Георг Гегель - Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика"
Описание и краткое содержание "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика" читать бесплатно онлайн.
Собрание сочинений в 14 томах. Издательство социально-экономической литературы (Соцэкгиз)
Год: 1929-1959
смысл, который здесь имеют эти поверхностные мысли о менее
совершенном и более совершенном, состоит в отличии бытия, как
непосредственного единства с собою, от понятия, как свободного
опосредствования собою. Так как бытие обнаружило себя моментом понятия, то
последнее, следовательно, оказалось истиной бытия. Как эта его
рефлексия внутрь себя и как снятие опосредствования, понятие есть
предположение непосредственного, — предположение, тожественное
с возвращением внутрь себя, а это тожество составляет свободу и
понятие. Если поэтому момент называют несовершенным, то понятие,
совершенное, несомненно, развивается из несовершенного, ибо оно
есть по существу своему снятие своего предположения. Но в то же
самое время только понятие, посредством полагания себя, и делает
это предположение, как это обнаружилось при рассмотрении
причинности вообще и взаимодействия в особенности.
Понятие определено по отношению к бытию и сущности таким
образом, что оно есть сущность, возвратившаяся к бытию, как к простой
непосредственности, благодаря чему его отражение,видимость, обладает
действительностью и ее действительность есть вместе с тем свободное
отражение внутрь самой себя. Бытием понятие, таким образом,
обладает как своим простым соотношением с собою или как
непосредственностью своего единства внутри самого себя. Бытие есть столь
бедное определение, что оно есть наименьшее, что мы можем указать
в понятии.
Переход от необходимости к свободе или от действительного —
в понятие очень труден потому, что мы должны мыслить
самостоятельную действительность как обладающую всей своей
субстанциальностью в ее переходе и тожестве с иной по отношению к ней
самостоятельной действительностью; таким образом, и понятие также очень
УЧЕНИЕ 0 СУЩНОСТИ
263
трудно для понимания, потому что оно само и есть это тожество. Но
действительная субстанция, как таковая, причина, которая в своем для-
себя–бытии ничему не хочет давать проникнуть внутрь себя, уже
подчинена необходимости, или судьбе, перейти в положенность, и это
подчинение скорее и представляет собою наибольшую трудность. Мышление
необходимости, напротив, есть скорее разрешение этой трудности, ибо
оно есть совпадение себя в другом с самим собою; оно есть
освобождение, которое не есть бегство абстракции, а состоит в том, что в другом
действительном, с которым действительное связано властью
необходимости, оно не имеет себя как другое, а имеет свое собственное
бытие и полагание. Как существующее для себя, это освобождение
называется «я», как развитое в свою целостность — свободный дух,
как чувство — любовь, как наслаждение — блаженство. — Великое
воззрение спинозовской субстанции есть лишь в себе
освобождение от конечного для–себя–бытия, понятие же есть для себя мощь
необходимости и действительная свобода.
Прибавление. Если называют понятие, как это мы делаем здесь,
истиной бытия и сущности, то должен возникнуть вопрос, почему мы
не начали с него. Ответом на этот вопрос служит то, что там, где дело
идет о мыслящем познании, нельзя начать с истины, потому что истина,
образуя начало, основана на одном лишь заверении, а мыслимая
истина, как таковая, должна оправдать себя перед мышлением. Если
бы в начале логики мы поставили понятие и, как это по содержанию
совершенно правильно, определили его как единство бытия и сущности, то
возник бы вопрос, что нужно мыслить под бытием и что под сущностью
и как бытие и сущность доходят до того, чтобы совмещаться в единстве
понятия. Но тогда, следовательно, вышло бы, что мы начали с понятия
только по названию, а не по существу. Настоящим исходным пунктом
служило бы бытие, как мы это сделали и здесь, только с тем различием,
что определения бытия и точно так же и определения сущности
пришлось бы заимствовать непосредственно из сферы представления,
между тем как мы, напротив, рассматривали бытие и сущность в их
собственном диалектическом развитии и познали их как снимающих
самих себя, чтобы перейти в единство понятия.
Третий отдел. Учение о понятии.
§ 160.
Понятие есть то, что свободно, как сущая для себя субстанциальная
мощь, и есть целостность, в которой каждый из моментов есть целое,
представляя собою понятие, и положен как нераздельное с ним
единство; таким образом, понятие в своем тожестве с собою есть в себе и
для себя определенное.
Прибавление. Точка зрения понятия есть вообще точка зрения
абсолютного идеализма, и философия есть познание посредством
понятий, поскольку все то, что прочее сознание считает сущим и
самостоятельным в своей непосредственности, в ней познается лишь как
некий идеальный момент. В рассудочной логике понятие
рассматривается только как простая форма мышления и, говоря более точно,
как общее представление; к этому подчиненному пониманию понятия
относится и так часто повторяемое со стороны ощущения и сердца
утверждение, будто понятие, как таковое, есть нечто мертвое, пустое и
абстрактное. На самом же деле все обстоит как раз наоборот: понятие
есть начало всякой жизни и, следовательно, вместе с тем всецело
конкретно. Это является выводом из всего проделанного до сих пор
логического движения и не требует поэтому здесь доказательства. Что же
касается противоположности между формой и содержанием,
выдвинутой против понятия как чего–то якобы лишь формального, то эту
противоположность со всеми остальными противоположностями, за
которые крепко держится рефлексия, мы уже оставили за собою как
диалектически, т. е. через самое себя, преодоленную, и именно понятие–то
и содержит внутри себя, как снятые, все прежние определения мысли.
Понятие,правда,следует рассматривать как форму, но как бесконечную,
творческую форму, которая заключает внутри себя всю полноту вся-
УЧЕНИЕ 0 ПОНЯТИИ
265
кого содержания и служит вместе с тем его источником. Можно также
называть понятие абстрактным, если мы под конкретным будем
понимать лишь чувственно конкретное и вообще непосредственно
воспринимаемое; понятия, как такового, нельзя ощупать руками, и мы должны
вообще оставить слух и зрение, когда дело идет о понятии. И однако,
понятие, как мы заметили выше, в то же время всецело конкретно, а
именно постольку, поскольку оно содержит внутри себя в идеальном
единстве бытие и сущность и, следовательно, все богатство этих двух
сфер. — Если, как мы заметили выше, различные ступени логической
идеи могут рассматриваться как ряд определений абсолютного, то
определение абсолютного, которое полагается у нас здесь, гласит:
абсолютное есть понятие. При этом следует, разумеется донимать
понятие в другом и высшем смысле, чем тот, в каком его понимает
рассудочная логика, рассматривающая понятие лишь как самое по себе
бессодержательную форму нашего субъективного мышления. Можно
было бы, пожалуй, поставить еще следующий вопрос: если в
спекулятивной логике понятие имеет совершенно другое значение, чем то, которое
обычно связывают с этим выражением, то почему мы все же называем
здесь это совершенно другое понятием и даем этим повод к
недоразумениям и путанице? На такой вопрос мы должны были бы ответить, что как
бы ни было велико расстояние между понятием формальной логики и
спекулятивным понятием, все же оказывается при ближайшем
рассмотрении, что более глубокий смысл, в котором употребляется термин
«понятие», отнюдь не так чужд обычному словоупотреблению, как
это кажется сначала. Говорят о выведении некоего содержания,
например определений закона, касающихся собственности, из понятия
собственности, и точно также говорят и обратно — о сведении такового
содержания к понятию. Но этим признают, что понятие есть не только
бессодержательная в себе форма, так как, с одной стороны, из такой
формы ничего нельзя было бы вывести, и, с другой стороны, сведением
данного содержания к пустой форме понятия и само содержание
только лишалось бы своей определенности, но не было бы познано.
§ 161.
Поступательное движение понятия больше уже не
представляет собою ни перехода, ни видимости, отражения в другом,
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика"
Книги похожие на "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Георг Гегель - Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика"
Отзывы читателей о книге "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика", комментарии и мнения людей о произведении.