Павел Огурцов - Конспект

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Конспект"
Описание и краткое содержание "Конспект" читать бесплатно онлайн.
«Конспект» – автобиографический роман, написанный архитектором Павлом Андреевичем Огурцовым (1913–1992). Основные события романа разворачиваются в Харькове 1920-х – 1941 гг. и Запорожье 1944 – 1945 гг. и подаются через призму восприятия человека с нелегкой судьбой, выходца из среды старой русской интеллигенции. Предлагая вниманию читателей весьма увлекательный сюжет (историю формирования личности на фоне эпохи), автор очень точно воссоздает общую атмосферу и умонастроения того сложного и тяжелого времени. В романе представлено много бытовых и исторических подробностей, которые, скорее всего, неизвестны подавляющему большинству наших современников. Эта книга наверняка вызовет интерес у тех, кому небезразлична история нашей страны и кто хотел бы больше знать о недавнем прошлом Харькова и Запорожья. Кроме того, произведение П.А. Огурцова обладает несомненными литературными достоинствами, в чем мы и предлагаем вам, дорогие читатели, убедиться.
– Есть одна идея, – ответил Сабуров.
– И у меня появилась, – сказал я.
– И у меня мелькнула интересная мысль. Надо ее проверить, – сказала Дмитриевская. – Давайте прямо сейчас поэскизируем и посмотрим наши предложения.
– Это времени много не займет, – сказал Сабуров. Лидия Николаевна, не одолжите ли вы нам походный генплан? Вера Абрамовна, а вы не хотите принять участие?
– Я об этом не думала, и прямо так сходу… Сейчас у меня нет предложения, – ответила Корочанская.
Я достал нашу схему генплана, Дмитриевская – его светокопию. Наступила тишина.
– Конкурс идей, – сказал Ярославский.
– Блицтурнир, – удивил репликой Муленко.
Минут через пять Дмитриевская и я, как по команде, поднялись и с эскизами подошли к Сабурову. И у него был готов эскиз. Мы взглянули на них, друг на друга, и стали смеяться. Подошли Корочанская и Ярославский и тоже засмеялись. У нас троих оказалось одно предложение. Против сожженного театра по другую сторону улицы квартал слабо застроен: три-четыре ветхих глинобитных домика и столовая в одноэтажном модерне. А по другую сторону этой части квартала, на другой стороне улицы – незастроенная территория рядом с обкомом – двор бывшего земства. На нем мы и разместили театр с площадью перед ним до главной улицы.
– Мне нравится, – сказала Корочанская.
– Редкий случай, – сказала Дмитриевская. – Обычно: два архитектора – три мнения.
– Перст Божий, – сказал Ярославский.
Подошел Муленко, посмотрел.
– Вот только согласится ли обком, чтобы рядом с ним был театр?
– А он там не будет вечно, со временем перейдет в новое здание, – ответила Дмитриевская.
– Когда это еще будет?
– А чем обкому помешает театр? – спросил Сабуров.
– Как-то непривычно: обком и театр. А может эта территория потребуется обкому для гаражей или еще чего-нибудь.
– Построят в другом месте, – сказал я.
Муленко молча вернулся к своему столу.
– Так как? – спросила Дмитриевская.
– Вот так, – ответил Сабуров.
После работы засел за проект восстановления дома. Как ни изощрялся, – лучшее, что у меня получалось – двухкомнатные квартиры с отдельной кухней, но передняя, ванная и туалет – общие для двух квартир. Далеко не экстракласс, как говорит Лидия Николаевна.
Какая-то срочная работа помешала мне принять участие в поездке по Днепру. После завтрака Дмитриевская, Ярославский, Сабуров и Корочанская из столовой отправились на пристань, а я днем был у Беловола и после разговора по делу спросил:
– Вы не ходатайствовали о переносе завода имени Войкова?
– Я-то ходатайствовал. Сразу после нашего разговора подготовил проект письма обкома и облисполкома и отдал его Васильеву. Знаю, – потом оно пошло в обком и там застряло. А когда был получен приказ ГКО о восстановлении завода, меня там еще и отчитали за неуместную инициативу, за то, что я их чуть не подвел. Вот так, Павел Андреевич. Только вы не подумайте, что я считаю, будто допустил ошибку. Вынести этот завод – мысль была правильная. Другое дело, что я не был достаточно настойчивым, не подключил горком. Впредь наука. А вы не ставили этот вопрос перед своим Управлением?
– Нет. Это, конечно, наша ошибка. Хотя… Нам же сказали, чтобы мы большие заводы не трогали.
– Да какой он большой! Вот теперь, наверное, станет большим. Да что теперь об этом говорить!
– В схеме генерального плана Дмитриевская наметила на месте этого завода театр и сквер.
– Театр? А, пожалуй. Театр был расположен неудачно. Раз завод будет восстанавливаться, надо бы подобрать другое место для театра.
– Вот наше общее предложение. – Я положил перед Беловолом эскиз.
– А хорошее предложение. – Театр будет виден с главной улицы, перед ним площадь со сквером. Вы не оставите мне чертежик? Я покажу его председателю и в горкоме, пусть привыкают к этой мысли. А Васильеву вы не показывали?
– Мы только вчера подобрали это место. А сегодня все на Днепре.
– Ну, ничего. Мы с вами тоже посмотрим с Днепра на город.
Полукоммунальные квартиры, – сказала Дмитриевская, увидев мою планировку восстанавливаемого дома.
– Ну что ж, – сказал Сабуров, – если заказчик согласится, так и проектируйте. Видите ли, Лидия Николаевна, здесь полноценные квартиры получатся только пятикомнатные. А заселят их сами понимаете как. Так лучше уж такие квартиры. Главное место квартирных склок – кухня. А кухня – отдельная.
– А если поставить условие, как предлагал Павел Андреевич, – отстроить еще одну лестничную клетку?
– Пойдут в облисполком, обком и добьются своего. Надо учитывать сегодняшние возможности.
От заказчика опять пахло водкой. Спившийся интеллигент – подумал я. Он посмотрел планировку и, мягко улыбаясь, сказал:
– Вот и получилось. Давайте договариваться.
– Начальству покажите?
– Нет надобности. Доложу. Такие квартиры нас вполне устроят, да и лучшего не придумаешь. От вас нам потребуется немного: рабочие чертежи поэтажных планов и фасадов, поперечные разрезы по квартирам и по лестнице, чисто архитектурные – без начинки, эскизы столярки и крыши под железо и под черепицу или шифер – неизвестно что у нас будет. Вот, пожалуй, и все. Остальное сделаем сами.
– Так ведь для черепицы и шифера уклоны разные.
– Давайте под черепицу. Насобираем на разрушенных домах. Татарку.
– А полы?
– А что полы? Дощатые, конечно. Лес у нас будет. А метлахскую плитку уже собираем впрок.
– Перегородки деревянные или кирпичные?
– Кто его знает. Давайте деревянные, в случае чего поменяем на кирпичные.
– Еще такой вопрос. У меня здесь все квартиры – двухкомнатные. А можно сделать часть трехкомнатными, часть – однокомнатными. Попрошу вас оговорить набор квартир.
– Трудный вопрос. Заранее не угадаешь. Оставьте все двухкомнатными, а при необходимости мы сами изменим. К середине августа сделаете?
– Боюсь подвести. Заниматься вашим делом буду в нерабочее время, а у меня его мало – всегда могут оторвать срочным заданием. К тому же мне предстоит поездка, примерно, на неделю.
– Назовите свой срок.
– К сентябрю.
– Приходится соглашаться, выбора у нас нет. Сколько возьмете за работу?
Опыт у меня уже накоплен, и я назвал сумму, без запроса.
– И еще рулон кальки и несколько листов полуватмана. Работать не на чем.
– Договорились. Завтра приду с договором, принесу кальку и полуватман.
– Когда я сказал о рулоне кальки, Сабуров и Корочанская насторожились.
– Павка, насчет кальки ты гений, – сказала Корочанская. – Для всех?
– Конечно.
– Григорий Георгиевич, – сказала Дмитриевская. – Я вам оставлю начатый рулон кальки. Не взамен походного генплана, а кроме того.
– Лидия Николаевна! – сказал Ярославский. – А как вы отчитаетесь за походный генплан? Он же с грифом. Лучше отправить его спецпочтой.
– А! Нужен запрос, начальство потребует сделать дубликат, выставит счет. У вас же нет сейфа? Хранить будут в спецчасти облисполкома, каждый раз брать… Пока я работаю по Запорожью, у меня его никто не спросит. А привезу новую схему генплана – тогда и верну. Вы его только не потеряйте.
От заказчика пахло водкой постоянно. Он принес договор, рулон кальки и несколько листов полуватмана. В договоре все было оговорено пунктуально, но сумма оказалась на пятьсот рублей больше. В ответ на мое удивление он сказал:
– Это мне. Комиссионные.
– Нет. Я работать на таких условиях не буду.
– Матушка тяжело больна. Нужны деньги, – тихо сказал он, опустив голову и искоса на меня посматривая. Не знаю, какое здоровье у матушки, но деньги ему нужны на водку.
– Знаете что. Забирайте мои эскизы и проектируйте сами. Справитесь.
– Это ваше последнее слово?
– Совершенно верно.
Посидев молча, он сказал:
– Отложим разговор на завтра.
Договор унес с собой, кальку и полуватман оставил.
– Я думал, – сказал Сабуров, – комиссионные берут только на Кавказе.
На следующий день заказчик тихо сказал мне:
– Войдите в мое положение. Я назвал директору стоимость проекта. Как же я назову теперь другую? Пусть вся эта сумма будет вам.
– Нет. Вся эта сумма мне не нужна. Да возьмите вы эскизы и запроектируйте сами. Вот вам и выход из положения.
– А сколько вы положите за свои труды?
– Да нисколько. Возьмите так.
– Так не положено. Извините за откровенность, – странный вы человек. Ну, хорошо. Еще раз отложим этот разговор.
– Павка, что ты чудишь? – сказала Корочанская после его ухода. – Чего ты отказываешься от пятисот рублей? Ведь никаких расценок у нас нет.
– А ты не понимаешь? Этот алкоголик будет ходить за мной по пятам и ныть, чтобы я отдал ему его пятьсот рублей.
– Или просто их не отдаст, – сказал Сабуров.
В этот день уехали Дмитриевская и Ярославский.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Конспект"
Книги похожие на "Конспект" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Павел Огурцов - Конспект"
Отзывы читателей о книге "Конспект", комментарии и мнения людей о произведении.