Георг Гегель - Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика"
Описание и краткое содержание "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика" читать бесплатно онлайн.
Собрание сочинений в 14 томах. Издательство социально-экономической литературы (Соцэкгиз)
Год: 1929-1959
чередование моментов есть, собственно говоря, полагание причиною
самой себя, и лишь это полагание есть ее бытие, Несущественность
259
различия есть не только в себе, или наша рефлексия (предшествующий
параграф), но само взаимодействие означает, что каждое из
положенных определений снова снимается и превращается в
противоположное, означает, следовательно, полагание той несущественности
моментов, которая есть в себе. В изначальность полагается действие,
т. е. изначальность снимается; действие причины становится
реакцией и т. д.
Прибавление. Взаимодействие есть причинное отношение,
положенное в его полном развитии, и к этому–то отношению обыкновенно
и прибегает рефлексия, когда она убеждается в неудовлетворительности
рассмотрения вещей с точки зрения причинности вследствие
вышеуказанного бесконечного прогресса. Так, например, в исторических
исследованиях раньше всего рассматривается вопрос, являются ли характер
и нравы определенного народа причиной его государственного
устройства и его законов или, наоборот, их следствием, и затем переходят к
пониманию этих двух факторов — характера и нравов, с одной стороны,
и государственного устройства и законов, с другой — с точки зрения
взаимодействия, так что причина в том же отношении, в каком она
есть причина, есть вместе с тем действие, и действие в том же отношении,
в каком оно есть действие, есть вместе с тем и причина. То же самое
происходит при рассмотрении природы и, в особенности, живого
организма, отдельные органы и функции которого также оказываются
находящимися друг к другу в отношении взаимодействия. Но хотя
взаимодействие есть, несомненно, ближайшая истина отношения причины и
действия, и оно стоит, так сказать, на пороге понятия, однако именно
поэтому не следует удовлетворяться применением этого отношения,
поскольку дело идет о постигающем в понятиях познании. Если не
идут дальше рассмотрения содержания лишь с точки зрения
взаимодействия, то это на самом деле такой способ рассмотрения, в котором
совершенно отсутствует понятие; мы тогда имеем дело с сухим
фактом, и требование опосредствования, которое является главным
мотивом применения отношения причинности, снова остается
неудовлетворенным. Если мы ближе присмотримся к отношению
взаимодействия, мы увидим, что его неудовлетворительность состоит в том,
что, вместо того, чтоб рассматриваться как эквивалент понятия, оно
само прежде всего требует, чтобы его постигли. А чтобы понять
отношение взаимодействия, мы должны не оставлять две его стороны
в непосредственной данности, а должны, как мы это указали в двух
предшествующих параграфах, познать в них моменты третьего, выс-
17*
260
шего, которое именно и есть понятие. Если мы, например,
рассматриваем нравы спартанского народа как действие его государственного
устройства и, наоборот, их государственное устройство как действие
нравов, то этот способ рассмотрения может быть и правилен, однако
он все же не дает окончательного удовлетворения, потому что на
самом деле мы не поняли ни государственного устройства, ни нравов
этого народа. Удовлетворение получается лишь тогда, когда мы познаем,
что эти две стороны, а также и все остальные стороны, которые
обнаруживают нам жизнь и история спартанского народа, имеют своим
основанием понятие.
§ 167.
Это чистое чередование с самим собою есть, таким образом,
раскрытая или положенная необходимость. Связь необходимости,как
таковой, есть тожество, как еще внутреннее и скрытое тожество, потому что
оно есть тожество таких вещей, которые считаются действительными,
но самостоятельностью которых именно и должна быть
необходимость. Шествие субстанции через причинность и взаимодействие есть
поэтому лишь полагание того, что самостоятельность есть бесконечное
отрицательное соотношение с собою, — оно есть отрицательное
соотношение вообще, в котором различение и опосредствование
превращаются в изначальность самостоятельных в отношении друг друга
действительных вещей; оно есть бесконечное соотношение с самим собою,
потому что их самостоятельность выступает лишь как их тожество.
§ 158.
Эта истина необходимости есть, следовательно, свобода, и истина
субстанции есть понятие, самостоятельность, которая, хотя и есть
отталкивание себя от себя в различенные самостоятельные
существования, все же, именно как это отталкивание, тожественна с собою,
и это пребывающее у самого себя взаимодвижение остается лишь с
самим собою.
Прибавление. Необходимость обыкновенно называют жестокой,
и справедливо ее называют так, поскольку не идут дальше ее как
таковой, т. е. не идут дальше ее непосредственного образа. Мы имеем здесь
пред собою состояние или вообще некое содержание, которое обладает
самостоятельным устойчивым существованием, и под необходимостью
разумеют прежде всего то, что на такое содержание наступает некое другое
содержание и губит первое. В этом–то и состоит жестокость и прискорб-
УЧЕНИЕ 0 СУЩНОСТИ
261
ность непосредственной и абстрактной необходимости. Тожество этих
двух содержаний, которые в необходимости представляются нам
связанными друг с другом и поэтому теряют свою самостоятельность,
есть пока лишь внутреннее тожество и еще не существует для тех,
которые подчинены необходимости. Таким образом, свобода в этой стадии
есть пока лишь абстрактная свобода, которую мы спасаем лишь
посредством отказа от того, чем мы непосредственно являемся и чем мы
обладаем. — Но, как мы видели в предшествующем, характер
дальнейшего процесса необходимости таков, что благодаря ему
преодолевается имеющаяся вначале неподатливая внешняя оболочка
необходимости и открывается ее внутреннее ядро. Тогда обнаруживается,
что связанные друг с другом существования на самом деле не чужды друг
другу, а суть лишь моменты единого целого, каждый из которых в
соотношении с другим остается у себя и соединяется с самим собою. Это —
преображение необходимости в свободу, и эта свобода есть не только
свобода абстрактного отрицания, но скорее конкретная и
положительная свобода. Из этого мы можем также заключить, насколько
превратно рассматривание свободы и необходимости как взаимно
исключающих друг друга. Необходимость как таковая, правда, еще не есть
свобода, но свобода имеет своей предпосылкой необходимость и
содержит ее внутри себя как снятую. Нравственный человек сознает
содержание своей деятельности чем–то необходимым, имеющим силу в себе
и для себя, и этим так мало наносится ущерб его свободе, что
последняя, даже наоборот, лишь благодаря этому сознанию становится
действительной и содержательной свободой в отличие от произвола
еще бессодержательной и лишь возможной свободы. Пусть
наказываемый преступник рассматривает постигающее его наказание как
ограничение своей свободы; на самом деле, однако, наказание не есть
чуждая сила, которой его подчиняют, а лишь проявление его
собственных деяний, и, признавая это, он ведет себя как свободный
человек. Высшая самостоятельность человека состоит вообще в том, что
он знает себя всецело определяемым абсолютной идеей; такое
сознание и поведение Спиноза называет amor intellectualis dei.
§ 159.
Понятие есть, следовательно, истина бытия и сущности, так как
отражение, видимость рефлексии внутри самой себя есть в то же
время самостоятельная непосредственность, и это бытие различенной
262
действительности есть непосредственно лишь отражение, видимость
внутри самой себя.
Так как понятие оказалось истиной бытия и сущности, которые
оба возвратились в него, как в свое основание, то и оно, наоборот,
развилось из бытия, как из своего основания. Первая сторона этого
поступательного движения может рассматриваться как углубление
бытия внутрь самого себя, причем благодаря этому поступательному
движению раскрылось его внутреннее; вторая же сторона может
рассматриваться как происхождение более совершенного из менее
совершенного. Так как такое развитие рассматривалось лишь с последней
стороны, то это ставилось в упрек философии. Более определенный
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика"
Книги похожие на "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Георг Гегель - Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика"
Отзывы читателей о книге "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика", комментарии и мнения людей о произведении.