» » » » Авторский коллектив - Исламоведение


Авторские права

Авторский коллектив - Исламоведение

Здесь можно скачать бесплатно "Авторский коллектив - Исламоведение" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Исламоведение
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Исламоведение"

Описание и краткое содержание "Исламоведение" читать бесплатно онлайн.








зают из орнаментов, а на смену им приходит каллиграфическая

вязь, привлекающая внимание не только содержанием текста,

но и удивительным по красоте и исполнению почерком.

Во всех областях мусульманского мира процветала худо-

жественная обработка металла. Изделия из бронзы и латуни —

§ 3. Ислам и искусство 313

314 Глава 9. Мусульманская культура, наука и искусство

чаши и кувшины, подсвечники и курильницы — украшались

гравировкой и чеканкой, иногда они имели форму диких зверей

и птиц. Бронзовые пластины с прорезным и чеканным узором

украшали створки дверей в крупных мечетях и дворцах. Внима-

ние созерцателей привлекала не столько форма изделий, сколь-

ко мастерски выполненный орнамент.

Из больших кристаллов ремесленники искусно вырезали

бокалы, флаконы и кувшины, на поверхности которых чётки-

ми линиями гравировали декоративные композиции. Пышные

узоры украшали рукодельные ковры. Золотым шитьём покры-

вали занавесы, одеяла, подушки, подолы длинных одежд. Разно-

образием композиций отличались узоры дорогих тканей, осо-

бенно шёлковых.

Кожаная мозаика находит применение в создании узорной

обуви. Сапожки (ичиги), прекрасные образцы художественно-

конструктивного решения обуви, своей популярностью обязаны

тонкому умению и технической изобретательности создателей,

сложной природе ичижного шва, остроумному расположению

мозаичных узоров, скрывающих место стачивания швов.

При создании узора сапожков кожа разного цвета складыва-

лась слоями, а затем прорезалась особым способом по орнамен-

тальным трафаретам. Из кусочков кожи составлялся сложный

узор, а затем они сшивались встык вощёной нитью с одновре-

менным прокладыванием декоративного шва в виде узлов вы-

шивальной цепочки из цветных шёлковых и в отдельных случаях

золотых или серебряных нитей. В получившемся вышивальном

шве чередовались участки двух-трёх разных цветов.

§ 4. Мусульманская культовая архитектура

Развитие мусульманской архитектуры. В каждом регионе мусуль-

манского мира зодчество имело определённые особенности,

связанные с местными архитектурными традициями. В процес-

се творческой переработки местных традиций зодчими Хали-

фата были выработаны основные принципы исламской архи-

тектуры, оказавшие существенное влияние на монументальное

искусство мусульманских народов.

Эпоха правления Омейядов стала переходным этапом раз-

вития сиро-палестинской и иракской архитектуры. К сожале-

нию, большинство дворцовых комплексов того периода было

разрушено. Однако сохранившиеся памятники и результаты

археологических раскопок позволяют судить о величественнос-

ти тех сооружений и изысканности их интерьера. Крупнейшим

памятником того периода является мечеть Омейядов в Дамаске,

воздвигнутая по приказу халифа Валида бин Абд аль-Малика

в 706–715 годах на месте церкви св. Иоанна Крестителя, в своё

время сменившей римский храм Юпитера Дамасского.

Период расцвета династии Аббасидов был отмечен сближе-

нием многочисленных мусульманских народов с разными укла-

дами экономической, политической и культурной жизни. В сто-

лицах Халифата Самарре и Багдаде утверждался новый стиль

арабской архитектуры, определяемый религиозными и полити-

ческими требованиями, но в то же время не лишённый духов-

ной содержательности и художественной оригинальности. Один

из памятников эпохи Аббасидов, ныне полуразрушенная Боль-

шая мечеть аль-Мутаваккила в Самарре, внешне напоминала

укреплённый замок и была обнесена высокой кирпичной стеной

с полубашнями. Строгий ритм полубашен снаружи и столбов

в интерьере характеризовал нравы восточного Средневековья.

Быстрыми темпами развивалась архитектура в мусульман-

ской Андалусии. Изумительным памятником испано-маври-

танской культуры является Большая мечеть Кордовы, постро-

енная в 784–786 годах и значительно расширенная в IX–X вв.

После изгнания мусульман из Испании мечеть была перестро-

ена в католический собор. Тем не менее, украшенные резным

узором арки, разные по цвету мрамора величественные колон-

ны и многоцветная мозаика всё ещё вызывают ощущение воз-

вышенной торжественности.

Своеобразная школа зодчества сложилась в X–XII вв. в Си-

рии. Сохранив местные традиции строительства из камня, она

приобрела новые формы и очертания. Как и в других областях

Средиземноморья, здесь были распространены минареты в ви-

де квадратной башни, украшенной декорациями и увенчанной

балкончиком. Замечательный памятник архитектуры того пери-

ода — минарет Большой мечети Халеба (1094–1095), возведён-

ный зодчим аль-Хасаном ас-Сармини.

Характерный образец монументального творчества эпохи

Фатимидов — мечеть аль-Хакима в Каире, построенная в нача-

§ 4. Мусульманская культовая архитектура 315

316 Глава 9. Мусульманская культура, наука и искусство

ле XI века. Строгий архитектурный облик мечети, напоминаю-

щей крепость, определяется не только глухой внешней стеной,

но и башнеобразными минаретами и массивными прямоуголь-

ными столбами во дворе сооружения. Египетские зодчие того

периода отдавали предпочтение художественным декорациям

на глади плотной каменной кладки.

Многочисленные памятники культового зодчества Север-

ной Африки относятся к периоду правления династий Альмо-

равидов и Альмохадов (XI–XIII вв.). В 1135–1142 гг. была пере-

строена и расширена мечеть Карауин в Фесе, основанная в 859 г.

и до сих пор изумляющая величественным молитвенным залом

и сводами с резным орнаментом и росписями. В этой мечети

размещался крупнейший университет Магриба.

Своеобразные архитектурные традиции сложились в Азер-

байджане. Местные зодчие возводили мечети, дворцы, усыпаль-

ницы, мосты, водохранилища и другие сооружения. Шедевром

творчества известного мастера Аджеми бин Абу Бакра был 25-

метровый башенный мавзолей Момине-хатун в Нахичевани,

воздвигнутый в 1187 г.

Важную роль в развитии архитектуры Среднего Востока

сыграл зодчий Кавам-ад-дин Ширази, создавший конструкцию

на пересекающихся арках, позволившую расширить подкуполь-

ное пространство. Крупнейшая постройка зодчего — культовый

ансамбль Мусаллы близ Герата, сооружённый в 1417–1438 гг.

Расцвет османского зодчества связан с именем турецко-

го мастера Синана. Среди более трёхсот мечетей, дворцов, гос-

питалей, мостов и других построек выдающегося зодчего наи-

большей славой пользуются мечети Шахзаде (окончена в 1548)

и Сулеймание (1550–1557) в Стамбуле, а также мечеть Селимие

(1569–1575) в Эдирне.

При строительстве мечетей и других культовых сооружений

мусульманские архитекторы до сих пор сохраняют верность

традициям, выработанным на протяжении столетий. Несмот-

ря на влияние современных школ, практически все крупные па-

мятники мусульманского мира отличаются удивительным деко-

ративным орнаментом и величественной монументальностью.

Архитектурные особенности мечетей. Главным культовым соору-

жением в исламе является мечеть. Строительные и художест-

венные приёмы, используемые при строительстве мечетей, раз-

вивались и совершенствовались на протяжении всей истории

ислама. Главная мечеть Медины, возведённая Пророком Му-

хаммадом сразу после Хиджры, представляла собой довольно

скромную постройку. Однако уже в период правления Омейя-

дов мечети стали превращаться в величественные сооружения,

свидетельствующие о могуществе ислама и его последователей.

Первые мечети представляли собой двор, окружённый гале-

реями. Колонны внутри мечети перекрывались арками, на ко-

торые опиралась крыша постройки. Первоначально при стро-

ительстве мечетей использовались колонны и другие части

немусульманских построек, как это было при возведении ме-

чети Омейядов в Дамаске. Впоследствии сложились определён-

ные правила возведения исламских культовых сооружений, ко-

торые соблюдаются по настоящее время.

Одним из самых характерных элементов архитектуры мече-

тей является купол. Первыми мечетями с куполами стали Куб-

бат-ас-Сахра («Купол скалы») в Иерусалиме и мечеть Омейя-

дов в Дамаске. Портально-купольные постройки, сочетающие

портал и увенчанный куполом молитвенный зал, пользовались

большой популярностью в различных частях мусульманско-

го мира. С XII века широко распространился тип соборных ме-

четей с четырьмя айванами — колонными залами без передней

стены на каждой стороне двора.

Другая отличительная особенность мечетей — наличие ми-

наретов, с которых муэззины призывали на намаз. Первый мина-


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Исламоведение"

Книги похожие на "Исламоведение" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Авторский коллектив

Авторский коллектив - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Авторский коллектив - Исламоведение"

Отзывы читателей о книге "Исламоведение", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.