Авторский коллектив - Исламоведение
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Исламоведение"
Описание и краткое содержание "Исламоведение" читать бесплатно онлайн.
и соблюдения норм поведения при их посещении. Поддержи-
вать дух единобожия в мечети — одна из основных обязаннос-
тей верующего, поскольку в Коране сказано: «Мечети прина-
длежат Аллаху. Не взывайте же ни к кому наряду с Аллахом»
(сура 72 «Джинны», аят 18). Поэтому Пророк Мухаммад, одер-
жав победу над мекканцами и вступив в Заповедную мечеть,
в первую очередь разрушил стоявшие вокруг Каабы идолы.
С целью защиты единобожия ислам предписывает с особой
тщательностью подбирать места для строительства мечетей
и запрещает возводить их на могилах, особенно на могилах пра-
ведников, чтобы почитание домов Аллаха не приводило к чрез-
мерному возвеличиванию покойных.
Отправляясь в мечеть, мусульмане обычно надевают луч-
шую одежду, а мужчины умащаются благовониями. Коран гла-
сит: «Облекайтесь в свои украшения при каждой мечети»
(сура 7 «Ограды», аят 31). Считается, что каждый шаг по пути
в мечеть смывает один из совершённых ранее грехов и подни-
мает человека на одну ступень перед Аллахом, и поэтому жела-
тельно идти в мечеть пешком, не спеша и поминая Аллаха.
В мечетях не принято занимать место имама без его разре-
шения. В одном из хадисов говорится: «Пусть никто не руково-
дит намазом в присутствии хозяина владений и не садится на
почётное место в его доме без разрешения». Во времена Проро-
ка мужчины и женщины молились вместе: мужчины занимали
передние ряды, а женщины — задние. Сегодня во многих мече-
тях для мужчин и женщин отводятся раздельные помещения.
Согласно Шариату, в мечетях следует избегать любых пос-
тупков, которые могут доставить беспокойство окружающим,
воздерживаться от бесполезных разговоров и громкого смеха.
Пророк Мухаммад велел не приходить на коллективные намазы
тем, кто поел лук или чеснок в сыром виде, чтобы неприятный
запах изо рта не вызывал отрицательные эмоции у прихожан
и не отвлекал их от размышлений и молитв. В одном из хадисов
сообщается, что Пророк велел возводить мечети в жилых квар-
талах, держать их в чистоте и умащать благовониями.
С целью поддержания чистоты при входе в мечеть мусуль-
мане снимают обувь. В мечетях запрещается сорить и плевать-
ся, а убрать даже соринку с пола считается добрым поступком.
Согласно мусульманской традиции, в мечети нельзя находить-
ся в состоянии полового осквернения (не искупавшись после
супружеского соития или поллюции), а также женщинам во
время месячных кровотечений.
§ 4. Мусульманская культовая архитектура 321
322 Глава 9. Мусульманская культура, наука и искусство
В мечетях запрещается торговать и громко объявлять
о пропаже, поскольку торговля отвлекает людей от поклоне-
ния Аллаху, а объявление о пропаже вселяет в их души сомне-
ние и недоверие к прихожанам. Шариат запрещает присваивать
найденные вещи и обязывает того, кто нашёл ценную вещь, ис-
кать её хозяина в течение целого года. И только в том случае, ес-
ли поиски не принесут никакого результата, находку разреша-
ется оставить себе и использовать. Найденные в мечетях вещи
принято сдавать смотрителю, а в крупных мечетях существуют
специальные комнаты для хранения находок.
§ 5. Вклад ислама в развитие мировой цивилизации
Развитие науки в мусульманском мире. С начала VIII века в му-
сульманском мире появился большой интерес к различным
наукам. Правители заботились о сохранении, приумножении
и распространении знаний, высоко ценили учёных и создавали
условия для тех, кто желал целиком посвятить себя служению
науке. Интерес к постижению знаний начинался с изучения
Священного Корана и арабского языка. Мусульмане заучивали
наизусть Коран и изречения Пророка, изучали его жизнеописа-
ние и наставления. В исламском мире практически не было без-
грамотных людей. Даже старики и немощные люди обучались
грамоте, чтобы читать Коран на арабском языке. Повсемест-
ное использование арабского языка было одним из факторов,
способствовавших распространению знаний в мусульманских
странах. В период правления халифа аль-Валида бин Абд-аль-
Малика (705–715) арабский язык был объявлен официальным
языком мусульманского Халифата.
Большое внимание уделялось развитию арабской письмен-
ности и сохранению научного наследия. Книгоиздатели забо-
тились о художественном и графическом оформлении книг, ка-
честве бумаги и переплёта. Во всех областях мусульманского
мира были основаны публичные и частные библиотеки, кото-
рые поддерживали тесные связи друг с другом. Труды, появляв-
шиеся в Багдаде или Дамаске, посредством торговых караванов
в течение нескольких месяцев доходили до Магриба и Кордовы.
Тысячи книг, посвящённых толкованию Корана, хадисам Про-
рока, мусульманскому праву, арабскому языку, поэзии мусуль-
манских народов, жизнеописаниям учёных и правителей, гео-
графии и прочим наукам, быстро достигали самых отдалённых
городов Халифата.
Библиотеки служили не только для хранения и чтения книг.
Они были местом научных собраний и дискуссий. В них пере-
писывались труды учёных, в них писали и творили многие ве-
ликие мыслители. Знания были достоянием общественности,
и каждый желающий имел возможность воспользоваться услу-
гами библиотек и получить доступ к ценным и редким трудам.
Отсутствие цензуры, почтительное отношение к учёным, широ-
кий доступ к знаниям — всё это способствовало бурному раз-
витию общественной и научной мысли в Халифате, пробудило
интерес к философии и естествознанию.
В период правления династии Аббасидов началась беспре-
цедентная по своим масштабам кампания по переводу научных
и философских трудов с различных языков мира на арабский
язык. Мусульмане по праву гордятся тем, что они сохранили
наследие предыдущих цивилизаций, способствовали дальней-
шему развитию философии и прочих наук. Уважительное отно-
шение к чужой культуре отличало мусульманских правителей
от многих других завоевателей. К примеру, после покорения
монголами Багдада и падения Кордовы были сожжены библи-
отеки и разрушены тысячи памятников мусульманской культу-
ры. По свидетельствам историков, в Кордове испанцы сожгли
около семидесяти книгохранилищ, в которых находилось свы-
ше 1 050 000 томов. Монголы после завоевания Багдада сброси-
ли сотни тысяч книг в реку Тигр, после чего вода в реке в тече-
ние трёх дней оставалась чернильного цвета.
Интерес к переводам научных трудов зародился ещё в эпо-
ху Омейядов, но возродился с новой силой в период правления
аббасидского халифа аль-Мансура (754–775). Внимание мусуль-
манских учёных привлекали в первую очередь труды древнегре-
ческих врачей и астрономов, чьё наследие к тому времени было
предано забвению, а многие рукописи были захоронены вмес-
те с их авторами. Мусульмане принимали книги античных мыс-
лителей вместо джизьи, обменивали на них пленных византий-
цев и просили византийских чиновников найти книги, которые
упоминались в уже переведённых трудах. Благодаря этому не-
которые из древних трудов были извлечены из могил их авто-
§ 5. Вклад ислама в развитие мировой цивилизации 323
324 Глава 9. Мусульманская культура, наука и искусство
ров. Халиф аль-Мамун, основавший «Дом мудрости» в Багдаде,
щедро вознаграждал переводчиков, давая им столько золота,
сколько весила сама книга. На арабский язык были переведены
труды таких учёных античного периода, как Пифагор, Платон,
Аристотель, Архимед, Гален, Гиппократ, Евклид. К ним были на-
писаны многотомные комментарии, идеи античных философов
были творчески осмыслены в свете мусульманской традиции
и получили дальнейшее развитие.
Расцвет науки и мысли в Халифате пришёлся на XI–XIII вв.
Достижения мусульманских учёных в различных областях зна-
ния способствовали развитию военного дела, градостроения,
мореплавания, хозяйственных и общественных отношений.
Благодаря этому известный востоковед Франц Роузенталь спра-
ведливо охарактеризовал культуру мусульманского Востока как
«торжество знания».
Современные учёные из мусульманских стран — врачи,
физики, химики, биологи — продолжают вносить свой вклад
в развитие мировой науки. Их заслуги признаются не толь-
ко на родине, но и в остальном мире. Достаточно назвать име-
на выдающегося пакистанского химика, одного из основателей
Пакистанской академии наук Салимуззамана Сиддики (1897–
1994) или индийского врача, возродившего традиционную сис-
тему медицины унани, Хакима Аджмал-хана (1863–1927).
Научной общественности хорошо известны достижения па-
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Исламоведение"
Книги похожие на "Исламоведение" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Авторский коллектив - Исламоведение"
Отзывы читателей о книге "Исламоведение", комментарии и мнения людей о произведении.