Павел Огурцов - Конспект

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Конспект"
Описание и краткое содержание "Конспект" читать бесплатно онлайн.
«Конспект» – автобиографический роман, написанный архитектором Павлом Андреевичем Огурцовым (1913–1992). Основные события романа разворачиваются в Харькове 1920-х – 1941 гг. и Запорожье 1944 – 1945 гг. и подаются через призму восприятия человека с нелегкой судьбой, выходца из среды старой русской интеллигенции. Предлагая вниманию читателей весьма увлекательный сюжет (историю формирования личности на фоне эпохи), автор очень точно воссоздает общую атмосферу и умонастроения того сложного и тяжелого времени. В романе представлено много бытовых и исторических подробностей, которые, скорее всего, неизвестны подавляющему большинству наших современников. Эта книга наверняка вызовет интерес у тех, кому небезразлична история нашей страны и кто хотел бы больше знать о недавнем прошлом Харькова и Запорожья. Кроме того, произведение П.А. Огурцова обладает несомненными литературными достоинствами, в чем мы и предлагаем вам, дорогие читатели, убедиться.
– А ты не понимаешь? Этот алкоголик будет ходить за мной по пятам и ныть, чтобы я отдал ему его пятьсот рублей.
– Или просто их не отдаст, – сказал Сабуров.
В этот день уехали Дмитриевская и Ярославский.
На следующий день явился заказчик, молча положил на стол договор и постучал пальцем по сумме: она была такой, как мы договаривались. Я внимательно еще раз прочел договор и подписал.
Кто мне нашел комнату – не помню. Узнал об этом на работе. Сабуров сказал:
– Идите сейчас, пока кто-нибудь не перехватил.
Примерно полчаса в хорошем темпе. Последняя улица к Днепру. Глинобитный дом под черепицей, замусоренный двор, в комнате – некрашеные полы и убогая мебель. Неприветливые старик и старуха смотрели недоверчиво и допытывались – нет ли у нас детей и не собирается ли жена рожать. Сказали, чтобы за ответом пришел через неделю.
– Нельзя ли раньше?
– Ну, придите деньков через пять или четыре.
Будут наводить справки обо мне? Выбирать квартирантов?
На работе застал гостя. Георгий Михайлович Орлов, архитектор из Москвы. Лет пятидесяти, высокий, представительный. Работал с Весниными над проектом Днепрогеса, Соцгорода и правобережных поселков, назначен главным архитектором Днепростроя и будет с небольшой группой проектировщиков работать над восстановлением Днепрогеса. Приехал с правого берега на грузовой машине. Оказывается, в теле плотине есть патерны – тоннели для наблюдения за ее состоянием, один – ниже нижнего бьефа, другой – ниже верхнего, в одном из них – железнодорожные рельсы для сообщения между берегами. По этому тоннелю сейчас ездят машины с пропусками Днепростроя.
Орлов приехал познакомиться с нами, и, когда я пришел, он вместе с Сабуровым рассматривал проекты, поступившие на согласование. Он пригласил нас троих приехать к нему посмотреть его проекты, обещал прислать за нами машину и хотел договориться о дне и времени нашей поездки.
– Боюсь вас подвести, – ответил Сабуров. – Договоримся, а кого-нибудь из нас могут задержать срочные дела.
– Понимаю, – сказал Георгий Михайлович. – А может быть, встретимся в воскресенье? Вы здесь с семьями?
– Пока еще нет. В воскресенье – пожалуйста. Как вы смотрите, чтобы поехать в воскресенье? – спросил Сабуров Корочанскую и меня.
– С удовольствием, – ответил я.
– Я не смогу, ко мне муж приедет на воскресенье, – сказала Корочанская.
– Ну, приезжайте вы вдвоем, буду очень рад. Я здесь тоже без семьи.
В воскресенье после завтрака, когда мы вышли из столовой, возле облисполкома нас ждала грузовая машина. Орлов занимал квартиру в одноэтажном домике, здесь и работал.
Смотрели эскизы, варианты. Содержания их не помню. Показывая варианты какого-то решения, Орлов сказал:
– Все это, как говорили Ильф и Петров, типичное не то. Еще не нашлось.
Снова эскизы, варианты. Он ждал нашей оценки и раз сказал:
– Ну, ну… Смелее!
Постепенно скованность прошла, началось оживленное обсуждение, мы стали хвататься за карандаши. Посмотрев эскиз Сабурова, Георгий Михайлович сказал:
– Тут что-то есть. Идея верная, надо будет над ней поработать. – Понравился ему и какой-то мой эскиз.
Потом он по телефону заказал обед и предложил выкупаться в Днепре. Спустились по крутой тропинке.
– Далеко не заплывайте, – сказал Орлов. – Видите, какое течение на средине.
Обед доставили Орлову домой. За обедом Сабуров спросил – можно ли расширить проезжую часть на плотине.
– Это вполне осуществимо и было бы целесообразно – через несколько лет ее ширина будет недостаточной. Но Днепрострой по своей инициативе это делать не станет. Надо заставить. Вот только удастся ли – не уверен: очень сжатые сроки восстановления.
– Так ведь, наверное, возможно расширить проезжую часть и при работающей станции, – сказал я.
– Видите ли, в чем тут дело: начинать надо с проезжей части – без транспорта какое может быть восстановление? Конечно, можно восстановить, как было, а потом сразу же приступить к расширению. Но, согласитесь, – это как-то странно. А почему вы об этом заговорили?
– Так ведь ширина проезжей части на самом деле скоро станет недостаточной, – ответил Сабуров. – Это понимает местное руководство и собирается поднять вопрос о расширении.
– Пусть поторопится. Хорошо, если это удастся.
Собрались уходить. Орлов подошел к телефону, чтобы пристроить нас на машину, но я отвлек его вопросом – работал ли он здесь, когда было принято решение строить заводы на левом берегу.
– Было такое. А что?
– А вы не пробовали разместить жилые районы вне задымления?
– Хм… Пробовали! Целая история. Может быть, задержитесь, если вас это интересует?
– Еще бы не задержаться!
– Собственно, это было дело Гипрограда – там разрабатывали генеральный план города. Но мы там сделали такую попытку. Наше предложение совпадало с гипроградовским: развивать Соцгород не на сближение со старым городом, а на правом берегу. Получалось, правда, два города на неопределенно долгое время, но из двух бед выбирают меньшую. А у меня возникла, было, и такая идея…
Орлов лихо и довольно правильно нарисовал контуры верхней части Хортицы, обоих берегов Днепра, плотины и обвел их кругом с центром между плотиной и Хортицей.
– Представьте: город на склонах обоих берегов и верхней части Хортицы. Как стрелка в Ленинграде, только природа куда богаче. Но, поразмыслив, я отказался от этой идеи.
– Почему? – спросил Сабуров.
– Вы были на Хортице? Изумительный остров. Не надо его трогать. Я это чувствовал, а тут вдруг… В Гипрограде работал архитектор… Владимир… Владимир…
– Владимир Михайлович Орехов? – спросил я.
– Верно, Орехов. Вы его знали?
– Он вел группу студентов в нашем институте.
– Так этот Орехов предлагал застраивать не Вознесенку или правый берег, а Хортицу.
– Хортицу? – вырвалось у меня.
– Представьте себе. И отстаивал эту идею рьяно, я бы сказал – назойливо. Поддержки ни у кого не получил. Хортицу трогать упаси бог: это уникальный уголок. Тогда я и отказался от этой своей мысли. – Орлов потрогал только что сделанный набросок. – Хорошо, что никому не успел показать – недосуг было довести эскиз до ума. Хортицу только тронь – потом застройку не остановишь. Вот посадили на Хортице институт электрификации сельского хозяйства, не нашли другого места. Вам бы сейчас поставить вопрос – не восстанавливать этот институт, а вынести его за город… Вот такая была история с географией. У Толстого какую-то идею Каренина, я уже не помню, в чем она заключалась, погубили его противники весьма оригинальным способом. Не помните?
– Помню, – сказал я. – Довели ее до абсурда.
– Вот так и мою идею погубил Орехов, доведя ее до абсурда. Впрочем, она с самого начала была порочной, хотя и выглядела очень привлекательно.
– Порочное часто выглядит привлекательным, – сказал Сабуров, и мы засмеялись. – Георгий Михайлович, а какова судьба вашего предложения – застраивать правый берег?
– Хм… Ну, Мамземов должен был поднять этот вопрос по своей линии. А наше начальство имело контакты в более высоких сферах, и мы уговорили его поставить этот вопрос перед Орджоникидзе. У нашего начальства своих вопросов всегда хватало, но раз оно взялось и за этот, можно было не сомневаться, что обещание выполнит. Ответ мы ждали очень долго и получили его, когда и ждать перестали. Ответ был такой: жилье для заводов строить на том же берегу, что и заводы. По тем временам это было вполне логично. Удивительно, как никто из нас сам этого не сообразил. Не могу сказать, что нас, да и Мамземова, ответ обескуражил. Мы тогда не представляли себе степень задымления. Заводы – далеко. Товарищи, что с вами? Что вас так обескуражило?
– Дело в том, – сказал Сабуров, – что Гипроград начинает разработку схемы генерального плана в двух вариантах…
– Иван Иваныч? Мамземов?
– Мамземова сейчас в Гипрограде нет. Лидия Николаевна Дмитриевская.
– Не знаю такую. Ну, ну… Так что?
– Схему решили разработать в двух вариантах: по старому генплану и с развитием города на правом берегу.
– Ну и прекрасно, пусть разрабатывают. Обстоятельства-то изменились. А заводы сильно разрушены? Вы их видели?
– Мы их обошли. Сплошные руины, – сказал Сабуров.
– Там и восстанавливать-то нечего, – добавил я.
– Руины – не руины, а восстанавливать или заново строить, наверное, будут на прежнем месте. Так дешевле, а главное – быстрее. Но жилье, на Вознесенке ли, или на правом берегу, все равно строить новое. А обстоятельства-то изменились. Хотя… Хм… Я вас, кажется, начинаю понимать. А вы с местным начальством этот вопрос обсуждали?
– Обсудили, – ответил Сабуров и рассказал о совещании у Васильева и о том, что с решением совещания согласилось руководство области.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Конспект"
Книги похожие на "Конспект" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Павел Огурцов - Конспект"
Отзывы читателей о книге "Конспект", комментарии и мнения людей о произведении.