Сергей Кара-Мурза - Куда идем? Беларусь, Россия, Украина

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Куда идем? Беларусь, Россия, Украина"
Описание и краткое содержание "Куда идем? Беларусь, Россия, Украина" читать бесплатно онлайн.
В этой книге показано, как пережили кризис 90-х годов и 2000—2007 годы народы и хозяйства Беларуси, России и Украины. Главные характеристики жизни трех наших стран, представленные в форме графиков, показывают, что с середины 90-х годов в каждой из них реализуется свой, отличный от других, проект восстановления и развития. Это сравнение поучительно. Опыт братских народов позволяет лучше понять перспективы доктрин правительств трех государств, побуждает задуматься о нашей общей судьбе. Книга дает основу для мысленного диалога ее читателей по разные стороны «границ», показывает возможность альтернатив. По-новому видится и предыстория нашего кризиса.
Рис. 4-94. Производственные мощности тракторостроения России (тыс. тракторов в год)
Рис. 4-95. Производственные мощности тракторостроения Беларуси (тыс. тракторов в год)
Очень красноречиво сравнение производства тракторов с динамикой выпуска и импортных закупок легковых автомобилей. Это сравнение многое говорит о приоритетах промышленной, экономической и социальной политики и о сдвигах в массовом сознании (рис. 4-96...4-99)[34]. После острого кризиса первой половины 90-х годов в России и на Украине возник платежеспособный спрос на легковые автомобили, но был подавлен спрос на тракторы.
Для сравнения динамики производства двух типов машин сведем графики вместе.
Сходное с тракторостроением положение возникло в результате реформы и в производстве зерноуборочных комбайнов, которые до развала СССР выпускала Россия. Оно было практически парализовано, оживление производства, которое, однако, не превратилось в устойчивую тенденцию, наметилось только в 2000—2002 гг. Динамика выпуска в России приведена на рис. 4-100.
Рис. 4-96. Производство легковых автомобилей на Украине, тыс. штук
Рис. 4-97. Производство легковых автомобилей в России, тыс. штук[35]
Начиная с 2000 г. Беларусь стала налаживать собственное производство зерноуборочных комбайнов. В 2005 г. их выпуск составил уже 1587 штук, в 2007 г. 1527.
В Беларуси производилось более 80% кормоуборочных комбайнов. Потребность сельского хозяйства в них была в основном удовлетворена в 80-е годы, и производство несколько снизилось. Но во время реформы оно было остановлено практически полностью (рис. 4-101).
Рис. 4-98. Производство тракторов и легковых автомобилей на Украине, тыс. шт.
Рис. 4-99. Индексы производства тракторов и легковых автомобилей в России, 1980 = 100
Рис. 4-100. Выпуск зерноуборочных комбайнов в России, тыс. шт.
Рис. 4-101. Выпуск кормоуборочных комбайнов в Беларуси, тыс. шт.
Важнейшей машиной для всего народного хозяйства страны является грузовой автомобиль. С конца 60-х годов производство грузовиков в СССР быстро росло и в 1988 г. составило 862 тыс. машин. Главными производителями были РСФСР и БССР. В ходе реформы произошло резкое падение производства — в России в 5 раз. В 1999—2007 гг. началось оживление, а затем рост производства. В Беларуси он идет относительно быстрее. Динамика производства представлена на рис. 4-102...4-104.
В целом состояние производства всей сельскохозяйственной техники примерно такое же, как тракторов и комбайнов. Надо подчеркнуть, что на фоне сокращения отечественного производства в Беларуси, России и на Украине идет захват рынка зарубежными производителями техники. В 90-е годы он нередко сопровождался сильным идеологическим давлением, формированием отрицательного отношения к отечественным машинам, преувеличением их качественных недостатков при замалчивании важных для реальных условий достоинств.
Так, много говорится, например, что российские комбайны допускают повышенные, по сравнению с американскими аналогами, потери зерна при уборке. Но технические преимущества американских машин оплачены столь непропорционально большим завышением цены (более чем в 4 раза дороже отечественных аналогов), что массовые закупки этих машин становятся невозможными. Например, российское село может быть обеспечено только отечественными машинами. Их можно и нужно улучшать, но лишь на основе развития собственного машиностроения.
Рис. 4-102. Производство грузовиков в Беларуси, тыс. шт.
Рис. 4-103. Производство грузовиков в России, тыс. шт.
Рис. 4-104. Индексы производства грузовиков в Беларуси и России, 1980 = 100
Скажем вкратце о транспортном машиностроении. Большая часть перевозок пассажиров общественным транспортом осуществляется автобусами. Россия была в СССР самым крупным производителем автобусов. После начала реформы производство удалось удержать, отрасль пережила очень небольшой спад, почти не имеющий аналогов в других крупных производствах (рис. 4-105)[36]. На Украине, втором по значению производителе, объем производства упал к 1996 г. в 15 раз. Подниматься производство стало после 2004 г. (рис. 4-106).
Рис. 4-106. Производство автобусов в России, тыс. шт.
Рис. 4-105. Производство автобусов в Беларуси, тыс. шт.
В этих условиях Беларусь с 1996 г. стала расширять собственные производственные мощности, которые начиная с 2004 г. обеспечили быстрый рост выпуска автобусов (рис. 4-107).
Рис. 4-107. Производство автобусов на Украине, тыс. шт.
Важнейшей («системообразующей») для всего народного хозяйства отраслью машиностроения является станкостроение. Основу его составляет производство металлорежущих станков. Как и производство подшипников, крупномасштабное производство металлорежущих станков было создано в СССР в 60—70-е годы.
Крупные предприятия станкостроения были построены и в Беларуси, и в России, и на Украине. За годы реформы везде произошел обвальный спад производства. В России выпуск станков стал снижаться с 1985 г., а к 1998 г. сократился более чем в 15 раз с конца 80-х годов, на Украине производство практически прекратилось. В Беларуси выпуск станков стал сокращаться с 1980 г., а с началом реформы ускорился. Динамика этого процесса представлена на рис. 4-108...4-111.
Рис. 4-108. Производство металлорежущих станков в Беларуси, тыс. шт.
Рис. 4-109. Производство металлорежущих станков в России, тыс. шт.[37]
Рис. 4-110. Производство металлорежущих станков на Украине, тыс. шт.
Рис. 4-111. Индексы производства металлорежущих станков в Беларуси, России и на Украине, 1980 = 100
После 2000 г. в России стал быстро расти импорт металлорежущих станков. В 2000 г. он составил (за вычетом экспорта) 15,6 тыс. штук, в 2004 г. 190 тыс., а в 2006 г. 315 тыс. штук. Это означает, что на рынке РФ станки отечественного производства практически полностью вытеснены импортными[38].
Особо надо сказать о производстве станков высокой и особо высокой точности, а также станков с числовым программным управлением (ЧПУ). Это — технологически наиболее передовая область станкостроения. В 80-е годы она быстро развивалась, так что к концу десятилетия в РСФСР 23% выпускаемых металлорежущих станков были снабжены ЧПУ, а 11% относились к категории станков высокой и особо высокой точности. Это производство понесло самый большой ущерб. Если в 1990 г. в России было выпущено 16,7 тыс. станков с ЧПУ, то в 1996—1999 гг. их выпуск составлял по 100 штук в год — в 167 раз меньше. В 2001 г. производство таких станков составило 257 штук, а потом снова произошел спад. Аналогично, доля станков высокой и особо высокой точности в общем объеме производства металлорежущих станков упала с 22,8% (1989 г.) до 1,3% в 1999 году.
Важным направлением модернизации металлообработки в 70—80-е годы была замена резания другими способами обработки — ковкой и прессованием. С этой целью быстро развивалось производство кузнечно-прессовых машин. С середины 80-х годов выпуск этих машин стал снижаться, а в годы реформы это направление было практически свернуто и производство машин резко упало. Заметного оживления его не наблюдается до настоящего времени. Динамика этого процесса показана на рис. 4-112...4-114.
Рис. 4-112. Производство кузнечно-прессовых машин в Беларуси, тыс. шт.
Рис. 4-113. Производство кузнечно-прессовых машин в России, тыс. шт.
Рис. 4-114. Производство кузнечно-прессовых машин на Украине, тыс. шт.
Надо подчеркнуть, что за время реформы был практически прекращен выпуск кузнечно-прессовых машин самого высокого технологического уровня — с числовым программным управлением.
Важной машиной в городском обществе является лифт. Это машина массового использования (в России действует около 440 тыс. лифтов, из которых 24% уже отслужили свой срок и нуждаются в замене). Главными производителями лифтов были Россия (выпуск 15,4 тыс. в 1990 г.) и Беларусь (14 тыс. в 1990 г.). Украина выпускала около 1,5 тыс. лифтов. Динамика производства в Беларуси и России дана на рис. 4-115 и 4-116.
Рис. 4-115. Производство лифтов в Беларуси, тыс. шт.
Рис. 4-116. Индексы производства лифтов в Беларуси и России и на Украине, 1980 = 100
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Куда идем? Беларусь, Россия, Украина"
Книги похожие на "Куда идем? Беларусь, Россия, Украина" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Сергей Кара-Мурза - Куда идем? Беларусь, Россия, Украина"
Отзывы читателей о книге "Куда идем? Беларусь, Россия, Украина", комментарии и мнения людей о произведении.