» » » » Георг Гегель - Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика


Авторские права

Георг Гегель - Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика

Здесь можно скачать бесплатно "Георг Гегель - Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство Соцэкгиз, год 1929. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
1929
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика"

Описание и краткое содержание "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика" читать бесплатно онлайн.



Собрание сочинений в 14 томах. Издательство социально-экономической литературы (Соцэкгиз)

Год: 1929-1959






больное тело не согласно с понятием жизни, и точно так же воровство есть

поступок, который не соответствует понятию человеческой

деятельности. Из этих примеров видно, что как бы ни было правильно

непосредственное суждение, в котором о некоем непосредственном

единичном высказывается некое абстрактное качество, оно все же может не

содержать в себе истины, так как в нем субъект и предикат не

находятся в отношении реальности и понятия друг к другу. Неистинность

непосредственного суждения состоит, далее, в том, что его форма и

содержание не соответствуют друг другу. Если мы говорим: эта роза

есть красная, то связка «есть» подразумевает, что субъект и предикат

находятся в согласии друг с другом. Но роза, как некое конкретное, не

только красна, но также и благоухает, обладает некоторой

определенной формой и разнообразными другими определениями, не

содержащимися в предикате «красная». Этот предикат, с другой стороны, как

некое абстрактное всеобщее, принадлежит не только этому субъекту.

Существуют еще и другие цветы и вообще другие предметы, которые

также красны. Субъект и предикат в непосредственном суждении как

бы соприкасаются друг с другом только в одной точке, но не покрывают

280

друг друга. Иначе обстоит дело с суждением понятия. Если мы

говорим: этот поступок хорош, это — суждение понятия. Мы тотчас же

замечаем, что здесь между субъектом и предикатом имеет место не

такое неустойчивое и внешнее отношение, как в непосредственном

суждении. Между тем как в последнем предикат составляет какое–нибудь

абстрактное качество, которое может принадлежать, но может также

и не принадлежать субъекту, в суждении понятия, напротив, предикат

есть как бы душа субъекта, который всецело как бы является телом

этой души, всецело определяется ею.

§ 173.

В этом отрицании, как первом, еще остается соотношение

субъекта с предикатом, который благодаря этому оказывается

относительно всеобщим и лишь определенность которого подвергается отрицанию

(роза не красна—подразумевает, что она все же обладает цветом, —

прежде всего, другим цветом, что, однако, было бы, в свою очередь,

лишь положительным суждением). Но единичное не есть некое

всеобщее. Таким образом C) суждение распадается внутри себя: 1) на

пустое тожественное соотношение: единичное есть единичное —

тожественное суждение, и 2) на наличное полнейшее несоответствие

между субъектом и предикатом — на так называемое бесконечное

суждение·

Примечание. Примером последнего служат такие суждения,

как, например: дух не есть слон, лев не есть стол и т. п., — предложения

правильные, но такие же бессмысленные, как и тожественные

предложения: лев есть лев, дух есть дух. Эти предложения, хотя и

представляют собою истину непосредственного, так называемого

качественного суждения, — не суть, однако, вообще суждения и могут

встречаться лишь в субъективном мышлении, которое может фиксировать

также и неистинную абстракцию. Рассматриваемые объективно, они

выражают природу сущего, или чувственных вещей, выражают именно

то, что они суть распадение на пустое тожество и на наполненное

соотношение, которое, однако, есть качественное инобытие соотнесенных

друг с другом субъекта и предмета,их полное несоответствие друг другу.

Прибавление. Отрицательно–бесконечное суждение, в котором

между субъектом и предикатом уже нет более никакого отношения,

обыкновенно приводится в формальной логике лишь как

бессмысленный курьез. Однако на самом деле мы должны рассматривать это бес-

УЧЕНИЕ О ПОНЯТИИ

281

конечное суждение не только как случайную форму субъективного

мышления; оно оказывается, наоборот, ближайшим диалектическим

результатом предшествующих непосредственных суждений

(положительного и просто отрицательного суждений), конечность и неистинность

которых в нем явно выступает наружу. Как объективный пример

отрицательно–бесконечного суждения можно рассматривать преступление.

Кто совершает преступление, скажем определеннее — совершает,

например, воровство, тот отрицает не только особенное право другого лица

на эту определенную вещь, как это имеет место в гражданском споре,

а отрицает вообще его право, и вора поэтому не только обязывают

отдать назад украденную им вещь, но и, кроме того, подвергают еще

наказанию, потому что он нарушает право как таковое, т. е. право

вообще. Гражданская тяжба является, наоборот, примером просто

отрицательного суждения, так как в ней отрицается лишь данное

особенное право и, следовательно, признается право вообще. Здесь

дело обстоит так же, как в отрицательном суждении: этот цветок не

красен, — суждении, которым отрицается в цветке только этот

особенный цвет, а не цвет вообще, ибо цветок может быть еще голубым,

желтым и т. д. Точно так же и смерть есть бесконечно–отрицательное

суждение в отличие от болезни, которая есть просто–отрицательное

суждение. В болезни тормозится или отрицается только та или иная

особенная жизненная функция, между тем как в смерти, напротив,

как обыкновенно выражаются, разлучаются друг от друга душа и

тело, т. е. субъект и предикат совершенно разъединяются.

?) Рефлективное суждение.

§ 174.

Единичное, положенное в суждение как единичное (как

рефлектированное внутрь себя) обладает некоторым предикатом, в сравнении с

которым субъект, как соотносящийся с собою, вместе с тем остается

неким другим. В существовании субъект уже более не

непосредственно качественен, а находится в отношении и в связи с чем–то

другим, с неким внешним миром. Всеобщность следовательно, стала

означать эту относительность (например: полезен, опасен; тяжесть,

кислота, затем влечение и т. д.).

Прибавление. Суждение рефлексии отличается вообще от

качественного суждения тем, что его предикат уже больше не есть некоторое

непосредственное абстрактное качество, а его предикат есть такого рода

282

суждение, благодаря которому обнаруживается, что субъект находится

в соотношении с чем–то другим. Если мы,например, говорим:«эта роза. —

красная»,то мы рассматриваем субъект в его непосредственной

единичности, вне соотношения с другим. Если же мы, напротив, произносим

суждение «это растение целебно», то мы рассматриваем субъект,

растение, как находящееся через свой предикат, целебность, в соотношении

с другим (с болезнью, которая может быть излечена этим растением).

Точно так же обстоит дело с суждениями: это тело эластично, этот

инструмент полезен, это наказание действует устрашающе и т. д.

Предикаты таких суждений суть вообще рефлективные определения, через

которые совершается, правда, выход за пределы непосредственной

единичности субъекта, но вместе с тем еще не указывается понятие

последнего. Обычное рассуждательство растекается преимущественно

в такого рода способе суждения. Чем конкретнее предмет, о котором

идет речь, тем больше точек зрения он дает рефлексии; эта рефлексия,

однако, не исчерпывает его своеобразной природы, т. е. его понятия.

§ 175.

1) Субъект, единичное как единичное (в единичном суждении),

есть некое всеобщее. 2) В этом соотношении он поднимается выше своей

единичности (Singularitat). Это расширение есть внешнее расширение,

субъективная рефлексия, сначала неопределенная особенность (в

частном суждении, которое непосредственно столь же отрицательно, сколь

и положительно, единичное разделено внутри себя: оно отчасти

соотносится с собою, отчасти с другим). 3) Некоторые суть всеобщее; таким

образом особенность расширена до всеобщности или, иначе говоря,

всеобщность, определенная единичностью субъекта, есть совокупность

всех (общность, обычная рефлективная всеобщность), всякость (Allh it).

Прибавление. Субъект, будучи определен в единичном суждении

как всеобщее, этим самым выходит за пределы себя, за пределы этого

только единичного. Если мы говорим: это растение целебно, то такое

— суждение подразумевает, что не только это единичное растение целебно,

а что многие или несколько растений целебны, и это дает частное

суждение (некоторые растения целебны, некоторые люди

изобретательны и т. д.). Через частность непосредственно единичное теряет


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика"

Книги похожие на "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Георг Гегель

Георг Гегель - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Георг Гегель - Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика"

Отзывы читателей о книге "Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.