» » » » Франц Меринг - История войн и военного искусства


Авторские права

Франц Меринг - История войн и военного искусства

Здесь можно скачать бесплатно "Франц Меринг - История войн и военного искусства" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
История войн и военного искусства
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История войн и военного искусства"

Описание и краткое содержание "История войн и военного искусства" читать бесплатно онлайн.








Насколько различны были методы войны фридриховского и наполеоновского войска, настолько тождественна была тактика русских при Цорндорфе и при Эйлау. Массивные, чрезвычайно глубокие построения, поддержанные многочисленной артилле­рией и укреплениями, чудовищные вследствие глубины построе­ния потери, достигавшие в обоих названных нами боях почти половины армии, — но при всем этом в последнем счете оказыва­лось непреодолимое сопротивление. Сражение при Цорндорфе считается прусской военной историей победой Пруссии. Но, как часто бывает, о победе тут можно говорить только в очень огра­ниченном смысле. Великолепный образ этого сражения дал один современный дипломат, сравнивший его с сильной оплеухой, от которой человек «переворачивается кругом, но продолжает ос­таваться на ногах». Русские войска продолжали стоять, а король отступил, чтобы в следующем году от тех же самых русских по­терпеть поражение при Куннерсдорфе — самое страшное пора­жение из испытанных прусской армией до Йены. Наполеон, из­влек мудрый урок из опыта под Эйлау и заключил под его впечат­лением Тильзитский мир, который в некотором роде, конечно, имел для него роковое значение.

В чем заключалась сила русского войска? Во всем, в чем французская армия в 1806 г. превосходила прусскую армию, она превосходила также и современную русскую армию. Кро­вавая дисциплина, позорное издевательство над солдатами, пло­хое вооружение и снабжение, подкупная и бестолковая адми­нистрация, бессмысленное увлечение парадами, помешатель­ство на гвардии — все это находило себе место в русской армии в такой же мере, если не в большей, как в прусской, а неспособ­ностью своих офицеров русская армия далеко превзошла даже свой прусский образец. В зимний поход 1806 — 1807 гг. рус­ским главнокомандующим был фельдмаршал Каменский, в бук­

вальном смысле слова безумный человек, который в один пре­красный день просто бежал с театра военных действий. Его пре­емником был генерал Бенигсен, командовавший при Эйлау. Своим местом он был обязан не военным талантам, которые у него полностью и целиком отсутствовали, но тому обстоятель­ству, что царь Александр боялся его как главного убийцы свое­го отца, царя Павла. Как мало русский генеральный штаб, если о таковом можно говорить, стоял на уровне современной стра­тегии и тактики, видно из того, что царь Александр принял гене­рала Пфуля, одного из главных виновников йенского разгрома, после сражения при Йене к себе на службу и держал его в каче­стве самого выдающегося специалиста до 1812 г.

Однако в одном существенном пункте русская армия отли­чалась в 1806 г. от прусской. В то время как эта последняя почти наполовину состояла из чужестранцев солдат, русская армия рекрутировалась из уроженцев страны. Было бы ошибочно де­лать отсюда вывод, что это было национальное войско, отли­чавшееся сильным национальным духом. Об армии, сражавшей­ся при Цорндорфе и Эйлау, говорит один русский военный пи­сатель: «Русский не знает более ужасной участи, не представляет себе ничего более страшного, чем участь солда­та... Самая страшная и самая действительная угроза, которой помещик пугал своих крепостных, была угроза сдачи в солда­ты». Правительство не делало никакой тайны из того, какой суровой считало оно само участь солдат, наказывая 25-летней солдатской службой за самые тяжелые преступления. Так же, как и в прусском наемном войске, удлинение срока службы рас­сматривалось как тяжелое дисциплинарное наказание, ничем не отличавшееся от наказания шпицрутенами. Когда в сраже­нии при Аустерлице один пехотный полк на глазах царя побе­жал, он был наказан тем, что всем солдатам срок службы был удлинен с 25 до 30 лет. За исключением одного Суворова, ста­рая русская армия не выдвинула ни одного «национального ге­роя», каких имела в довольно значительном количестве старая прусская армия в лице Дерфлингера, Шверина, Цитена, Зейдлица, Блюхера. Страшная тяжесть безволия, которую наклады­вала на русского солдата кровавая дисциплина на целые десят­ки лет, душила в нем все моральные побуждения, кроме одного.

Немецко-прусский писатель Бернгарди, который в своей чрезвычайно поучительной работе дает картину старого рус­ского войска накануне Крымской войны, этой русской Йены, пишет, между прочим: «Господствующее настроение, в кото­ром живет русский солдат, есть настроение беспрекословной

молчаливой покорности. Он считает свою судьбу неизбежным роком, налагающим на него обязанность безусловного повино­вения и заставляющим перед глазами своего начальства ничего не делать и не говорить, кроме того, что ему приказано. Он испытывает такое ощущение, как будто находится во власти ка­кой-то безграничной могущественной силы, которая в последней и высшей инстанции исходит от царя... Однако есть представле­ние, вытекающее из ближайших, понятных этому солдату отно­шений, которое играет господствующую роль в его психике и чрезвычайно легко, без всякого возбуждения извне проявляется наружу. Это представление о "наших". Так называет солдат в узком смысле слова своих товарищей по полку, в широком смыс­ле — все русское войско. Он считает большим позором и бесче­стьем оставлять "наших" в опасности и способен на самые боль­шие жертвы по отношению к своим товарищам».

Энгельс объясняет причины того, что Бернгарди и другие знатоки русского войска признают за неоспоримый факт, сле­дующим образом:

«Русский солдат обладает безусловно большой храброс­тью. Пока тактическое решение сражения заключалось в на­тиске больших сомкнутых пехотных масс, он был в своей сти­хии. Весь его жизненный опыт учил его держаться спаянно со своими товарищами. Полукоммунистическая еще община в де­ревне, товарищеская работа артели в городе — всюду круго­вая порука, взаимная связанность товарищей; он видел вокруг себя такой строй общества, который постоянно требует спай­ки и постоянно подчеркивает беспомощность отдельных ин­дивидуумов, представленных собственной силе и собственной инициативе. Эта психология не оставляет русских и на воен­ной службе. Массы батальонов невозможно рассеять. Чем больше опасность, тем сильнее спаянность отдельных групп». То, что Энгельс писал дальше относительно этого инстинкта, неоценимого еще в эпоху наполеоновских войн, но ставшего в настоящее время прямо вредным для русского войска, не име­ет отношения к нашей теме. Я уже указывал на то, что Крымс­кая война была Йеной старорусского войска. В данном случае нас интересует то, что в тот век, когда наполовину азиатское государство решительно вмешалось в европейскую жизнь, внутренней спайкой его войск была не дисциплина постоянно­го войска, а дисциплина милиции, та, которая вытекает из об­щности условий труда и жизни входящих в армию солдат. Эта спайка была настолько громадной силой, что чудовищный пе­реворот военного искусства в конце XVIII столетия, который


Французская конница 1857 г.


вдребезги разбил образцовую прусскую армию, для русской армии оказался почти нечувствительным.

Даже тогда, когда в русской армии дисциплина милиции стал­кивалась с дисциплиной кнута, побеждала первая. Инстинкт спай­ки вел к тем сомкнутым массовым, необычайно глубоким постро­ениям, которые причиняли тяжелые потери, вследствие чего с ними так жестоко боролись немецкие генералы русской армии, стремясь приспособить солдат то к фридриховской линейной так­тике, то к наполеоновской тактике рассыпного строя, но все­гда безуспешно. «Это удивительно и замечательно,— заявляет Бернгарди,— что солдаты испытывают какую-то нравственную необходимость в массовом построении». Он рассказывает о сле­дующем эпизоде из русской военной истории:

«Во время штурма Варшавы в 1831 г. чувства подавленности и стыда, выражавшиеся под конец очень бурно, овладели всей гвардейской пехотой, которая здесь, как и в течение всего похо­да, во время боя, находилась в резерве. Гвардейские солдаты из­дали, так сказать на горизонте, наблюдали часть боя, слышали стрельбу и должны были оставаться бездеятельными. Как ни при­выкли русские солдаты молчать, среди них там и сям стали разда­ваться протестующие голоса: "Наши дерутся и проливают кровь,

а нас здесь держат позади — стыдно". Такими словами высказы­валось растущее неудовольствие. Голоса становились настоль­ко громкими, что было почти невозможно поддерживать спокой­ствие. Офицеры делали вид, что ничего не слышат. Это было единственное, что им оставалось делать».

Этот пример показывает полное бессилие даже развращаю­щего гвардейского принципа перед дисциплиной милиции. Прус­ские гвардейцы в течение 1813 и 1814 гг. не проявляли ни ма­лейшего недовольства, наблюдая из своего безопасного поло­жения, как ландвер истекает кровью.

Однако достаточно исторических примеров. То, что мы хоте­ли из них извлечь, заключается в следующем. Вопрос — милиция или постоянное войско? — есть вопрос военного устройства, а душой всякого военного устройства является дисциплина. Рас­суждая абстрактно, мы можем сказать, что дисциплина милиции, поскольку она вытекает из условий жизни и работы, бесконечно выше, чем дисциплина постоянного войска, приобретаемая им путем выучки и муштровки,— настолько же выше, насколько жизнь выше школы. Ясно, что именно жизнь, а не школа, выраба­тывает бойцов. Но предпосылками всякой милиции являются оп­ределенные условия жизни и работы, создающиеся историчес­ким развитием. Там, где эти условия отсутствуют, милиция стоит настолько же ниже постоянного войска, насколько безграмот­ный в военном деле ниже примитивного стрелка.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История войн и военного искусства"

Книги похожие на "История войн и военного искусства" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Франц Меринг

Франц Меринг - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Франц Меринг - История войн и военного искусства"

Отзывы читателей о книге "История войн и военного искусства", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.