросило в бой части 6-й, 11-й и 19-й танковых дивизий. Отметим, что 6-я и 19-я танковые дивизии после тяжелых июльских боев на Курской дуге испытывали острый недостаток как в боевой технике, так и в личном составе. Тем не менее им удалось затормозить успешное продвижение танковой армии П. А. Ротмистрова, а также 5-й и 6-й гвардейских армий.

В отличие от других объединений Воронежского фронта, 1-я танковая армия генерала М. Е. Катукова 4 августа имела полный успех, практически взяв на себя с этого дня роль «локомотива наступления». За день ее танки продвинулись почти на 20 километров. В своих мемуарах, вспоминая об этих днях, М. Е. Катуков писал: «В ночь на 4 августа соединения 8-го гвардейского механизированного корпуса прорвали вторую полосу обороны противника в районе Домнино и начали стремительно продвигаться на юг. Во второй половине дня 4 августа мы вывели 11-й гвардейский танковый корпус из-под Томаровки и бросили его вслед за 8-м гвардейским механизированным»[304]. В результате действий частей 1-й танковой армии 6-я и 19-я танковые дивизии оказались скованы соответственно в районах Бессоновка — Орловка и Томаровка — Мощеное.

По итогам наступления 4 августа генерал Н. Ф. Ватутин остался недоволен действиями некоторых командующих армиями, а также командирами корпусов. В своем приказе по итогам второго дня боев он особенно критиковал командование 5-й гвардейской танковой армии, которое сделало возможным «недопустимо большой отрыв штабов корпусов» от войск, а также давало зачастую ложные данные об обстановке в штаб фронта. «Попало» и командованию 6-й гвардейской армии, а также 5-го гвардейского и 6-го танковых корпусов. По мнению командующего фронтом, они мало внимания уделяли маневру, стараясь атаковать сильно укрепленные позиции противника преимущественно «в лоб». При этом командиры оправдывали малый темп продвижения вперед «необоснованными», по мнению Н. Ф. Ватутина, предлогами. К их числу относились редкие бомбежки немецкой авиации, сопротивление в опорных пунктах, которые на самом деле было легче обойти, чем штурмовать, наличие задержек перед тыловым рубежом, при проверке оказывавшемся не занятым противником[305].

Очевидно, командующий Воронежским фронтом был уверен в господстве советской авиации над полем боя и не допускал мысли, что отдельные прорвавшиеся группы бомбардировщиков противника могут служить оправданием в задержке наступления. Однако на деле обстоятельства складывались несколько по-иному. Второй день боев характеризовался как раз снижением активности авиаторов 2-й воздушной армии и значительным ростом действий 4-го воздушного флота. Так, 4 августа 2-я воздушная армия совершила всего 736 дневных самолето-вылетов, что было на 500 меньше, чем накануне. Для штурмовой авиации, игравшей основную роль в поддержке наземных войск, эта разница составила 267 вылетов. Кроме того, 202-я бад вылетов на второй день боев вовсе не совершала, находясь в резерве генерала С. А. Красовского. Во многом такое положение вещей объяснялось не только понесенными потерями, но и необходимостью массированной поддержки переходящих в наступление на следующий день 27-й и 40-й армий.

На фоне спада активности советской авиации немецкий 8-й авиакорпус, наоборот, повысил число своих вылетов вдвое. Немецкие самолеты 1119 раз поднимались в воздух. При этом подавляющая часть их вылетов приходилась на одномоторные и двухмоторные бомбардировщики, а также штурмовики, совершившие соответственно 450, 307 и 147 самолето-вылетов. Немецкие ударные самолеты действовали по сравнению с предыдущим днем намного активнее, в основном группами до 20 машин, пытаясь не допустить расширения фронта прорыва и задержать продвижение наших войск. Организация бомбардировочного удара была достаточно стандартной. Сначала в районе удара появлялись истребители, «прочесывавшие» воздушное пространство, затем корректировщик, который цветными дымами указывал подходящим группам бомбардировщиков район бомбежки. Характеризуя воздушную обстановку, сложившуюся 4 августа, документы 1-й танковой армии отмечали: «Не имея достаточных сил для противодействия нашему наступлению, противник с утра 4.8.43 начал проявлять сильную активность авиацией. Группа бомбардировщиков 25–50 единиц в течение всего дня висела над боевыми порядками танков и пехоты, нанося потери в технике и живой силе и задерживая продвижение. Всего в полосе армии к исходу 4.8.43 отмечено действие до 400–500 бомбардировщиков»[306].

Наибольшую активность ударные самолеты 4-го воздушного флота развили в районе Томаровки. Немецкие документы сообщают, что основным объектом атак бомбардировщиков 8-го авиакорпуса стали атаки на советские танковые и моторизованные колонны севернее Томаровки, а также южнее ее в районе опорного пункта Козычево.

В воздушных боях с советской стороны участвовали как истребители 5-го иак 2-й воздушной армии, так и 4-го иак 5-й воздушной армии. Первый крупный бой в районе Томаровки произошел после 11 часов утра, когда 6 Як-7б 728-го иап, ведомые будущим дважды Героем Советского Союза капитаном А. В. Ворожейкиным, а также Ла-5 41-го гв. иап атаковали группы Ju-87.

Наиболее результативным стал бой, проведенный пилотами 728-го иап в районе Томаровки. События этой схватки хорошо описаны в автобиографической книге А. В. Ворожейкина «Над Курской дугой». Оперсводки же 256-й иад свидетельствуют: около 11:15 в районе Томаровки шестерка «яков» атаковала 12 Ju-87, шедших под прикрытием 8 Bf-109. В результате боя на боевой счет А. В. Ворожейкина было записано 3 Ju-87 и два подбитых «сто девятых». Лейтенанты А. И. Карнаухов и Д. В. Аннин подбили по одному «юнкерсу», а младший лейтенант И. Е. Моря, сбивший в этом бою Bf-109, погиб.

Очередное продвижение частей 5-й и 6-й гвардейских армий к Томаровке тут же вызывало активность бомбардировочной авиации 4-го воздушного флота. Один из таких «всплесков» пришелся уже на вечер, когда немцы провели несколько налетов по боевым порядкам армий И. М. Чистякова и А. С. Жадова. Только за полчаса в период с 17:22 до 17:55 группами 91-го и 728-го иап было проведено два воздушных боя с группами из 12 Ju-87 и 9 Ju-88, бомбардировавших наши войска. Патрулировавшие по соседству истребители 5-й воздушной армии, по указанию командира 294-й иад, также зашли в этот район. Однако результаты действий 20 «яков» 183-го и 427-го иап, атаковавших несколько групп Ju-88, были более чем скромными. Часть «юнкерсов» ушла со снижением в дымку, в то время как «мессершмитты» завязали бой с подошедшими «яками». В итоге лишь младший лейтенант Гаврилин заявил об уничтожении одного Ju-88. Завершающим аккордом дня стал бой 6 Як-7б 728-го иап, ведомых снова капитаном A. B. Ворожейкиным, с большой группой из 28 He-111, в районе Борисовки. По его результатам пилотам группы было записано 4 уничтоженных He-111.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве"

Книги похожие на "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Виталий Горбач

Виталий Горбач - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве"

Отзывы читателей о книге "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.