Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве"
Описание и краткое содержание "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве" читать бесплатно онлайн.
В преддверии Курской битвы перед ВВС Красной Армии были поставлены задачи по завоеванию полного господства в воздухе, изгнанию люфтваффе с поля боя и оказанию эффективного содействия наземным войскам в разгроме врага. Итог ожесточенных двухмесячных боев, казалось бы, однозначно свидетельствовал: поставленные перед «сталинскими соколами» цели были достигнуты, небо над Огненной Дугой осталось за советской авиацией. Однако подлинная цена этой победы, соотношение реальных потерь противоборствующих сторон долгое время оставались за рамками официальных исследований.
Как дорого обошлась нам победа? Какова роль люфтваффе в срыве попытки Красной Армии окружить орловскую и харьковскую группировки вермахта? Стало ли сражение над Курской дугой переломным моментом в ходе воздушного противостояния на советско-германском фронте? На эти и на многие другие вопросы вы найдете ответы на страницах этой книги.
Юго-восточнее тяжелые бои вели экипажи 10-го иак, прикрывавшие войска генерала А. С. Жадова в районе Козычево. В ходе всего двух воздушных схваток группы 235-й иад потеряли 7 самолетов. 10 Ла-5 3-го гв. иап под командованием старшего лейтенанта М. И. Мудрова провели воздушный бой с двумя шестерками Ju-88. Бомбардировка второй группой «юнкерсов» была сорвана, хотя ни одного немецкого бомбардировщика сбить не удалось, а из боевого вылета не вернулись три наших истребителя. В это же время воздушный бой с 20 Ju-88, прикрытых большим количеством «мессершмиттов», вела дюжина Ла-5 из 239-го иап. На счет старшины А. Б. Амарова были записаны Ju-88 и Bf-109, однако потери нашей группы составили 4 самолета. Отметим, что потери 3-го гв. и 239-го иап за день составили соответственно 7 и 8 самолетов.
Известные немецкие источники не подтверждают большинство советских заявок на воздушные победы 4 августа. Так, группы пикирующих бомбардировщиков потеряли всего 1 Ju-87 из состава 1./StG77. Повреждения, кроме того, получил противотанковый Ju-87G-1 из Pz.Jg./StG2. Наибольшие потери же понесла II/SchG1, два самолета которой были повреждены на аэродроме Варваровка (о налетах на немецкие аэродромы мы поговорим ниже), а еще два оказались сбиты.
Противниками советских истребителей стали «мессершмитты» из II и III/JG52. Уже упоминавшийся нами Бертхольд Кортс из 9-го отряда достиг в этот день большого успеха. В воздушных боях им было сбито 9 советских самолетов (1 Ил-2 и 8 истребителей ЛаГГ), причем в ходе лишь одного вечернего боя он сбил сразу 3 ЛаГГ, по всей видимости, это были Ла-5, принадлежавшие 239-му иап. Отметим, что I и II группы эскадры JG52 были уже на второй день боев переброшены командованием 4-го воздушного флота в район Белгорода. Таким образом, впервые за долгое время все три группы эскадры действовали над одним участком фронта.
Говоря о противоборстве в воздухе 4 августа, нельзя не отметить воздушный бой летчика Давыденко из 91-го гв. шап 4-й гв. шад. Его самолет, поврежденный зенитным огнем, подвергся нападению двух FW-190. Теряющий высоту Ил-2 представлял для немецких пилотов заманчивую цель. Однако на втором заходе истребителей в атаку Давыденко резко убрал газ, и оба «фокке-вульфа» проскочили вперед. Один из истребителей, получив две очереди, вспыхнул и упал на землю. Давыденко еще успел послать три очереди во второго немца, когда его самолет, окончательно потеряв скорость, рухнул на землю. По донесению пилота, оба FW-190 оказались сбиты и валялись неподалеку на земле. Получив справку о двойной победе от наземного командования, отважный пилот вернулся в свою часть[307]. Вполне вероятно, что жертвами Давыденко стали два штурмовика FW-190F-3 из состава II/SchG1, которые, согласно немецким данным, нашли свой конец в одном и том же квадрате.
Подводя итог воздушным схваткам 4 августа, отметим, что, согласно советским документам, количество сбитых немецких самолетов возросло по сравнению с 3 августа почти в 1,5 раза. Только 2-й воздушной армией в 32 воздушных боях было заявлено об уничтожении 65 самолетов (15 Ju-87, 13 Ju-88, 20 Bf-109, 7 FW-190, 6 He-111, 3 Hs-126 и 1 Fi-156). Собственные же потери составили 36 самолетов. Данные штаба 5-й воздушной армии свидетельствуют о 34 победах при 26 потерянных самолетах. А вот согласно немецким данным, в разряд потерь можно отнести всего 15 самолетов, из которых 6 было потеряно 4-м воздушным флотом безвозвратно.
Основные потери армий С. А. Красовского и С. К. Горюнова приходились на истребительную и штурмовую авиацию. Соединения же бомбардировщиков несли минимальные потери. За 3–4 августа 202-я бад потеряла всего 1 Пе-2. Потери 1-го бак составили, по разным данным, от 2 до 4 самолетов. Однако не зря говорят, что смерть выбирает лучших. 4 августа летчики 1-го бак оплакивали гибель одного из лучших экипажей 82-го гв. бап младшего лейтенанта В. В. Панина. Вместе со своим командиром на аэродром из боевого вылета не вернулись штурман мл. лейтенант Адамянц и стрелок старшина Ермолаев. В составе полка этот экипаж сделал 64 боевых вылета, неизменно выполняя наиболее сложные и ответственные задания командования по разведке в тылу противника. Посмертно все авиаторы экипажа Б. В. Панина были представлены к званию Героя Советского Союза. Однако высокой награды 2 сентября 1943 года был удостоен посмертно только командир. В наградном листе героя указывалось, что он совершил 57 вылетов на штурмовку, из них 25 на разведку в интересах артиллерийского командования. На счету экипажа числилось также 3 сбитых немецких истребителя.
Борьба с немецкой авиацией не ограничивалась лишь воздушными боями. Начиная с 4 августа было совершено несколько налетов на аэродромы, находящиеся южнее и юго-западнее Белгорода, а также на аэродромы харьковского аэроузла. Переброска значительных сил авиации 4-го воздушного флота не ускользнула от внимания советского командования. Самолетами-разведчиками 2-й и 5-й воздушных армий было обнаружено около 100 немецких самолетов на аэродроме Толоконное, где базировались Ju-87 из состава StG77. Кроме того, скопления немецких самолетов были отмечены на аэродромах, находившихся в этом же районе: Микояновка, Болдыревка, Варваровка.
4 августа 12 Ил-2 673-го шап 266-й шад атаковали аэродром Микояновка, на котором, по докладам пилотов, удалось сжечь 15 самолетов противника. Из этой группы оказался подбит истребителями лишь штурмовик младшего лейтенанта Елисеева, который, перетянув на свою территорию, сумел совершить вынужденную посадку, уже на следующий день прибыв в полк. Согласно немецким данным, два FW-190 из II/SchG1 были повреждены. Кроме того, два Hs-129, принадлежавшие отряду 4(Pz)./SchG2, были уничтожены на аэродроме Варваровка немецкими пехотинцами.
День 5 августа стал знаменательным для советской стороны во всех отношениях. Войсками Брянского и Степного фронтов были освобождены два крупных русских города — Орел и Белгород. Для командования же Воронежского фронта этот день был днем перехода в наступление правофланговых 27-й и 40-й армий, а также развитием успеха в районе Томаровки. Остановимся на этих событиях по порядку.
Как уже отмечалось, наступлению войск 27-й и 40-й армий и в Ставке, и в штабе Воронежского фронта придавалось очень большое значение. Задачей армий генералов С. Г. Трофименко и К. С. Москаленко было расширение прорыва, разворачивание фронта наступления на запад и обеспечение тем самым защиты танковой армии М. Е. Катукова от контрудара по ее правому флангу. Для содействия наступлению авиационным командованием был создан мощный авиационный «кулак». В его состав вошли 202-я бад и 1-й бак, который, как мы уже знаем, был на время «позаимствован» у 5-й воздушной армии, а также 291-я шад и 5-й иак.
Авиационная подготовка началась в ночь на 5 августа с налетов ночных легкомоторных У-2 208-й нбад, которые бомбили часть дороги между Борисовкой и Грайвороном. С утра, после артиллерийской подготовки, части 27-й и 40-й армий перешли в наступление и, преодолевая сопротивление пехотных частей противника, усиленных 11-й танковой дивизией, продвинулись к исходу дня на расстояние от 6 до 18 километров при непосредственной поддержке авиации, которая сыграла в этом успехе весьма значительную роль.
При проведении артиллерийской подготовки бомбардировщики 1-го бак и 202-й бад подвергли ожесточенной бомбежке район Большая Писаревка, Грайворон, Замостье, совершив к исходу дня соответственно 96 и 116 самолето-вылетов. При этом их потери составили 8 Пе-2. Кроме того, еще один самолет был подбит, а два разбиты в авариях и катастрофах. Отметим, что в прицелы штурманов Пе-2 1-го бак попали 5 августа не только скопления немецких войск и техники, а также взлетные полосы аэродромов Толоконное, Микояновка, находящиеся юго-западнее Белгорода. По докладам экипажей, было уничтожено и повреждено 10 самолетов противника. Налеты по аэродромам 5 августа были куда более эффективны, чем накануне. Они во многом заставили немецкую авиацию вскоре перебазироваться на аэродромы харьковского аэроузла. Среди немецких частей и подразделений особенно пострадал отряд 6./SchG1. Из его состава один «фокке-вульф» был уничтожен, а еще два повреждены. Кроме того, сильно пострадали I и II/StG77 на аэродроме Толоконное — пять Ju-87D получили повреждения, один был разбит при посадке, а еще четыре «восемьдесят седьмых» потеряны в боях.
Отметим, что удары по аэродромам харьковского аэроузла продолжали наносить и авиаторы 17-й воздушной армии.
5 августа 8 Ла-5 11-й гв. иад вышли к аэродрому Чугуев, но, не обнаружив там самолетов противника, проштурмовали аэродром Рогань, где удалось, по докладам экипажей, сжечь два самолета. Получив данные об этой атаке, командир 1-го гв. сак генерал-майор В. И. Аладинский поднял в воздух 20 Ла-5 под командованием майора Н. Е. Романова. Группа «лавочкиных» зашла на аэродром со стороны солнца, после чего истребители, с подвешенными под крыльями бомбами, стали пикировать на самолетные стоянки, производя бомбометание с высоты 3000–800 метров. По докладам пилотов, им удалось уничтожить еще не менее 5 вражеских машин, среди которых был отмечен четырехмоторный FW-200. Кроме того, в воздушном бою летчики записали на свой счет 1 Bf-109 и 2 Ju-52.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве"
Книги похожие на "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Виталий Горбач - Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве"
Отзывы читателей о книге "Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве", комментарии и мнения людей о произведении.