Протоиерей Иоанн Толмачев - 4.Недели по Троице 18-32
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "4.Недели по Троице 18-32"
Описание и краткое содержание "4.Недели по Троице 18-32" читать бесплатно онлайн.
2. Оно возвышает и оживляет сознание нашего человеческого достоинства.
Человек гордый и тщеславный считает себя великим, потому что имеет больше состояния, почета, власти и силы, чем имеют другие. Но что значат эти преимущества?
Какое достоинство могут они дать нам?
По нашему внешнему, земному состоянию мы остаемся существами смертными. Но если мы возвышаемся нашим духом к Богу, к бесконечному и вечному Духу, то тогда только мы познаем наше высокое достоинство, которое нам присуще от рождения, и к которому мы предназначены.
Великое преимущество, дарованное тебе Творцом, состоит в том, чтобы ты мог познавать Его в Его величии и славе, чтобы твой дух мог возноситься к Нему в благоговейных молитвах и размышлениях, усматривать в познании и соблюдении Его святой воли цель твоего стремления и назначения к вечному бытию.
Осмелиться сказать себе — я создан по Его образу, я должен быть совершен, как Он, я могу Ему молиться, чтобы Его Дух озарял меня и укреплял ко всякому добру — вот высокое достоинство, ощущаемое тобой при каждом собеседовании твоего духа с Богом!
Но если ты не в состоянии сказать этого о себе, если твой дух обессилен суетными заботами и не может заниматься Богомыслием — не заслуживаешь ли ты тогда сожаления и порицания за то, что утратил величайшее достоинство?
Будем чаще упражняться в духовных собеседованиях с Богом, стремиться к познанию Его, молиться Ему, словословить Его и всегда “познавать, что есть воля Божия” (ст.17). Тогда мы все будем чувствовать себя выше бездушных небесных светил, важнее всех земных тварей, потому что наш дух может приближаться к Вечному Существу, уподобляться Ему, составлять с Ним одно и быть бессмертным подобно Ему — (Псал. 8).
3. Оно доставляет нам прекраснейшие и чистейшие радости.
Радости и удовольствия чувственные, мирские, греховные не могут быть названы прекрасными, потому что они непостоянны, скоро наскучают и сопровождаются скорбью и горечью.
Прекраснейшие и чистейшие радости есть радости возвышенного духа и благочестивого сердца.
Где мы найдем их, как не в духовных собеседованиях с Богом? Если мы подумаем о дивных путях Его всеблагого и премудрого промысла, то как нам приятно сознавать, что Его всемогущество охраняет и нас, Его мудрость руководит и нами!
Если мы помыслим о Его благодеяниях, о Его помощи и защите, какую Он оказывал нам в опасностях, тогда не воскликнем ли мы: “благослови душа моя Господа!”
Если мы читаем Его слово, размышляем о Его заповедях и обетованиях, то какую радость доставляет нам, что мы через это исполняемся Духом, становимся разумнее и лучше!
Если мы молимся Ему, то какое утешение мы чувствуем, и как укрепляется наше упование на Него! Если мы, ублажая Господа “псалмами и славословиями и песнопениями духовными ” прославляем Его благость и любовь, то какой блаженной и возвышенной отрадой наполняется наш дух и сердце!
Испытайте хотя бы один раз эти радости, доставляемые духовным собеседованием с Богом, ощутите хотя бы однажды мир и блаженство, какие вкушает благочестивый человек в Богомыслии, — и вы тогда будете ни во что считать каждое земное счастье, вы убедитесь тогда, как через это украшаются даже все земные радости и удовольствия жизни.
4. Оно облагораживает все чувства и ощущения сердца.
Эти ощущения и чувства бывают приятные или неприятные, соединенные с удовольствием или скорбью. Мы не должны быть равнодушными к их свойствам. Кто может оправдывать чувства и ощущения человека скупого, немилосердого, враждолюбивого, мстительного, и ставить их наравне с чувствами и ощущениями человека благожелательного, милосердого и сострадательного?
Посредством духовного собеседования с Богом облагораживаются все ощущения и чувства сердца. Потому что нечистые похоти и пожелания ослабляются и мало-помалу подавляются. Как может благочестивый христианин, который часто думает о Боге, поучается из Его слова, представляет себе образ всесвятейшего и всесовершеннейшего Существа, питать в своем сердце нечистые и постыдные ощущения и чувства? Благоговение к Богу не терпит никаких других ощущений, кроме благочестивых и святых.
Как мы можем молиться Богу, возвышать наше сердце к прославлению Его премудрости, всемогущества и доброты, и в то же время питать в сердце низкие, чувственные наклонности?
Только чистые сердцем узрят Бога.
5. Оно есть лучшее средство сделать наши мысли и поступки достойными Бога.
Исследуйте причины, почему вы поддаетесь иногда греховным искушениям, нарушаете ваши обязанности, предаетесь дурным поступкам?
Вы найдете, что вас оставила мысль о Боге, что вы давно не занимались размышлением о Его воле и не имели в уме и в сердце Его заповедей. Потому что непрестанное памятование о Боге, благоговейные упражнения, опыты Его любви и попечения побудили бы нас к неуклонному послушанию Его воле, к небесной ревности об исправлении, чтобы благоугодить Ему и быть достойными Его благодати.
Как благотворно поэтому духовное собеседование с Богом! Сколько побуждений к тому, чтобы это собеседование предпринималось сколь возможно чаще! Оно приносит благословение нашим трудам, утешение и покой сердцу, надежду и упование на Божью благодать.
“Дорожа временем, потому что дни лукавы” (ст.16)
В этих апостольских словах заключается:
1. Жалоба: “потому что дни лукавы!”
2. Увещание: “дорожи временем!”
Дорожите временем, потому что дни лукавы
“Дорожа временем, потому что дни лукавы” (ст.16).
Время дорого, и однако, как легкомысленно о нем думают, как мало его ценят!
“Когда вытекает ваше вино вы печальны; а когда теряете время, вы веселы”!?[1136]
1. Дни лукавы:
а) Трудные, тяжелые, впрочем “не говорите, что прошлые времена были лучше, это — добродетель делает время хорошим, а порок худым.”[1137]
б) Скоротечные и невозвратные: “когда меня спрашивают, что такое время, я знаю, что оно, а когда я хочу его объяснить, я уже не знаю его более.”[1138]
Посему:
2. Дорожите временем. “Оно есть как бы ярмарка, где мы можем купить, что желаем; но если мы не воспользуемся им для нашей выгоды, то не можем купить ничего более.”[1139]
Итак дорожите:
а) временем настоящим, “отнимите время у вещей земных и отдайте его делам вечности.”[1140]
б) временем прошедшим, ошибки прошедшего мы можем загладить настоящим; время, проданное миру и страстям, мы можем выкупить чистосердечным раскаянием в настоящие минуты (2 Кор. 6:2[1141]).
Мудрое употребление времени
“Дорожа временем, потому что дни лукавы” (ст.16).
Бывает:
1. Если мы составляем себе правильное понятие о времени.
2. Если мы, сколько возможно, держим себя независимо от времени.
3. Если мы пользуемся временем благоразумно и благочестиво.
Сравнение чувственных радостей с духовными
“И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу” (ст.18–19).
1. Те — скоропреходящи, эти — продолжаются вечно.
2. Те — не удовлетворяют, но сопровождаются раскаянием и скорбью; эти — непременно осчастливливают.
3. Те — препятствуют нашему исправлению; эти — содействуют нашему совершенству.
Как было бы желательно, чтобы мы при нашем стремлении к христианскому совершенству обладали не только доброй, но и просвещенной волей!
“Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия”(ст. 17).
В этом стихе, как и в 10,[1142] апостол выражает желание, чтобы христиане в своих стремлениях к христианскому совершенству проявили не только добрую, но и разумную волю.
Это дает повод проповеднику беседовать о том, — как было бы желательно, чтобы мы при нашем стремлении к христианскому совершенству обладали не только доброй, но и просвещенной волей!
1. Добрая воля может считать добром и справедливостью то, что на самом деле не есть доброе и справедливое, просвещенная воля рассеивает такие заблуждения.
2. Добрая воля может погрешать в выборе средств к достижению своих целей, просвещенная воля и здесь не допускает до предприятия пагубных или несовершенных мер.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "4.Недели по Троице 18-32"
Книги похожие на "4.Недели по Троице 18-32" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Протоиерей Иоанн Толмачев - 4.Недели по Троице 18-32"
Отзывы читателей о книге "4.Недели по Троице 18-32", комментарии и мнения людей о произведении.