Протоиерей Иоанн Толмачев - 4.Недели по Троице 18-32
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "4.Недели по Троице 18-32"
Описание и краткое содержание "4.Недели по Троице 18-32" читать бесплатно онлайн.
Как спешат наши подчиненные, если им говорят, что они в такое-то время должны изучить, сделать, купить то или это, и если для такого дела требуется возможно короткий срок? Так и нам дано только весьма короткое время для того, чтобы научиться умирать, следовательно, научиться многому.
Или жизнь слишком долга для этого? Но 50, 60, 80 лет не весьма ли короткое время?!
в) Умирают только однажды, не более. Кто до настоящей поры не изучил жизни, как должно, своего ремесла, науки или искусства и, следовательно, не находит в этом своего успеха или пропитания, тот может еще всегда изучить что- либо другое. Но смерть решает судьбу нашу на всю вечность. После смерти нельзя ничего более изменить.
Кто в жизни не изучил надлежащим образом какого-либо ремесла или занятия, к которому приготовлялся, и должен взяться за что-либо другое, тот упустил самое лучшее время и не достигнет никакого успеха. Точно также, кто не учился рано искусству умирать, тот никогда не выучится этому, как следует.
Когда одного умирающего утешали тем, что только однажды умирают, то он сказал: “это-то и прискорбно, что только однажды, а не более.”
Заключение. Будем учиться искусству умирать, — учиться рано, теперь, всегда.
“Ты учишься хорошо умирать, если будешь учиться хорошо жить.”[768]
Вера в Иисуса Христа спасает и ныне
“Вера твоя спасла тебя” (ст.48).
Многие думают, будто вера в Иисуса Христа есть робость и слабость духа, будто она бесполезна, так как можно, говорят, и без нее жить добродетельно и со спокойной совестью, будто она не спасает человека и т. д. Но по нынешнему Евангелию, вера спасла двух истинно несчастных людей, и исцеленной жене сказал Господь, “вера твоя спасла тебя!” Она спасет также и нас.
Потому что она ведет нас:
1. Из ночи заблуждений в день истины.
Без веры в Иисуса Христа и Его святое учение человек погружается во многие, в высшей степени пагубные и опасные заблуждения, относительно существа, понятия и свойств Божьих. Человек без Христа думает:
а) Якобы мир — Бог. Объятые такой верой погрязают в тине страстей, в мирских благах, чувственных радостях и удовольствиях. Какое-либо высшее стремление здесь невозможно.
Самосознательный дух человека может получить бытие только от Высочайшего личного Духа. A порядок в мире? A любовь в неиспорченном сердце человеческом? Иисус Христос научил нас знать Бога, как Существо премудрое и вседобрейшее, и это — истина, и вера в эту истину рождает добродетели. Какие?
б) Якобы сам человек — Бог. Отсюда сколько самопоклонения и высокомерия! Иисус Христос учит, что мы только созданы по образу Божьему, но этот образ в нас потемнен и искажен, что мы — чада Божьи, но только по благодати во Христе. Эта истина ведет нас к смирению, покаянию, молитве, бдительности и т. д.
в) Якобы великие, богатые и сильные земли — Боги. Такая вера ведет тогда к лести, зависти, огорчению и т. д. Но, по учению Спасителя, у Бога нет лицеприятия, все зависит от добродетели, в той жизни бедный и незнатный может достигать высокой степени блаженства. Эта вера вселяет упование, утешение, бодрость и радость.
2. Из оков греха в свободу добродетели.
Кто творит грех, тот раб греха, опутан оковами греха. Добродетель делает свободным. Иисус Христос своим учением, жизнью, страданиями, смертью, обещаниями и угрозами обращает нас к покаянию и добродетели, а вера в Него ведет нас из оков греха и проч. Эта вера:
а) Побуждает к покаянию. Как? A если только положено начало покаяния, то уже чувствуют себя свободными.
б) Примиряет в покаянии. Каким образом? A как чувствуют себя свободными и счастливыми, если оставлен и отпущен грех, если решительно отказались любостяжательности, всяких суетных и высокомерных стремлений, всяких греховных сношений и т. д.?
в) Ведет к исполнению всех добродетелей. Каким свободным чувствует себя человек, если он молится, если он возвышается от земли к небу? Если он владеет самим собой? Если он может давать, помогать, прощать другим? Тогда стоят выше этих других и уподобляются Богу.
3. Из тягостного состояния робости в состояние полной уверенности.
Без веры во Христа человек предается робости и даже отчаянию в страданиях, трудах и заботах, в искушениях. Вера Христова вселяет спокойствие и уверенность:
а) Относительно страданий. Для христианина они служат наказанием, исправлением и испытанием. Он радуется в них и благодарит за них. Но что делает нехристианин?
б) Относительно трудов и забот. Кто здесь на земле верно исполняет обязанности своего звания, тот на небе будет поставлен над многим. Великая награда небесная должна достигаться с усилием и трудом.
в) Относительно испытаний. Для христианина они — только случаи к нравственному преуспеванию. Кто их преодолевает и побеждает, тот получит на небе неувядаемый венец.
4. Из тьмы смерти в свет вечной истины.
Для неверующего, для нехристианина телесная смерть есть конец жизни. Для закрытых телесных глаз все темно. Но для христианина, имеющего очи, просвещенные верой, смерть есть:
а) Сон.
б) Переход в лучшую жизнь.
в) Начало лучшего бытия.
Ο смерти и сне
“Не плачьте; она не умерла, но спит” (ст.52).
Нынешнее евангелие дает нам случай беседовать о смерти. “Не умерла,” сказал Господь о дочери Иаира, “но спит”. Но Спаситель говорил так иносказательно, ибо она действительно была мертва. Она умерла и однако не умерла, спала и не спала. Как это? Объясним.
1. Благо тому, кто не умер, а только спит!
Девица в нынешнем евангелии была не мертва. Лучшая ее часть — душа еще жила, она разлучилась только с мирно-почившим телом. Коль скоро душа и тело были снова соединены, она опять пробудилась. Так есть и люди, которые спят в нравственном отношении, спят на смертном одре, но еще не умерли, есть почившие, и они живут, они — не мертвы. Благо таким почивающим, которые не умерли!
а) Не умерли в дни земной жизни. Блаженный Августин долго спал, но он был не мертв. Пробуждающий голос пришел: мать его Моника плакала и молилась, св. Амвросий проповедывал, благодать Божия подействовала. Он был спасен. Так спали некиемуж или жена, некие сын или дочь — они спали греховным сном, но они не дошли еще до совершенного закоснения во грехе, не отгоняли упорно от себя Божьей благодати. Приходит пробуждающий голос, вследствие слушания слова Божьего, чтения какой-либо книги, собственного или чужого несчастья и т. д., — и они пробуждаются, прибегают к покаянию и исправляются. Благо тогда им!
Не будем гордиться перед нашими погрешающими братьями, если не чувствуем за собой никаких тяжких грехов. Быть может, они будут лучше нас. Пока они живут на земле, они еще не умерли, не погибли. Настоящая жизнь есть время благодати! Могут еще осуществлять свое спасение. Только тот не имеет никакой надежды на спасение, кто расточает время благодати. Благо нам: мы живем еще и можем принести покаяние, можем идти по следам блаженного Августина и святой Магдалины!
6) Не умерли на смертном одре. О Моисее и других Священное Писание говорит: “уснул, уснул во Господе”! Апостол Павел называет умерших усопшими. Таким образом, смерть представляется как бы успением.
Кто имеет злую совесть, прилагает грехи ко грехам, неправды к неправдам, не раскаиваясь в них; тот не может спокойно уснуть. Но кто прожил праведно и благочестно, тот с радостью взирает на пройденный им путь жизни. Он не умирает, но продолжает жить в своих делах и в признательных сердцах между людьми. С непоколебимой верой взирает он на своего Спасителя, который обещал и приобрел ему Своими заслугами бессмертную жизнь. Он засыпает и пробуждается в лучшей жизни, где его вера становится реальным ощущением, его надежда исполняется и его любовь осуществляется. Он только спит в смерти, но не умер. Благо ему!
в) Не умерли в той жизни. Кто достигает вечного блаженства, тот не умер, но живет, живет у Бога. Тут в первый раз настанет для человека истинная жизнь. Но и эта жизнь не есть ли некоторого рода сон? Да, насколько наслаждаются покоем и миром. Каким счастливым чувствует себя человек, если он после тяжкой борьбы достигает наконец мира? Как сладостен уже покой после дневных трудов и забот. Но там — на небе имеют мир после жгучей борьбы со грехом и искушением. Там наслаждаются покоем после столь многих страданий и трудов. Это — сладостнейший мир и покой.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "4.Недели по Троице 18-32"
Книги похожие на "4.Недели по Троице 18-32" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Протоиерей Иоанн Толмачев - 4.Недели по Троице 18-32"
Отзывы читателей о книге "4.Недели по Троице 18-32", комментарии и мнения людей о произведении.