Сергей Кара-Мурза - Куда идем? Беларусь, Россия, Украина

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Куда идем? Беларусь, Россия, Украина"
Описание и краткое содержание "Куда идем? Беларусь, Россия, Украина" читать бесплатно онлайн.
В этой книге показано, как пережили кризис 90-х годов и 2000—2007 годы народы и хозяйства Беларуси, России и Украины. Главные характеристики жизни трех наших стран, представленные в форме графиков, показывают, что с середины 90-х годов в каждой из них реализуется свой, отличный от других, проект восстановления и развития. Это сравнение поучительно. Опыт братских народов позволяет лучше понять перспективы доктрин правительств трех государств, побуждает задуматься о нашей общей судьбе. Книга дает основу для мысленного диалога ее читателей по разные стороны «границ», показывает возможность альтернатив. По-новому видится и предыстория нашего кризиса.
Рис. 4-63. Индекс производства в машиностроении и металлообработке в Беларуси, 1980 = 100
Рис. 4-64. Индекс производства в машиностроении и металлообработке в России, 1970 = 100
Рис. 4-65. Индексы производства в машиностроении и металлообработке в Беларуси, России и на Украине, 1980 = 100
В Беларуси сокращение численности персонала в машиностроении наблюдается как в общем, так и в категории рабочих (рис. 4-66). Даже за период с 2000 по 2007 год среднегодовая численность промышленно- производственного персонала в машиностроении Беларуси сократилась на 107 тыс. человек, или на 25,2%.
В России в 1990 г. в отрасли «машиностроение и металлообработка» среднегодовая численность промышленно-производственного персонала составляла 9652 тыс. человек (из них рабочих 7496 тыс. человек). В 2006 г. численность работников сократилась до 3200 тыс. человек, или в три раза (рис. 4-67).
Крупных технологических изменений в производстве за это время не произошло, и производительность труда существенно вырасти не могла. Следовательно, и объем производства должен был сократиться в той же пропорции, что и численность персонала. Это вполне соответствует той картине, которая складывается из рассмотрения натурных показателей по большому перечню машин и оборудования.
Рис. 4-66. Численность промышленно-производственного персонала в машиностроении и металлообработке Беларуси, тыс. человек
Представление динамики производства в машиностроении индексом производства, который рассчитывается в стоимостном выражении в сопоставимых ценах, создает неопределенность. Машиностроение — отрасль динамичная, за 20 лет реформы очень сильно изменился ассортимент продукции, аналоги для расчета сопоставимых цен обладают недостаточным подобием. Во сколько оценить автомобиль «форд-фокус» выпуска 2007 года на автомобильном рынке России 1980 года? Стоимостной индекс производства может сильно искажать реальность сравнительно с отраслями, стабильно производящими технологически однородную продукцию (например, сталь, серную кислоту, ткань, зерно, молоко).
Рис. 4-67. Среднегодовая численность работников организаций в машиностроении (сумма подотраслей «производство машин и оборудования», «производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования», «производство транспортных средств и оборудования») в России, млн. человек
Рис. 4-68. Производство подшипников качения в СССР, млн. шт.
Чтобы оценить знак и примерную величину ошибки, полезно рассмотреть независимые от стоимости индикаторы в их натуральном выражении. Как говорилось выше, для машиностроения таким устройством-индикатором может служить подшипник.
В СССР производство подшипников стало быстро расти после 1945 г. и стабилизировалось с 1980 г., насытив потребность машиностроения (рис. 4-68).
Производство и рынок подшипников — объект постоянного мониторинга и маркетинговых исследований[32]. В 80-е годы в РСФСР производилось ежегодно около 800 млн. подшипников, к 1995 г. производство в России упало до 304 млн., а за 2000—2006 гг. наблюдается постепенный спад с 257 до 155 млн. Уменьшение доли отечественного производства компенсируется импортом, однако она остается высокой и стабильной (в 2000—2002 гг. она превышала 86%, в 2005 г., по некоторым данным, снизилась до 70—72%).
В обзорах рынка разных лет сказано следующее: 1. «В 2002 и 2003 годах емкость внутреннего рынка России будет постепенно возрастать: если в 2001 году она составляла 196,1 млн. штук подшипников, то в 2003 году по предварительному прогнозу она составит 200—201 млн. штук подшипников, темп роста емкости рынка по сравнению с 1999—2001 гг. снизится». 2. «Кажущееся» потребление колеблется в пределах 185—215 млн. штук, составив в 2005 г. около 200 млн.» (позже было сделано уточнение: «Кажущееся» потребление колеблется в пределах 185—215 млн. штук, составив в 2005 г. около 188 млн.»). 3. «Около одной трети подшипников в России потребляется автомобилестроением и вторичным рынком для ремонта автомобилей. Объемы производства подшипников качения в России в последние годы имеют тенденцию к уменьшению».
Из этих данных следует, что за 2001—2005 гг. емкость внутреннего рынка подшипников не возросла. К тому же на этом рынке возник растущий спрос со стороны автомобилестроения и ремонта автомобилей, потребляющий около трети подшипников.
Динамика производства подшипников в Беларуси и на Украине на первом этапе реформы и в России показана на рис. 4-69...4-71.
Рис. 4-69. Производство подшипников качения в Беларуси, млн. штук
Рассмотрим динамику изменений в машиностроении в натуральном выражении на ряде примеров, выбирая для них именно ключевые (системообразующие) типы машин — те, от производства которых зависят целые отрасли хозяйства. Из этих производств здесь выбраны те, которые в большой мере развивались во всех трех республиках — в Беларуси, России и на Украине.
Рис. 4-70. Производство подшипников качения в России, млн. штук
Рис. 4-71. Производство подшипников качения на Украине, млн. штук
Первым таким типом машин можно считать те, которые создают энергетическую базу любого производства — обеспечивают его теплом, электричеством, механической силой. Каково положение в этой подотрасли машиностроения? Например, в течение 80-х годов ежегодно в среднем в России выпускалось паровых котлов (с производительностью свыше 10 тонн пара в час) суммарной мощности 45,6 тыс. тонн пара. К 1999 г. объем производства упал до 3,2 тыс. тонн — более чем в 14 раз. В 2000 и 2001 гг. он слегка вырос, но остается исключительно низким и неустойчивым (в 2006 г. всего 1,85 тыс. т).
Машин, применяемых в энергетике, много. Здесь приведем статистику производства тех машин, которые занимали важное место в промышленности каждой республики.
Важнейший тип энергетических машин — турбины. В конце 80-х годов в России производилось турбин общей мощностью 14—15 млн. кВт, а на Украине мощностью около 7 млн. кВт. Динамика их производства с 1980 г. показана на рис. 4-72...4-74.
Соответственно сокращению производства турбин снизился и выпуск генераторов к турбинам. После 1970 г. их ежегодный выпуск, вплоть до реформы, обеспечивал суммарную мощность около 13 млн. кВт, а в 2000 г. составил суммарную мощность 1,4 млн. кВт, то есть в 10 раз меньше, чем в 70—80-е годы. В 2005 г. он вырос — до 5 млн. кВт, а в 2006 г. слегка опустился, до 4,8 млн. кВт. В целом за 10 дореформенных лет (1980— 1989 годы) было выпущено генераторов к турбинам общей мощностью 114 млн. кВт, а за десятилетие 1992— 2001 гг. мощностью 32,5 млн. кВт.
Беларусь производила существенную долю электродвигателей переменного тока. Примерно поровну производили Россия и Украина. Динамика этого производства представлена на рис. 4-75...4-78.
Рис. 4-72. Производство турбин в России, млн. кВт
Рис. 4-74. Индексы производства турбин в России и на Украине, 1980= 100
Рис. 4-73. Производство турбин на Украине, млн. кВт
Рис. 4-75. Производство электродвигателей переменного тока с высотой оси вращения 63—355 мм в Беларуси, тыс. шт.
Рис. 4-76. Производство электродвигателей переменного тока с высотой оси вращения 63—355 мм в России, тыс. шт.
Рис. 4-77. Производство электродвигателей переменного тока с высотой оси вращения 63-355 мм на Украине, тыс. шт.
Рис. 4-78. Индексы производства электродвигателей переменного тока в Беларуси, России и на Украине, 1980 = 100.
Важной системой больших машин являются те, что выполняют наиболее трудоемкие работы в строительстве (дорожном, жилищном, капитальном и др.) — при выемке, перемещении и планировке грунта, подъеме тяжестей и т.д. Можно сказать в целом, что в этой подотрасли реформа нанесла машиностроению тяжелейший удар. Вместо той модернизации и обновления моделей, которые планировались начиная с середины 80-х годов, произошло свертывание и производства, и конструкторских разработок.
На рис. 4-79...4-81 показана динамика производства одной из главных массовых машин — экскаваторов. Уже к 1975 г. их производство в СССР вышло на стабильный уровень, достаточный для хозяйственной деятельности страны с ее ежегодным приростом около 3,5%. Этот уровень составлял выпуск 27—40 тыс. экскаваторов в год со средней емкостью ковша 0,6 м3. В результате реформы производство экскаваторов рухнуло обвально.
Главным производителем экскаваторов была РСФСР (более 27 тыс. в год), за ней шла Украина (11 тыс.). Уровень производства в ходе реформы изменялся таким образом:
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Куда идем? Беларусь, Россия, Украина"
Книги похожие на "Куда идем? Беларусь, Россия, Украина" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Сергей Кара-Мурза - Куда идем? Беларусь, Россия, Украина"
Отзывы читателей о книге "Куда идем? Беларусь, Россия, Украина", комментарии и мнения людей о произведении.