» » » » Георг Гегель - Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика


Авторские права

Георг Гегель - Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика

Здесь можно скачать бесплатно "Георг Гегель - Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство Соцэкгиз, год 1929. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
1929
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика"

Описание и краткое содержание "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика" читать бесплатно онлайн.



Собрание сочинений в 14 томах. Издательство социально-экономической литературы (Соцэкгиз)

Год: 1929-1959






Примечание. Говоря о суждении, обычно мыслят самостоятельные

крайности, субъект и предикат: субъект есть вещь или самостоятельное

определение, предикат есть также всеобщее определение, которое

находится вне этого субъекта, скажем, в моей голове, а затем я

присоединяю предикат к субъекту, и, таким образом, мы образуем

суждение. Однако, так как связка «есть» высказывает предикат о субъекте,

то это внешнее, субъективное подведение субъекта под предикат снова

УЧЕНИЕ О ПОНЯТИИ

273

устраняется, и суждение принимается как некое определение самого

предмета. Этимологическое значение слова Urtheil (суждение,

буквально — перво–часть) в нашем языке глубже и выражает единство

понятия как первоначальное единство, которое, различаясь,

производит первоначальное деление, чем и является суждение на самом деле.

Абстрактное суждение выражается в предложении: единичное есть

всеобщее. Это — те определения, которые сначала имеют по

отношению друг к другу субъект и предикат, когда моменты понятия

берутся в их непосредственной определенности или цервой абстракции

(предложения «особенное есть всеобщее» и «единичное есть особенное»

составляют дальнейшее определение суждения). Следует признать

удивительным отсутствием наблюдательности то обстоятельство, что мы не

находим в логиках указания на тот факт, что в каждом суждении

высказывается положение «единичное есть всеобщее» или, еще определеннее,

«субъект есть предикат* (например: бог есть абсолютный дух).

Определения: единичность и всеобщность, субъект и предикат, разумеется,

также и различны, но, тем не менее, это не устраняет того вполне

всеобщего факта, что каждое суждение высказывает эти определения

как тожественные.

Связка «есть» проистекает из природы понятия, по которой

оно в своем отчуждении (in seiner Entausserung) тожественно с

собою; единичное и всеобщее, как его моменты, суть такие

определенности, которые не могут быть изолированы. Предшествовавшие

рефлективные определенности в своих отношениях имеют также и

соотношение друг с другом, но их связь есть лишь обладание, а не

бытие, не есть тожество, положенное как таковое, или всеобщность.

В суждении мы поэтому впервые видим истинную особенность

понятия, ибо суждение есть определенность или различение понятия, —

определенность, которая, однако, остается всеобщностью.

Прибавление. Суждение обыкновенно рассматривается как

соединение понятий и именно разнородных понятий. Правильно в этом

понимании то, что понятие, несомненно, образует предпосылку суждения

и выступает в суждении в форме различия. Говорить о разнородных

понятиях, напротив, неправильно, ибо понятие, как таковое, хотя оно

и конкретно-, есть, однако, по существу своему единое понятие, и

содержащиеся в нем моменты не должны рассматриваться как различные

виды; также ошибочно говорить о связывании сторон суждения, так

как, когда говорят о связывании, связываемые члены мыслятся

существующими также и вне этой связи, сами по себе. Внешний характер

Логика. 18

274

этого понимания обнаруживается затем еще явственнее, когда говорят

о суждении, что оно получается благодаря тому, что субъекту

приписывается предикат. Субъект при этом считается существующим

самостоятельно вне нас, а предикат—находящимся в нашей голове. Этому

представлению, однако, противоречит уже связка «есть». Когда мы

говорим «эта роза есть красная» или «эта картина прекрасна», мы этим

утверждаем, что не мы извне заставили розу быть красной или

картину быть прекрасной, а это составляет собственные определения этих

предметов. Дальнейший недостаток обычного в формальной логике

понимания суждения состоит в том, что, согласно этой логике, суждение

представляется вообще лишь чем–то случайным и переход от понятия

к суждению не доказывается. Но понятие, как таковое, не остается

недвижимым внутри себя, вне процесса, как это полагает рассудок;

оно, наоборот, как бесконечная форма, целиком деятельно, есть как бы

punctum saliens всякой жизненности и, значит, отличает себя от самого

себя. Это положенное собственной деятельностью понятия распадение

его на различие своих моментов есть суждение, которое поэтому

следует понимать как обособление понятия. Понятие, правда, в себе

уже есть особенное, но в понятии, как таковом, особенное еще не

положено, а находится в незатемненном единстве со всеобщим. Так,

например, зародыш растения, как мы раньше (§160, прибавление) заметили,

уже, правда, содержит в себе особенное корня, ветвей, листьев и т. д.,

но это особенное, однако, существует пока лишь в себе и полагается

лишь тогда, когда зародыш раскрывается, распускается, что должно

рассматриваться как суждение растения. Этот пример может служить

также и для того, чтобы сделать для нас ясным,что ни понятие, ни

суждение не находятся только в нашей голове и не образуются лишь нами.

Понятие есть то, что живет в самих вещах, то, благодаря чему они суть

то, что они суть, и понять предмет означает, следовательно, осознать

его понятие. Не наша субъективная деятельность приписывает

предмету тот или другой предикат, когда мы переходим к рассмотрению

предмета, а мы рассматриваем предмет в положенной его понятием

определенности.

§ 167.

Суждение обычно берется в субъективном смысле, берется как

операция и форма, встречающаяся лишь в самосознающем мышлении.

Но этого различия нет еще в логике, и суждение следует брать в

том совершенно всеобщем смысле, что все вещи суть суждения, т. е.

УЧЕНИЕ О ПОНЯТИИ

275

суть единичные, имеющие внутри себя некую всеобщность или

внутреннюю природу, или, иными словами, они суть индивидуализированное,

оединиченное всеобщее; всеобщность и единичность отличны в них, но в

то же самое время они тожественны.

Примечание. Вышеуказанному лишь субъективному толкованию

суждения, согласно которому я будто бы приписываю некоему субъекту

некий предикат, противоречит явно объективное выражение

суждения: роза есть красная, золото есть металл и т. д., — значит, не я

приписываю субъекту некое свойство. Суждения отличны от

предложений; в последних содержатся такие определения субъектов, которые

не стоят в отношении всеобщности к ним— состояние, отдельный

поступок и т. п. — Цезарь родился в Риме в таком–то и таком–то

году, вел в продолжение десяти лет войну в Галлии, перешел

Рубикон и т. д., — все это предложения, а не суждения. Совершенно

нелепо также сказать, что такого рода предложения, как, например:

я сегодняшнюю ночь хорошо спал или: становитесь под ружье! — могут

быть облечены в форму суждения. Лишь в том случае предложение,

гласящее «карета проезжает мимо», было бы суждением, а именно

субъективным суждением, если бы могло подвергаться сомнению,

есть ли движущийся мимо предмет карета, либо описывалось бы,

движется ли предмет или тот пункт, с которого мы его наблюдаем, —

лишь в том, следовательно, случае, когда мы интересуемся тем, чтобы

найти определение для еще неопределенного надлежащим образом

представления.

§ 168.

Точка зрения суждения служит выражением конечности, и

конечность вещей с этой точки зрения состоит в том, что они суть

некоторое суждение (Uith il, буквально перво–часть), что хотя их наличное

бытие и их всеобщая природа (их тело и их душа) соединены друг с

другом, ибо в противном случае они были бы ничто, все же эти их

моменты уже разнствуют между собою и вообще отделимы друг от друга.

§ 169.

В абстрактном суждении: единичное есть всеобщее, субъект, как то,

что отрицательно относится к себе, есть непосредственно конкретное,

предикат же, напротив, есть абстрактное, неопределенное всеобщее.

Но так как они связаны через «есть», то и предикат в своей всеобщ-

18*

276

ности должен также содержать в себе определенность субъекта; таким

образом эта определенность есть особенность, и последняя есть

положенное тожество субъекта и предиката; определенность,

следовательно, здесь, как равнодушная к этому различию формы, есть содержание.

Примечание. Лишь в предикате субъект получает свою четкую

определенность и содержание; сам по себе он, поэтому, — одно лишь


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика"

Книги похожие на "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Георг Гегель

Георг Гегель - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Георг Гегель - Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика"

Отзывы читателей о книге "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.