Протоиерей Иоанн Толмачев - 4.Недели по Троице 18-32
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "4.Недели по Троице 18-32"
Описание и краткое содержание "4.Недели по Троице 18-32" читать бесплатно онлайн.
Во второй части (ст.15–19) апостол дает христианам наставление, как они должны поступать в особенно трудных обстоятельствах жизни или иначе сказать — о христианском благоразумии в жизни.
1. В чем оно состоит (ст.15–16)?
а) В святой осмотрительности или осторожности, “ смотрите, говорит апостол, поступайте осторожно (άσχρφώς тщательно, осторожно, осмотрительно)”. Так как христианам не подобает иметь никакого общения с делами тьмы (ст.11[1115]), то обращайте все ваше внимание и заботливость, чтобы не приобщаться грехам людей неверующих, и поэтому будьте во всех своих поступках “не как неразумные, но как мудрые”. Благоразумие детей мира состоит в том, что они для достижения своих целей пользуются всеми благоприятными средствами, не разбирая хороши ли они или дурны, похвальны или преступны; напротив, мудрость детей Божьих требует, чтобы предпринимать все во страхе Божьем, взирая на Господа и сообразуясь с Его волей. Помните, что “страх Господень есть истинная премудрость, и удаление от зла — разум” (Иов. 28:28).
Осторожность и благоразумие христиан в жизни состоит в том, чтобы “ходить как мудрые,” т. е. в постоянной осмотрительности. Как осторожно и осмотрительно идет странник, проходящий по узкому и скользкому пути, усеянному скалами, окруженному с обеих сторон бездонными пропастями, где каждая ошибка стоит ему жизни! Мы также — странники к вечности, и наш путь не требует ли такой же осторожности, чтобы не повредить душе, не свергнуться в безысходную бездну греха?
К этой христианской осмотрительности принадлежит также то, чтобы мы никогда не теряли из виду своей цели. Наша цель — небо со своим блаженством, вечное общение с Богом и всеми святыми, слава, к которой призвал нас Иисус Христос.
К этой святой осмотрительности относится также то, чтобы неуклонно держаться правого пути. “Аз есмь путь,” говорит Спаситель. Он хочет быть нашим путеводителем, чтобы мы верно достигали цели, мы имеем Его пример, на Него мы должны взирать, по Его слову и желанию должны действовать.
К этой святой осмотрительности относится, наконец, тщательнейшая внимательность ко всем внутренним движениям, происходящим в нас самих. Как часто возникают тут нечестивые пожелания, плотские вожделения, греховные порывы! Ничтожная искра легко тут превращается в пожар, плевелы быстро размножаются на поле пшеницы, каждый легкий грех, как бы ни казался вначале невинным, служит корнем и источником сильного зла, ужасный конец часто развивается из ничтожного начала, если не хватает внимательной осмотрительности, — и человек, поддавшись однажды влечению греха, невольно становится его жертвой. Поэтому “смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые” (ст.15).
б) В мудром употреблении времени и всех обстоятельств в жизни; об этом говорит апостол: “ дорожа (εξαγоραζόμενоι) временем, потому что дни лукавы” (ст.16). “Время есть некоторым образом как бы ярмарка (αγоρά): мы можем там купить, что желаем. Но если мы не воспользуемся им для нашей выгоды, то не можем купить ничего более” (святой Григорий Назианзин). Мудрый христианин дорожит каждой минутой, зная, что она принадлежит не ему, а Богу, поэтому он пользуется всеми случаями и обстоятельствами для своего духовного преуспевания или для пользы других. Побуждением к такому благоразумному употреблению времени должно служить то, “что дни лукавы”. Так называет апостол свое время, поскольку тогда, как со стороны иудеев, так и язычников, было воздвигнуто много коварств и бедствий против христиан и их веры (ср. Феодор. и Феофил. in h, l.), и каждое время, в которое это случается, может быть названо злым временем. Не может ли назваться таким и наше время, в которое мы живем?
Но с другой стороны дни лукавы для христианина и потому еще, что они скоротечны и скоропреходящи, поэтому он не отлагает на завтра того, что может сделать сегодня, он выкупает время, потерянное им вчера, и вообще дорожит им, зная, что у каждого дня есть своя забота (Мф. 6:34[1116]).
2. Чем поддерживается такое христианское благоразумие в жизни (ст.17–19)? Апостол указывает нам далее вспомогательные средства к поддержанию такой мудрости в христианине.
а) Так как вы должны поступать не как не разумные, но как мудрые — “итак, заповедует апостол, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия” (ст.17). Исполнение воли Божьей — вот первое вспомогательное средство к христианской мудрости в жизни! В слове Божьем нам открыта Божья воля, Евангелие указывает нам истинный путь к спасению и в нем заключаются для нас все сокровища познания и премудрости. Злобой мы должны младенчествовать, но не умом, в познаниях мы должны достигать совершенной меры возраста во Христе, поэтому мы должны познавать, “что есть воля Божья.”
б) Второе вспомогательное средство к поддержанию христианской мудрости состоит, по учению апостола, в том, чтобы не упиваться вином: “не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,” (ст.18): “Пьянство выводит человека из ума, делает его глупым и несмысленным” (толк. Никиф. in h. 1.), низводит его на степень животного, унижает его человеческое достоинство и делает его совершенно неспособным к мудрому хождению по путям Господним. Кроме того, оно отвратительно само по себе и опасно по своим страшным последствиям, каковы, например, прелюбодеяние. Когда в домашней жизни возникает какое-либо горе, и когда тот или другой из супругов, вместо того, чтобы предаться с покорностью Божьей воле, искать утешения в молитве, переносить скорби с терпением и самоотверженностью предается пьянству, для того, чтобы на мгновение усладить горечь несчастья — тогда весь дом подвергается разрушению и погибели. Если родители ведут такую жизнь, то чего доброго можно ожидать от их детей? Какие граждане и подданные выйдут из такого дома? Там уменьшается мало-помалу общественное благосостояние, там бедность и разврат возрастают исполинскими шагами. Поэтому не упивайтесь вином, оно не спасает, а губит тело и душу, но исполняйтесь, напротив, Духом, “Его святыми дарами” (см. толк. Никиф. in h. 1.), предоставьте себя Его действию, пусть Он управляет вами и наполняет ваше сердце!
в) Третье вспомогательное средство к поддержанию христианской мудрости состоит в том, чтобы мы посредством благоговейных молитв и песнопений старались возбуждать и поддерживать в себе благочестивые чувства, добрые намерения и святое настроение: назидая самих себя псалмами и славословиями (υμνоις, гимнах, хвалебных песнях или славословиях, Псал. 21:23;[1117] Мф. 26:30;[1118] Деян. 16:25[1119]), и песнопениями (ψδαΐς песнопениями вообще Исх. 15:1;[1120] Втор. 31:22[1121]) духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу (ст.19). Наши жилища должны быть как бы домашней церковью. Там, где члены семейства начинают и оканчивают каждый день молитвой, где они во время дней лукавых, дней скорби и нужд ободряют себя духовными, а не мирскими песнями, подкрепляют друг друга в несчастьях добрым словом, там поистине домашняя церковь. Такие святые отношения и песнопения членов семьи, если они исходят от сердца, не привлекут ли великого Божьего благословения, не помогут ли во время дней лукавых, не научат ли лучше внимать Божьей воле и не сделают ли нас более способными к христианской мудрости в страхе Божьем?
Перейдем теперь к частным истинам, предлагаемым этим апостольским чтением для гомилетических занятий.
Мудрость в прохождении жизненного пути
“Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы” (ст.15–16).
Апостол увещевает христиан к мудрым и осмотрительным поступкам в жизни и особенно к мудрому и добросовестному употреблению времени.
Если бы мы захотели судить о жизни по многим жалобам людей, по тому равнодушию и разочарованию, с которыми иные проводят ее, то мы могли бы давать мало цены человеческой жизни.
Но если посмотрим, как легкомысленно люди обращаются часто со временем жизни, как безумно расточают его, то мы находим истинное основание таких жалоб.
Достоинство жизни зависит от ее употребления. Отсюда происходит честь или позор, счастье или несчастье, внутреннее довольство или разочарование.
Только человек мудрый умеет вести жизнь свою так, чтобы достигалась ее цель и через это его собственное благо и счастье.
Мудрость в прохождении жизненного пути.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "4.Недели по Троице 18-32"
Книги похожие на "4.Недели по Троице 18-32" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Протоиерей Иоанн Толмачев - 4.Недели по Троице 18-32"
Отзывы читателей о книге "4.Недели по Троице 18-32", комментарии и мнения людей о произведении.